Когда-то через Курск из Москвы шли поезда «на юга». Именно так мы добирались в Крым, до Феодосии, или на Кавказ, до Туапсе. Из тех путешествий я помню только бабулек, продающих на перроне вареных кур и вкуснейшую картошку с укропом, да еще вывеску кафе со смешным для московского уха названием «Куряночка», которая после отправления поезда за секунду проносилась за окном нашего купе. И вот, наконец, через тридцать с лишним лет, меня занесло в Курск в командировку. На осмотр города у меня было чуть больше четырех часов, чего, как оказалось, для обзорного знакомства с городом вполне достаточно.
Сами куряне любят называть свой город Большой деревней. Говорят, что совсем недавно это утверждение полностью соответствовало действительности. Сегодня, особенно в центре, дела обстоят несколько иначе. А вот на окраинах Курск всё еще остается тихим городом одноэтажных домиков и пестрых, «непричесанных» палисадов, цветы в которых растут так, как сами для себя решили.
Но и здесь уютные с виду развалюшки обзаводятся новыми пластиковыми фасадами и окнами. Иногда одна половина дома уже шагнула в XXI в., в вторая всё еще живет в XIX в.
Правда, с первого раза понять, где именно у Курска центр, а где окраина, достаточно сложно. Обычно в центре города положено находиться железнодорожному вокзалу. В Курске всё наоборот. Вокзал скромно прижат к северо-западной окраине и окружен все теми же частными домишками в один этаж.
Зато Привокзальная площадь с её 36 000 кв. м. официально носит титул самой большой в городе. Правда, объемы эти совершенно незаметны, потому что площадь имеет неправильную, вытянутую с севера на юг форму, которая никак не добавляет ей изящества.
Сразу за привокзальной площадью находится Парк Дворца культуры железнодорожников. В принципе, ничего выдающегося в нем нет. Но для того, чтобы немного передохнуть на лавочке возле фонтана, парк вполне подходит.
В парке установлен памятник, посвященный подвигу курских железнодорожников во время Второй мировой войны. Открыт он был в 2013 г., к 70-летию Курской битвы. Памятник имеет весьма оригинальную форму. Он выполнен в виде креста, который образуют арка и две перекладины из рельс. В арке установлен набатный колокол, а на перекладинах модели двух легендарных паровоза – «М» (Маруся) и «ОВ» (Овечка).
Сам же парк разбит на месте, где раньше находилась построенная в 1884 г. Николаевская церковь и принадлежащее ей Николаевское кладбище. В память всех упокоенных на этом кладбище, чьи могилы были разорены, скоро должна быть заложена часовня, о чем повествует надпись на памятном камне.
Николаевскую церковь и кладбище разрушили в 1927 г. На месте храма появился клуб, которому дали имя советского партийного деятеля и с 1924 по 1930 гг. народного комиссара путей сообщения Яна Эрнестовича Рудзутака. Честно говоря, раньше я об этом человеке ничего не слышала, а когда стала интересоваться, вычитала в Википедии, что он был женат на приемной дочери Ленина и Н.К. Крупской. Факт усыновления Марии Кузьминичны Рудзутак семьей вождя мирового пролетариата всё-таки остается достаточно спорным. Зато точно известно, что 24 мая 1937 г. Ян Эрнестович был арестован по обвинению в «контрреволюционной троцкистской деятельности и шпионаже в пользу нацистской Германии» и участии в заговоре маршала Тухачевского. На допросах его неоднократно пытали, но виновным себя он не признал и показаний не дал, что не помешало вынести смертный приговор, который был приведен в исполнение 29 июля 1938 г. В этом же году поменял свое имя и курский клуб, а во время войны здание клуба было разрушено бомбардировкой.
В 1950 г. здесь появился новый клуб, построенный по проекту архитектора Н.А. Вишнякова. Здание это получилось достаточно противоречивым. Западный фасад – чистый и достаточно «стройный» сталинский ампир.
Зато восточный фасад огромный и нелепый, словно осевший куль с мукой. Но это здание тоже в некотором смысле уникально, т.к. является одним из последних в своем роде. Его строительство обошлось казне в 5,2 млн руб. Значительная часть этих денег ушла на декор – лепнину, паркет и цветной мозаичный пол в вестибюле. Строительство шло с 1946 по 1950 гг., т.е. в самый разгар послевоенной разрухи. И уже в 1951 г. «архитектурные излишества» стали уступать место
От вокзала в центр города ведет улица Интернациональная. Со времен появления в Курске железнодорожного вокзала, Интернациональная играла роль «парадного входа», через который в центр попадали все прибывшие поездом. Даже последний российский император Николай II во время своего последнего визита в Курск в 1914 г., сойдя с поезда, проезжал именно здесь. Ввиду столь важного статуса уже в 1869 г. Интернациональная улица, которая тогда называлась Шоссейной, была выложена булыжником, имела каменные тротуары и освещалась газовыми фонарями.
Сейчас здесь всё смешалось в одну кучу. Есть и покосившиеся мазанки, и типовые советские панельные дома, и торговые центры постсоветского периода.
Одно из самых новых и заметных зданий на Интернациональной – гостиница Аквамарин, от которой у меня остались самые приятные воспоминания.
Хоршие номера, приятный персонал, спа-центр и очень вкусная кухня в ресторане, из которой особенно советую ростбиф.
Да и вид из окон в Аквамарине неплохой.
А теперь рванем в центр, на Красную площадь и к Знаменскому собору. Именно это место считается официальным центром Курска и именно здесь когда-то начался город. Даже по официальной версии Курск на 115 лет старше Москвы. Первое упоминание о нем содержится в Житии Феодосия Печерского и относится к 1032 г. Но уже в этой летописи Курск описывается как крупный торговый город, а археологи вообще убеждены, что еще в 982 – 984 гг. на месте современного Знаменского собора и Красной площади существовала крепость.
В 1094 или 1095 г. курским князем стал сын Владимира Мономаха, Изяслав. С этого времени, а по мнению некоторых ученых, даже чуть раньше, ведёт свою историю Курское княжество, которое просуществовало до конца XIII в. Княжество лежало на самой границе с Великой степью. В постоянных стычках с кочевниками-степняками куряне оттачивали боевые навыки и закаляли дух. В историю они вошли как искусные войны и даже в Слове о полку Игореве курян упоминают как бывалых ратников.
К сожалению, напоминаний о тех временах в городе почти не осталось. Но на курской Красной площади стоит памятник древнерусскому князю, только не Изяславу, как вы могли бы подумать, а Александру Невскому. Установлен он в 2000 г. к 780-летию со дня рождения святого благоверного князя. Никаких очевидных фактов, связывающих Александра Невского с Курском, не существует. Поэтому получается, что памятник триумфатору Невской битвы и Ледового побоища куряне поставили просто за то, что он близок им по духу.
За спиной у святого князя находится Парк 1 мая. Туда мы не пойдем, т.к. кроме детских аттракционов ничего интересного там нет. Зато обойдем всю площадь по часовой стрелке, начав с одного из главных украшений города, Знаменского собора. Собор этот действительно очень красив и для Курска огромен. Официально он называется Кафедральный собор Иконы Божией Матери «Знамение» и своим появлением обязан образу Богородицы, который в XVI в. находился в Куренной пустыни и уже тогда прославившегося своими чудесами.
В 1612 г., во время осады Курска семитысячным войском польско-литовских интервентов, защитники города крестным ходом обнесли список Коренной иконы по стенам крепости. В итоге поляки, более четырех недель осаждавшие город и даже взявшие часть крепостных стен, так и не смогли выбить защитников Курска из малого острога и отступили. После этого горожане дали слово построить монастырь в честь Божией Матери и чудотворной иконы «Знамение».
В 1613 г. начали строить деревянный монастырь, в который в последствии перебралась братия из разоренной Коренной пустыни. В 1618 г. состоялся первый крестный ход из монастыря в Коренную пустынь, традиция которого сохранилась вплоть до Октябрьской революции и который так нелестно изобразил на своей картине «Крестный ход в Курской губернии» Илья Ефимович Репин. В 1661 г., после большого пожара, монастырь отстроили в камне. Однако к 1815 г. он из-за ветхости был разобран и на его месте построили Знаменский собор, который стоит здесь сейчас. Строительство огромного собора шло 10 лет, а посвятили его победе в Отечественной войне 1812 г. Здание собора при своих объемах получилось достаточно легким, с очень четкими и симметричными линиями, как и положено постройке в стиле классицизма. Огромный купол со световым барабаном обеспечивает наличие внутри большого количества света, а нежно голубые стены и яркие росписи создают внутри ощущение торжества и радости.
8 марта 1898 г. в соборе был совершен террористический акт, целью которого являлось уничтожение чудотворной иконы, которая, к радости и удивлению прихожан осталась нетронутой. В 1924 г. монастырь был закрыт. Однако Знаменский собор действовал до 1932 г. В 1937 г. в здании собора устроили кинотеатр «Октябрь» на 700 мест с кинопроекторами в алтарной части собора. Перед этим были снесены четыре маленьких купола, обе колокольни, раскрыт северный портик и снята ограда. Досталось зданию собора и от фашистов. Однако в 1956 г. здесь вновь стали показывать кино. Церкви же собор возвратился только в 1992 г. Сейчас собор восстановлен с максимальным приближением к его дореволюционному состоянию и содержится в идеальном состоянии. Одним из главных современных украшений собора является уникальное позолоченное паникадило весом 2,5 т и высотой 6,5 м, изготовленное в Софрино.
Буквально в двух шагах от собора в бывших архтерейских палатах XIX в., составляющих единый архитектурный ансамбль со Знаменским собором, находится Курский государственный областной краеведческий музей. Основан он был в 1903 г. Сам император Николай II распорядился выделить на музей 10 000 рублей и дал согласие именовать его Курский историко-археологический и кустарный музей в память посещения Его Императорским Величеством Николаем Александровичем города Курска в 1902 г.
Сейчас это достаточно милое и в меру сонное учреждение, в котором работают очень приятные люди. Экспозиция состоит из нескольких основных собраний, среди которых экология Курской области, Курск древний, Курск средневековый, Курск XVII-XIX вв., Курск революционный, Курск во времена Второй мировой войны и новейшая история Курска. Есть, конечно достаточно скучные залы с чучелами зверушек. Но есть и очень интересные экспозиции, например коллекция доспехов и кухонной утвари XVI-XVII вв., собрание мебели и предметов интерьера XIX в., повторяющих обстановку жилого дома зажиточных горожан, а также реконструкция крестьянской избы.
Единственное «но» — немного странные правила для фото. Снимать можно за 50 рублей, но не сами экспонаты, а только себя на фоне экспозиции.
Если спуститься от здания музея вниз, к улице Луначарского, то по левую руку будет большая площадь, на которой стоит Курский государственный цирк. Впервые капитальное шапито появилось здесь в 1971 г., в эпоху, когда цирк, наряду с балетов, оборонкой и космосом, был «нашим всем». Здание цирка дважды горело, первый раз в 1990 г., когда всё обошлось достаточно легко, и в 1996 г., когда оно выгорело полностью. Восстановили и открыли цирк после того пожара только в 2011 г. Сейчас это здание считается одним из лучших капитальных цирков в России. В один год с открытие цирка поле капитального ремонта перед ним установили памятник Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину, которые изображены во время исполнения их знаменитой репризы с лошадками.
А вот называется площадь, на которой стоит здание цирка, вовсе не Цирковая, а площадь Советов. 26 ноября (9 декабря) 1917 г. в стоявшем здесь здании синиматографа «Гигант» в Курской губернии была провозглашена власть Советов. В память об этом событии в конце 1960-х здесь установили памятный знак «Вся власть Советам».
Еще один интересный памятник стоит с другой стороны площади Советов, у торгов-развлекательного комплекса ГриНН. Называется он «Современный предприниматель» и открыт в 2014 г. по инициативе владельца ТРЦ Николая Грешилова. Скульптор Юрий Киреев изобразил опору отечественной экономики тянущим на собственных плечах по карте России тяжелую телегу с мешками, которые олицетворяют бюрократию, налоги, кредиты, согласования, лицензии, коррупцию.
От памятника предпринимателю можно было бы прогуляться в находящийся на другой стороне улицы Пролетарский сквер. Но на это у меня уже нет времени. Поэтому придется поворачивать обратно, к улице Ленина, которая поведет меня обратно к вокзалу. Но сначала на моем пути будет парк Спутник, Здесь стоит одноименный памятник, посвященный запуску первого искусственного спутника Земли. Правда сами куряне чаще называет этот памятник «Мужик с молотом». Он действительно изображает рабочего, который бьет молотом по наковальне в виде серпа, лезвие которого заканчивается взмывающим вверх спутником. Сам же сквер занимает место, на котором когда-то стояла Николаевская церковь, известная с первой половины XVII в. и разрушенная в 1930-х годах.
Напротив сквера стоит маленькое и очень уютное здание Курского государственного театра кукол, который существует в городе на профессиональной основе с 1944 г.
А в соседнем с театром дворе с 1924 г. по 1928 г. жил автор известной всем жителям СССР сюиты «Время вперед!», Герой социалистического труда, композитор Георгий Васильевич Свиридов, который родился в Курской губернии и которого куряне по праву считают своим. Есть в городе и памятник композитору, который стоит у дома 24 по улице Ленина. Вообще курская земля богата на музыкальные таланты. Здесь родилась знаменитая исполнительница романсов Надежда Плевицкая, баянсит-виртуоз Виктор Гридин, певец-народник Иван Суржиков. Даже символом города является соловей. Почему-то так у природы получилось, что именно в Курске эти птицы особенно заливисты, а их рулады насчитывают до 24 колен.
Теперь выйдем на улицу Марата, где находится одна из самых красивых, на мой взгляд, достопримечательностей города, а именно католический храм Успения Богородицы. Этот храм был построен в 1896 г. по просьбам поляков, которые были сосланы в глубь России после крупного восстания, произошедшего на их родине в 1863 г. Храм возвели в неоготическом стиле и внешне он очень напоминает средневековый замок с двумя украшенными шпилями башенками и розетками-трехлистниками. При строительстве снаружи храма украшали 27 позолоченных крестов и цветная мозаика, изображающая икону Успения Богородицы. В 1930-е годы в храме венчался и крестил дочь знаменитый художник Казимир Малевич, который долгое время жил в Курске на улице, которая сейчас называется Семеновская.
В 1938 г. храм закрыли, а в его здании открыли музей атеизма, в котором даже был установлен действующий маятник Фуко. Вместе с эти был уничтожен алтарь и алтарные скульптуры апостолов Петра и Павла и Девы Марии, пропало большинство храмовых икон и значительная часть утвари, был поврежден орган. В довершение этой невеселой истории во время войны одна из башен храма была разрушена бомбой. В 1997 г. здание храма возвратилось церкви. Сейчас оно отреставрировано. Кроме церковных служб здесь регулярно проводятся органные концерты.
По улице Марата я снова выйду на Красную площадь, полюбуюсь розами у здания городской администрации и пойду гулять по улице Ленина, которая, как я для себя решила, выполняет функцию главной улицы Курска. Здесь находится несколько интересных зданий, самые заметные из которых появились в начале 1950-х годов. Например, универмаг Центральный, Дом книги и гостиница Центральная, здание которой видно на фото слева. Интересно, что с начала 1950-х годов эти здания не меняли своего назначения. Правда, Дом книги на некоторое время закрывался, но сейчас в нем снова располагается магазин «Читай город».
Есть на улице Ленина и более древние памятники. В небольшом дворике между улицами Серафима Саровского и Уфимцева стоит небольшой, но очень интересный храм. В XVII в. на этом месте стоял «убогий дом», в котором находили последний приют бездомные. В 1619 г., благодаря иноку Корниилу Брагину, давшему «вклад по записи», здесь возник Божедомский монастырь, посвященный Илье Пророку и Николаю Чудотворцу. Со временем монастырь вошел в состав Рождество-Богородицкого монастыря, который с 1649 г. стал Знаменским, а деревянная церковь бывшего монастыря стала приходской. В XVIII в. прихожанами этого храма были Исидор и Агафья Мошнины. Здесь же они крестили своего сына, Прохора, прославившего как преподобный Серафим Саровский. В 1768 г. церковь была отстроена в камне и стала называться церковью Ильи Пророка. После разрушения в 1788 г. Воскресенского собора Знаменского монастыря эта церковь сменила название на Воскресенский собор и вплоть до 1833 г. была главным храмом Курска. В 1926 г. храм закрыли и вернули верующим только в 1995 г.
В этом же дворике, напротив храма, в 2008 г. был установлен памятник антоновке, выполненный по проекту скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова. Оказывается, это яблоко считается одним из символом Курской области. Предположительно, именно в Курской губернии в XIX в. в результате спонтанного скрещивания одного из культурных сортов и местной дикой яблони возник этот сорт, прославившийся на всю Россию.
Сразу за тихим двориком с антоновкой и храмом мы уткнемся в пересекающую улицу Ленина улицу Уфимцева. Черный юмор курской топографии тут заключается в том, что Анатолий Георгиевич Уфимцев — это тот самый террорист, который в 8 марта 1898 г. совместно с тремя товарищами устроил взрыв в Знаменском соборе. За это он получил пять лет ссылки в Акмолинск. Правда улица именем Уфимцева названа совсем не за это. Будучи изобретателем-самоучкой, Уфимцев получил 68 патентов, создал несколько моделей самолетов, включая сфероплан (аэроплан с круглым крылом), а также разработал весьма эффективные модели авиационных двигателей. Кроме этого в 1929 г. при содействии академика Владимира Петровича Ветчинкина Уфимцев построил в Курске первый в СССР ветрогенератор, который до сих пор стоит во дворе дома по адресу ул. Семеновская, 13.
Сразу за улицей Уфимцева, во дворике, примыкающем к зданию Курской областной прокуратуры, В 2003 Г. БЫЛ установлен памятник Гавриилу Фроловичу Пантелееву. Во время Великой отечественной войны он был призван в ряды Красной армии, участвовал в Сталинградской битве. К сентябрю 1943 г. старший лейтенант Пантелеев был адъютантом батальона 224-го гвардейского стрелкового полка 72-й гвардейской стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии Степного фронта. В ночь с 24 на 25 сентября 1943 г. Пантелеев одним из первых переправился через Днепр в районе села Бородаевка Верхнеднепровского района Днепропетровской области Украинской ССР и провёл разведку на местности. Принимал активное участие в освобождении Бородаевки, лично уничтожив 2 огневые точки и взяв в плен 6 вражеских солдат, сам был ранен, но остался в строю. За героизм, проявленный при форсировании Днепра, Г.Ф. Пантелеев удостоен звания Героя Советского Союза. После войны Пантелеев окончил юридический факультет МГУ, с 1958 г. проживал в Курске и работал в областной прокуратуре. Поэтому памятник Г.Ф. Пантелеву часто называют памятником воюющим прокурорам.
Чуть дальше от центра, на противоположной стороне ул. Ленина, не так давно был построен торговый центр Пушкинский. Здание получилось достаточно помпезным, с явно узнаваемыми архитектурными чертами 1990-х годов. Но в общий облик улицы оно вписалось достаточно хорошо.
Рядом с ТРЦ Пушкинский находится Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина, история которого началась в 1792 г. В 1805 г. на Курской сцене дебютировал Михаил Щепкин, ставший впоследствии одним из самых известных представителей русского театрального реализма.
Одно из самых заметных и нарядных зданий на улице Ленина – это дом 83, в котором находится Отделение Центрального банка России по Курской области. Здание это было построено в 1913 г. и изначально предназначалось для отделений Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка. В 1952 г. здание было расширено, у него появился вестибюль с колоннами, 25 дополнительных комнат и просторный операционный зал. Весной в 1991 г. здание весьма удачно отреставрировали и сейчас она является настоящим украшением Курска.
А закончится моя небольшая экскурсия по Курску в самом конце улицы Ленина, где она раздваивается на Карла Маркса и Перекальского. Здесь в 2013 г. появился памятник «Свидание». Его автор, уроженец Курска, заслуженный художник России, Владимир Иванович Бартенев. Его же руке в соавторстве с другими скульпторами принадлежит памятник А.С. Пушкину, установленный перед Курским государственным драматическим театром, а также памятник писателю-фронтовику Константину Воробьеву, который стоит в сквере у курской Филармонии.
Но если при этих памятников, автор доказал, что может творить по строгим, академическим канонам, то, создавая, «Свидание», Владимир Иванович явно немного похулиганил. От этого «Свидание» в Курске встретили неоднозначно. Многие его ругали. Кто-то, напротив, очень хвалил. Лично мне такие городские скульптуры нравятся. Мне кажется, что именно они вдыхают в город жизнь. Что касается неординарного сюжета, так тут можно напридумывать тысячу собственных историй и объяснений, почему именно мужчина идет на свидание столь странным способом. Держит в руках наш герой скромный букетик полевых цветов. Сначала предполагалось, что на их месте будут три розы, но из-за формы их слишком легко было отломать. Поэтому, чтобы защитить памятник от вандалов, скульптор поменял царицу цветов на местные лютики. По-моему, от этого памятник только выиграл, так как стал душевнее.
Вот и все о городе бывалых ратников, песен, яблок и соловьев.