Сначала была легенда…
… Осенью 1578 года холода пришли рано. Ермак Тимофеевич и казаки как раз вышли из Чусовских городков, и пошли вверх по Чусовой к Уральским перевалам. Но почти сразу же они ошиблись («обмишенились»), «не попали по Чусовой в Сибирь», ибо свернули не на Серебрянку, а раньше на Сылву. С опозданием обнаружили казаки свою ошибку, и решили зазимовать на Сылве, основав небольшую деревню у Ледяной горы. Тут же ими была обнаружена огромная пещера, которую казаки использовали как ледник. Казаки были первыми, кто попробовали расчищать гроты. Возможно, именно здесь в одном из гротов до сих пор покоится великий клад «Золото Ермака»…
Если верить Ремезову, то получается очень красивая легенда о том, что Ермак теоретически первым основал будущий город Кунгур. Но, к сожалению, меня как географа Бог наделил способностью разбираться в картах и ориентироваться на местности, а как экономиста научил считать. И, если хоть кто-то когда-либо бывал на реке Чусовая, то сразу поймет, что перепутать ее с Сылвой можно было разве в пьяном угаре или по какому-то злому року. Если верить Ремезову… Ермак заблудился на Сылве, иначе говоря, в пределах строгановской вотчины. Согласно писцовым книгам 1579 г., местность по Сылве принадлежала Максиму Строганову. По берегам реки располагались укрепленный острог, деревни и мельница. Как могли казаки проплыть мимо и не заметить их, остается загадкой. Этого мало. Максим Строганов дал Ермаку проводников. Да и я больше верю в точку зрения, что Ермак был родом с берегов реки Чусовая, а потом уже его забрали служить -казачить. Если подумать, то никогда бы южанину с далекой Волги не доверили пойти на Сибирь, не зная местности, обычаев, рек… Как казаки могли заплутать на Сылве, тогда и вовсе необъяснимо. А вот как — легенда о зимовке Ермака на Сылве возникла в Кунгуре в конце XVII века. Ее сочинили местные церковники, чтобы обосновать легенду о постройке Ермаком в окрестностях Кунгура часовни, сохранившейся до их времени. Говоря современным языком, вот такой маркетинговый ход!
А что же было на самом деле? -Крепость!
Основан город в 1648 году на «порожней земле, купленной русскими людьми у Иренских татар» чердынскими и соликамскими воеводами. Сначала Кунгур был городом вольных людей. Воеводу Прокопия Елизарова обязали во владениях Строгановых и монастырских землях провести сыск беглых людей, а найденных перевезти на речку Кунгурку. Сыскали 1222 человека и освободили от уплаты податей на три года. И построили люди деревянный кремль и город Кунгур, позаимствовав имя протекающей рядом речке. Название собственно связано с тюркским «унгур» — пещера, что для этих мест не удивительное явление. А уж если сказалось влияние тюркского языка, то ищи рядом его обладателей, но их долго искать не пришлось! Местное население этих земель как раз-таки и были башкиры да татары, которых такое поведение «пришлых» сильно возмутило. И, не долго думая, в 1662 г. башкирские и татарские отряды разорили земли русских и сожгли довольные Кунгур. А в 1663 г. Великий Государь Алексей Михайлович повелел построить «крепость и устроить острожек». Место удобное и крепкое нашли на мысу при слиянии рек Сылвы и Ирени, а 1663 год с тех пор считается годом рождения Кунгура.
И хорошее местечко, надо сказать, нашли, то, что раньше помогало защитить и укрепить русские земли, сейчас дает простор творчеству, отличную панораму и вид на город, где отовсюду выглядывают луковки церквей.
Купеческая республика
Если бы не все эти новомодные вывески банков и магазинов, и не припаркованные тут и там автомобили, можно было бы с успехом подумать, что город застрял где-то во второй половине XIX века
На здании, рядом с которым мы припарковали машину, значилось «Гостиный Двор». Ты мгновенно представляешь себя дамой в кринолине и с ажурным зонтиком, которой галантные кавалеры подают руку, чтобы выйти из дилижанса, а потом также осторожно переносят ее через лужицу. Ох и Ах – обмахните меня веером, Господа!
Гостиный двор – яркий представитель эпохи расцвета Кунгура. Эпохи, когда он носил гордое звание «чайная столица Российской Империи». Чай в Кунгуре?! В Диком захолустье Пермской губернии..?! Ну, да, а что? Не только московские да петербургские купцы были мозговиты, и на здешних улицах люди знавали праздник. Да… Было время… В XVIII – XIX вв Кунгур оказавшись, на выгодных торговых путях, становится крупнейшим торгово-промышленным центром Урала. Знаменитые кунгурские базары и ярмарки собирали торгующий люд с разных уголков Российской империи. Кунгурский гостиный двор – единственный сохранившийся на Урале типологический образец подобных сооружений. Он играет градоформирующую роль в пространственно-планировочной композиции городского центра. И вполне логично именно отсюда начинать свое знакомство с городом. На площади перед Гостиным двором в 1972 году снимались сцены Ирбитской ярмарки для фильма «Приваловские миллионы», а в 2008 году – сцены с участием Безрукова для фильма «Дикое счастье». Здание не только является символом купеческого Кунгура, ты глядя на него, будто переносишься на несколько веков назад...
Вся эта облезлость ему даже к лицу, некий винтаж, антураж. Господи, и когда же этой такой важной и знаменитой постройкой для города занимались в последний раз… Сто лет назад..?! Или, что там, сквозь забор виднеется, постойте, 1995 год…
Именно смесь купеческого XIX века и такого сложного и разного века XX, их четкий след виднеется везде в городе, и это его характерная черта. Черта, не требующая припудривания, что является большим плюсом Кунгура. Атмосферно. И надо уважать и ценить эту атмосферу прошлых веков, которую создавали особы почитаемые. В середине XIX века город прославили особо активные купцы Хлебников, Грибушин и Губкин. Последнего мы как раз-таки и нашли рядом в сквере за Гостиным двором, там, где проходит оставшаяся от советского времени одноименная улица Советская. Улица то может быть и Советская, а вот дома стоящие на ней, явно будут на век постарше…
Губкин Алексей Семенович — характерное отражение того времени… Коренной житель Кунгура А. С. Губкин – самый знаменитый русский чаеторговец. В свои 24 года он уже основал чайную фирму. Губкин досконально изучил свойства и цены наилучших сортов чая, способы его сушки, перевозки, дробления, упаковки. Именно упаковки! Он совершил настоящую революцию: стал расфасовывать чай в красочные упаковки. Благодаря ему в сложном деле чаеторговли был наведен долгожданный порядок: установлены сортимент, единицы товара, цены. Начав с обычных чайных караванов из Китая, Губкин и его последователи постепенно оборудовали чаеразвесочные фабрики в Москве, Одессе, Тюмени, Самарканде, Иркутске; открыли собственные закупочные конторы в Китае, Индии, на Цейлоне, на острове Ява и Англии. Действительно, есть чем гордиться! И в знак уважения и гордости в Кунгуре создан «Музей купечества» с очень интересными вещицами в своих фондах.
Господам хорошим Кунгур обязан не только своим экономическим подъемом, но и «новым лицом». Благодаря купечеству в городе построены детские приюты, училища, богадельни, больницы, а главное храмы, кажется, они здесь везде. Купола церквей буквально торчат и виднеются в самых неожиданных местах!
Пусть многие и поражаются знаменитой Тихвинской церковью, мне, например, тут и там на глаза попадалась Преображенская церковь. Какая-то уж очень она блаженно-белоснежная, искрящаяся как путеводная звезда. Настоящая, русская, глядя на которую хочется воскликнуть : «Эх, хорошо на Руси жить!». Жаль, что так было не всегда… Церковь, построенная опять-таки на меценатские деньги президента кунгурского магистрата купца Хлебникова, преспокойненько стояла с 1780 до 1930-х гг. Но благополучно возвращена верующим в 1994 году.
Советская улица, на которой нами был обнаружен купец Губкин – это настоящий кладезь особняков XIX века, среди которых особенно выделяется так называемая Усадьба Дубинина. Не знаю как там внутри, но видимо не плохо, ведь здесь принимали таких знатных особ как будущую королеву Швеции, полководца Г.К. Жукова, писателя В.П. Астафьева, поэта Е.А. Евтушенко. Мы на чай приглашены не были, может, причиной тому послужила городская администрация, размещенная в здании бывшей купеческой усадьбы. Нам досталось лишь довольствоваться кирпичной эклектикой, а еще ажурным балконом, который мне понравился даже больше, чем само здание.
А рядом мощной скалой из земли вырастает Тихвинская церковь. Да, она прекрасна, с этим трудно не согласиться. Но гораздо прекраснее был колокольный звон, и если вам удосужиться его когда-нибудь услышать, подарите себе мгновенье. Остановитесь, абстрагируйтесь ото всего, поднимите глаза к небу или колокольне Тихвинской церкви, и почувствуйте на себе эти переливы, позвольте звучанию буквально проникнуть в вас, слейтесь с ним, станьте одним целым. Впечатления не передаваемые.
И к этой церкви приложил руку Губкин, на чьи средства она перестраивалась. А во второй половине XX века церковь даже успела побывать кинотеатром «Октябрь», куда советские кунгурцы ходили на свидания кино смотреть. Тогда они были кунгурцами, а сейчас они стали неведомыми «кунгуряками» из сказки про «Куево-Кукуево». Вообще церковь вошла в историю тем, что здесь хранилась чудотворная икона Богоматери Тихвинской (хотя, навряд ли кто об этом сейчас помнит да и никто, пожалуй, не задумывается, чего это она «Тихвинская» то!), которая, согласно легенде, спасла Кунгур от войск Емельяна Пугачева
Именно, Пугачева! Этому товарищу и здесь удалось наследить! Вот не знаю уж почему, но я всегда была на стороне пугачевцев. Мне казалось, что шли они с чистой душой и на благие помыслы, да и не гоже было отбирать у казаков их привилегии и вольности. Потом же я начиталась истории Пугачевских восстаний, о том, какой урон уральской экономике это все действо нанесло, как бедные «вырезали» богатых, и поняла, что хорошего там, где пролита кровь, мало. Но все равно сама персона Пугачева до сих пор вызывает некое «осторожное» уважение вкупе со смешенными чувствами. Зимой 1774 года Пугачев для Империи был враг номер один! Когда пугачевские шайки под руководством Салавата Юлаева осаждали Кунгур, начальства в городе уже не было, оно из-за своей трусости бежало. Деятельно взяться за защиту города, и выделить огромные финансовые средства, чтобы отбить пугачевские отряды, пришлось местным купцам. Так, например купец Хлебников, на чьи деньги построена Преображенская церковь погиб во время защиты Кунгура. Но все эти жертвы дались не зря – пять раз безуспешно штурмовали укрепления отряды Емельяна Пугачева.
А через сто лет, в честь этого события был воздвигнут памятник на том месте, куда ежегодно совершался крестный ход 26 июня с поднятием Тихвинской иконы Божией Матери.
Неспроста именно сюда совершали крестный ход, некогда здесь возвышался чудесный Благовещенский Собор, освященный в 1704 году, он был первым каменным храмом Кунгура. Храм был народным в прямом смысле этого слова — на его возведение с каждого горожанина было собрано по 25 коп., — что не помешало его взорвать в конце 30-х годов для строительства Дворца обороны.
Последний, собственно, так и не был построен, а в память от него нам осталась «лысая площадь» с Лениным вдалеке, которую местные так и не перестали называть Соборной
Да памятная табличка на Алексеевской церкви, выделяющаяся своей отреставрированностью на этой уснувшей в пыли веков площади…
Хотя, вообще это, конечно, удивительно, что Малую Алексеевскую церковь удалось сохранить, уберечь как-то от сноса в 1930-м году, ведь она осталась последним зданием православного ансамбля Соборной площади Кунгура. В ее истории тоже мало хороших дат – здесь был и тир, и парикмахерская, музыкальный взвод воинской части и детская библиотека. Можно даже проследить, как местные власти продвигались на пути исправления. И в 2006 г. здание церкви было передано верующим. Здесь находятся православная библиотека и просветительский центр. Ругают нашу РПЦ, что они, мол, зажрались, но не должны, я думаю, в тех мест, где подразумевалось создание «дома Бога» находится тиры с магазинами, как-то не хорошо это что ли…
Туристская Мекка
Сейчас Кунгур делает маленькие шажки на пути к исправлению и глядит только в светлое будущее.
И пусть со свойственным ему провинциальными чертами, зато в них есть свой колорит. Где еще можно встретить квас в бочках за 15 рублей за пол-литра.
Здесь местные все еще радушны и приветливы. Исторический центр хоть и ярко выкрашен и постепенно теряет свое истинное лицо, но стоит лишь свернуть с центральных протоптанных дорог…
Или оглядеться вокруг, и увидеть чуть больше привычных для нас картин…
Сейчас Кунгур – прекрасно провинциален. Неспешность, разлитая даже в воздухе, располагает к задумчивым прогулкам по мощеным улочкам среди старинных купеческих особняков. Того и гляди, промчится мимо удалая тройка с дородной купчихой, опаздывающей на церковную службу. Ведь куда ни глянь – храмы и соборы. И это не смотря на то, что добрую половину уничтожили в советское время! И как не очень удачное подтверждение той эпохи торчат купола Успенской церкви без крестов. В 1935 году храм был закрыт, и долгое время в здании располагалось общежитие Кунгурского машзавода и клуб. Сейчас здесь находится центр дополнительного образования для детей, а само здание находится в ужасном состоянии в окружении рынка. Не всем постройкам былых времен повезло быть спасенными. Но как-то сгладил эту картину веселый забор детского сада и пацаны на нем.
Местный базар (именно что базар, а не рынок, тут принято так его величать), хоть и разместился рядом с полузаброшенной церковью без крестов, но как и в стародавние времена, — центр общественной и экономической жизни. Здесь все на порядок дешевле, чем в «столичной» Перми.
Хотя и старается Кунгур быть похожим на столицу. Здесь даже свой местный «Арбат» имеется – улица Карла Маркса. Улица раньше была «пешеходно-железнодорожной»: по ней проходила ветка к машиностроительному заводу. Сейчас ветку убрали, под ногами – плитка, вдоль улицы — фонари. В бывших купеческих апартаментах расположились многочисленные магазинчики. Можно зайти в сувенирную лавку, где почти даром прикупить на счастье диковинных фигурок из керамики, селенита и змеевика.
Здесь те же модники "косят" под столичных…
И, пожалуй, самый эгоцентричный памятник планеты – «Пуп Земли». «Пуп» используется как дорожный указатель: можно сесть на него верхом и узнать, сколько ехать «до Парижу, а сколько – до — Рима». И ничего удивительного, что этот «Пуп» оказался именно в Кунгуре, ведь во времена культурной революции в Пермском крае, Кунгур один из трех городов, наравне с Пермью, Чердынью и Соликамском претендовал на звание исторической столицы края. В свое время предполагалось перенести столицу в один из выше упомянутых городов, а за Пермью оставить звание экономической столицы (центра).
И, конечно же, главная достопримечательность – река Сылва.
Здесь все великолепие можно охватить разом: бескрайние горизонты цветущей златоглавой земли русской, капризные изгибы Сылвы и Ирени, старые усадьбы и повсюду мерцающие луковки церквей. Становится понятно, почему туристы любят эти места. И ты горд, что есть у нас еще такие места, где балом правят не серые коробки, где живет дух купеческой России.
Садясь в машину, в подтверждении моих дум, мне в лишний раз «подмигнул» самовар, стоящий на противоположной стороне дороги. Эх, если бы всегда осознавать и ценить все что мы имеем, уважать историю, может быть, и больше было исконно–русских городков…