После прохождения коры вокруг Кайласа за рекордные 2 дня и посещения второго по значимости у паломников места Ваджрайогини Монастырь Титапури и пещера Ваджраварахи в Западном Тибете., мы отправились согласно нашей программе дальше по долине реки Сатлендж (одному из истоков Инда).
Говориться что именно в регионе Кайласа берут начало четыре крупнейшие реки Азии – Карнали, Сатледж, Инд и Брахмапутра. Если Кайлас является земным отображением горы Меру, то эти земные реки – отображение четырех мифических небесных рек, которые, якобы, текут с четырех граней священной горы в озеро Манасаровар, а оттуда – в четыре разные стороны света (получается символ свастики). Фактически это не совсем так – лишь река Сатледж берет исток в озере Ракшас Тал, куда попадает вода с ледников Кайлас.
Остальные три реки имеют другие истоки. Например, Инд в верховьях протекает в районе города Али, самого западного города Тибетского нагорья. Али (Гар, Нгари, Шицюаньхэ) — самый западный город Тибета.
Клиенты настолько устали от обилия различных монастырей, что мы не стали останавливаться в единственном на нашем пути монастыре древней тибетской религии Бон монастыре Гуриджам. Но я бывал там ранее, поэтому вы можете прочитать об этом предыдущем визите вот в этом посте.
Вниз по течению реки, через каньон, минуя 25 км грунтовки до посёлка Челинг, попадаешь в так называемую «долину Гаруды», место столицы древнего государства Шаншунг. Со смотровой площадки отличный вид на пещерный город, на развалины монастыря, старые ступы, реку, флаги над ущельем. Место редко посещаемое, даже наш водитель (из первой поездки по Тибету) был там впервые.
Чтобы попасть в заброшенный город, надо проехать мимо посёлка и оставить машину возле старой буддийской ступы на вершине холма.
И спуститься к реке мимо заброшенных хижин пастухов. Рога яков на крыше производят сильное впечатление.
Хотя, конечно, можно и на машине по мосту переехать.
Главное правильно выбрать мост и поехать по новому, старый уж больно шаток, но фотогеничен)) Но по нему даже ходить страшно!
Ну и после "переправы" нужно немного пошагать мимо развалин старых ступ и желтеньких цветочков.
И только после этого можно "войти" в "Серебряный дворец Гаруды".
На "входе" можно сказать "современное" здание с навершием, которое является статуей Гаруды. Гаруда (санскр. «всепожирающее (Солнце)») — в индуизме ездовая птица (вахана) бога Вишну, борец со змеями-нагами. В буддизме Ваджраяны — йидам, один из символов просветлённого ума.
"Серебряный дворец Гаруды", или Kuyunglung (Куньлунг) получил такое название, так как в одном из текстов рассказывалось, что стены его были покрыты серебром и золотом. Выглядит это так: два крутых цирка, между которыми находится крутой утёс, изрытый пещерами. Порода очень мягкая, очевидно страдающая от дождя, и уязвимая для времени...
После "входной группы" начинается оборудованная лестница, по которой можно подняться в покинутый город.
Пещерные города оставляют двоякое впечатление. Понятно, что климат суровый, а порода мягкая, рой "норы" себе, да живи. Но жить почему-то здесь не хочется. Вот и оригинальные жители здесь прожили не так уж и долго по историческим меркам. Археологи говорят только об одном культурном слое.
История древнего царства Шанг Шунг, столицей которого считается Kuyunglung (Куньлунг) довольно "мутная" и малоисследованная. Носит скорее легендарный характер. Доподлинно известно, что оно прекратило своё существование, когда Шанг Шунг захватил и разрушил первый буддийский царь Тибета Сонгцен Гампо в VII веке. В то время на всей территории Тибета основной религией была добуддийская религия Бон. Сонгцен Гампо взял себе в жены двух принцесс, одну непальскую, вторую китайскую и стал буддистом. Но воинственность свою при этом не потерял. Будучи тридцать третьим царём Ярлунгской династии Тибета, он храбро боролся за новую для Тибета веру. Поэтому бонскому Шанг Шунгу "настучал в бубен".
На противоположном берегу, там где мы оставили свою машину, есть горячие источники, которые напоминают турецкий Памукале. Местные тибетцы приезжают сюда погреть косточки.
Мы купаться не стали, поехали дальше на Запад. Скажу лишь, что два уезда Западного Тибета "борются" за право обладать на своей территории столицей древнего царства Шанг Шунг. Уезд Дзада утверждает что столицей являлся Куньлунг, а уезд Али утверждает, что столица находилась выше по течению Сатленджа в районе монастыря Гуриджам. Бон им в помощь! Бон - древняя добуддийская религия Тибета. (На последнем фото тату с надписью на латыни "всё временно".)