На Куршской косе в Калининградской области расположен музейный комплекс "Куршская коса", где обособленно стоит двухэтажный деревянный дом — "Музей русских суеверий" или "Музей дерева".
Данный музей посвящен русскому фольклору: духам славян, персонажам сказок и разным народным поверьям.
Все экспонаты вырезаны из дерева, а рядышком с каждой фигуркой имеется табличка с описанием, кто это такой.
Русалки по иному — Водиницы, Шутовки. Это утоплиницы, купавшиеся без креста, некоторые с рыбьим хвостом, нагие красавицы, певуньи с зелеными распущенными волосами. В русальную неделю, на Троицу, Водиницы выходят из лесу. Кривляются в эту пору. Мутовки так, что увидевший их, будет всю жизнь кривляться. Много вреда от русалок людям. Могут до смерти защекотать, могут и под воду утянуть. Но там, где они резвятся, там и трава суше и зеленей, и хлеба обильнее. Водяной живет в омутах глубоких, в речках возле мельниц. Женится на русалках и красивых утопленницах. Свадьбы справляет во время половодья... Подгуляв, помогает вешним водам рушить мосты, крушить плотины... Но если кто с ним в ладу — и дождь вовремя в поле, и рыба в неводе...
Шишига — существо маленькое, горбатое, брюхатое, с крючковатыми руками. Днем отоспится, а ночью хватает зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. Её вотчина — мелкие водоемы с речушками покрытые камышом.
Дворовой — дух хозяйничает во дворе и в хлеву. Привередлив и своенравен, но старики знали, как ублажать и задабривать Дворового. Не то осерчает — намаешься! Ведь любит и холит он коней только вороных и серых, а белых, к примеру, на нюх не переносит. Вот и приходится коня немилой масти во двор вводить не иначе как через шубу, разостланную в воротах овчиной вверх.
Сарайник — дух, местом жительства которого является сарай, проказник и колоброд. Помогает незримо поддерживать там порядок, но может наказать нерадивого хозяина, например, завалить плохо сложенные дрова.
Клетник — помощник домового, существо живущее в клети, кладовой. Хозяйничает по ночам, устраивает смотр добру, перекладывает их с места на место, шумит. Если осерчает на хозяина, может мешки порвать, зерно разбросать, а ещё в дождь крышу прохудит. Ночью набедокурит, а днем отсыпается.
Жировик любит жить в тепле, незримо вертится возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит лизнуть блины да оладьи с пылу — жару. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая её. Проказит не со зла, а по свойству своего веселого нрава, забаляясь.
Подполяник живет в погребе, злонравен, ворует девок, проклятых матерью, приживает с ними детей. Чтобы увидеть его, надо спуститься на три ступени в подпол, нагнуться и поглядеть промеж ног.
Злыдни — злые духи, крошечные существа без глаз, языка и ушей, что не мешает им хозяевам дома приносить всяческие неприятности.
Шеликуны они Кикиморы дети, ростом с кулачок, ноги конские. Носят кафтаны, остроконечные шапки и кушаки. Бегают они в зиму по улицам с крючьями в руках, хватают человека-пьяницу. Кружат их, толкают, могут затолкнуть и в прорубь.
Шиш — нечистая сила, живущая на обочинах. Проезжающие могут видеть их в столбах пыли и вихрях — это Шиши играют свадьбу. К Шишам посылают в сердцах неприятных людей. Голова с кулачок, нос длинный — вылитый кукиш.
Белая баба — вестница судьбы. Вся в белом, со свечой в руках. Показывается перед путниками и предсказывает будущее. Но мало хорошего можно ждать от этой встречи....
Воструха — добрый домашний дух, живет за печкой и караулит воров. Не может произойти ничего плохого в доме, где он живет. Ничего не пропадет из этого дома — ни достояние, ни красота и непорочность юных девушек...
Волосень — дух болезни — Костоед. Мучает женщин, прядших под Новый год, или взявшихся за работу в пятницу, грызет им руки, мучает болью.
Домовой хоть и ходит по ночам, как вся нечисть, но он значительно добродетельней прочих сородичей. Оттого и прозвания у него ласково-уважительные: дедушко, суседко, хозяин. Он не злой, а скорее причудливый проказник. Кого полюбит, тому служит, как в кабалу пошел. Но уж невзлюит кого, того из дому выживет, или того хуже. Помогает работящим и домовитым хозяевам, а нерадивых и ленивых пугает, ловит по ночам, хозяйство разорит. О домовом ходят сотни рассказов и баек.
Моховик Моховик очень маленький дух мшистых болот, являющийся людям в образе свиньи или барана. Питается растениями, но может заесть заблудившегося ребенка. Заговоры против него те же, что и против лешего.
Боли-Бошка — лесной дух ягодных мест. Большеголовый, неуклюжий, рукастый. Одежка рвань сплошная, глаза то ли печальные, то ли хитрые. Прикинется жалким старичком , просит помочь найти утерянную корзину. Уступишь, начнешь искать , тут Боли-Бошка вскочит тебе на шею, стянет голову петлей, станет по лесу водить. Разболится голова, заблудишься, а то и вовсе в лесу сгинешь.
Лихо одноглазое бросается сослепу на кого попало, ни бедного, ни богатого не разбирая. Иной раз обойдет злого человека, грешника, а навалится на хорошего да трудолюбивого и будет на шее сидеть, ноги свесив.
Степовой живет в раздольной степи. Не к добру увидеть этого старичка с длинной бородой: закружит, заморочит голову — и заблудиться недолго...
Жердяй — самый бестолковый дух с судьбиной, лишенной всякого смысла. Длинный, тощий, шатается ночной порой по улицам, греет руки в трубе, подглядывает в окна, попусту пугая людей.
Чур у древних славян-язычников был богом-хранителем полей, пашен и межей. Легко расправляется с чертями. Поэтому его призывали в помощь и старались заручиться его поддержкой. Считается, что человек, говоря "чур меня", ограждает себя от неприятностей.
Боровики — маленькие старички, хозяева грибов. Потихоньку загляните под грузди или рыжики, если не станете шуметь, то возможно они и покажутся.
Дрема — дух, который появляется днем или ночью в образе доброй старушки с ласковыми руками. Когда сгущается темень, Дрема проскальзывает в дом и навевает детям и хорошим людям сладкие и добрые сны.
Медведь — это человек, превращенный колдуном в зверя. По этому он сам на человека не нападает, а лишь из мести за нанесенную ему обиду или за совершенный человеком грех. Собака лает на медведя, как на человека.
Медведь — это человек, превращенный колдуном в зверя. По этому он сам на человека не нападает, а лишь из мести за нанесенную ему обиду или за совершенный человеком грех. Собака лает на медведя, как на человека.
Василиск -вылупляется из яйца, которое раз в сто лет разрешено снести петуху и которое молодая девица шесть недель проносит подмышкой. Некоторые из Василисков имеют петушиную голову и тело дракона и от его взглядов люди умирают.
Шерстнатый — мохнатый, обросший мягкой шерстью ночной демон, давящий спящего человека. Чаще давит шутя, но лучше его не сердить, может задушить всерьез.
Дивии люди — получеловеки об одном глазе, одной руке и одной ноге. Складываются в двое и тогда бегают изумительно быстро. Живут они в Змеиной горе, в пещере, а стоит гора где-то на берегу Волги.
Чёрт — общее название нечистой братии. Черти подвержены многим людским слабостям: любят ходить друг к другу в гости, не прочь выпить и в карты поиграть, покурить и подраться. В карты же проигрывают все, что есть за душой, а душа им полагается такая же, как у людей. Отвадить чёрта можно лишь крепко, по-русски "наматюкав". Ужасно чёрти мат не любят и боятся.
Удельница — дух, похититель доли, счастья. Олицетворение злого рока, если беременная женщина спит навзничь, нараспашку, без пояса, Удельница может подкрасться и при помощи ножа украдет младенца из чрева. Не к добру увидеть ее черную, с распущенными волосами, злобную
Удельница — дух, похититель доли, счастья. Олицетворение злого рока, если беременная женщина спит навзничь, нараспашку, без пояса, Удельница может подкрасться и при помощи ножа украдет младенца из чрева. Не к добру увидеть ее черную, с распущенными волосами, злобную
Обменыш — бесы любят воровать некрещеных и брошенных без присмотра младенцев, подменяя их на чертят. Обменыши уродливы и тощи, малы и прожорливы, а живут они недолго,пропадая без вести или превращаясь в головешку. Похищенных детей бесы превращают в русалок и леших.
Ведьма. Живут ведьмы меж людьми, не отличаясь днем от обычных женщин лишь ночью расчесывая волосы, надевают белую рубаху и верхом на помеле или венике отправляются через трубу проказить.
Дед Мороз — персонаж русских легенд, в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду.Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей.
Совушка — белокурная вдовоушка, не принесет добра. Сторожит клады, а если кричит вблизи дома — к новорожденному, на крыше дома — к пожару.
Ну а подробнее ознакомиться с "Музеем русских суеверий" можно в самом музее, расположенном по адресу: Калининградская область, Куршская коса, визит-центр «Музейный комплекс», который расположен на 14-м километре Куршской косы на берегу залива.
Режим работы: с 11.00 до 17.00, выходные дни — понедельник, вторник.
На общественном транспорте можно добраться:
1) без пересадок из Калининграда на автобусе 593 до остановки Музей.
2) из Зеленоградска на автобусах 124, 210, 296 (он же 596), 593 до остановки Музей.
3) из Светлогорска на автобусе 296 (он же 596) до остановки Музей.