Продолжу рассказу о Кумили.
Чем еще хорош Кумили, так это тем, что позволяет увидеть сразу 2 из 3 уникальных искусств Кералы: театра Катхакали (про который я расскажу чуть позже) и боевое искусство Kalarippayat. Третье - Theyyam - костюмированный религиозный ритуал, который мы еще, к сожалению, не видели.
Поскольку многочасовые представления Катхакали высочайшего уровня с ведущими актерами мы уже видели во время фестиваля в Ченнаи, то его мы смотреть не пошли. Однако если вы раньше не видел, то Кумили дает отличный шанс. А что особенно удобно, Катхакали показывают сразу после Каларипаятта, в соседнем здании.
Да, в Индии есть свое древнее боевое искусство, а не только то смешное махание с непонятными звуками, которое мы видим в Болливудски и Колливудских фильмах.
Каларипаятт (также kalari payat, kalarippayatta, kalaripayattu)- древнее традиционное индийское боевое искусство и дисциплина, которое многие считают прародителем остальных существующих боевых искусств, корни его восходят к XII веку. Включает в себя как чисто рукопашный бой, так и владение огромным арсеналом разных членовредительных средст, включая кинжалы, мечи, дубинки, шесты, гибкие мечи, копья и прочее.
Обучение ведется на специальной арене, называемой kalari, в виде прямоугольной ямы, ориентированной строго на запад-восток, в которой по углам стоят индуистские божества. Это одновременно и тренировочный зал, и школа, и храм.
Обучение идет по строго определенной программе - сначала ученик укрепляет свое тело и дух специальными упражнениями для развития силы, гибкости, равновесия, выносливости, самодисциплины, духовной уравновешенности.
После этого он переходит к изучению техники боя длинным шестом, после чего - короткой палкой.
После осваивается боевое оружие - меч, щит, копье, трезубец, топор, последним изучается гибкий меч (гибкая полоса стали), как самое опасное оружие для самого ученика.
И на последней стадии обучения ученик осваивает технику боя без оружия - удары, броски, захваты, знание жизненных и болевых точек и удары по ним. На основе знания об этих точках в Аюрведе развилась особая техника массажа (первоначально она использовалась мастерами Калларипаятту для излечения учеников и повышения их гибкости). Кстати, само знание эти точек и использование их в убойных целях возможно пришло из Тамил Наду, где носит название Varma Kalai (Искусство Жизненных Точек), и по одной версий именно из Тамил Наду в Китай в V веке пришел монах Бодхидхарма, знаток этого испкусства, основавший Шао Линь (правда, китайцы возражают против этой версии, а вот индусам она нравится).
Таким образом видно, что система эта очень развитая, и что вполне возможно, что многие боевые системы вобрали в себя что-то из Каларипаятту.