«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», — написал в своё время «наше всё». «Нет, брат Пушкин!» — попытался я возразить поэту. И я любил бы осень, когда б не холод, не дожди и мряка. По мне, уж лучше б «зной, да пыль, да комары, да мухи», чем эта наша северная осень. Пусть даже и золотая.
Но осень неизбежна, и с этим приходится мириться. Мирятся, надо отметить, не все. Вот и «гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора. Стоял ноябрь октябрь уж у двора».
На момент фотосъемки гусей на небе не оказалось, пришлось заменить их подброшенными листями. И «стонет север, кличет юг»… И даже была сделана попытка прицепиться к крикливому каравану и полететь вместе с ними в теплые края. И уже был оплачен перелет, и забронирован отель на чудном островке в теплом море, но вмешались обстоятельства, и пришлось ограничиться автомобильной поездкой в соседнюю страну, тоже прибалтийскую, но лежащую чуть южнее нашей Эстонии. Так что поездка на юг, пусть хоть и «ближний юг», таки состоялась. Туда, где солнце и тепло, где чай растет… Нет, чай там пока не растет, но погода не обманула ожиданий.
Куда направиться в Латвии, мне подсказал один из активных авторов туристических сайтов turbina.ru и tourister.ru (097mcn, он же Максим С.), оставивший в конце одной из своих латвийских заметок дельный совет: «Кулдига — однозначно интересный городок, один из самых красивых в Латвии, так что рекомендую». Сомненья прочь — курс на Кулдигу! Это в западной части Латвии, в Курземском крае, куда моя нога еще не ступала.
Дорога по Эстонии до границы Латвии была достаточно знакома, описывать ее не буду, а далее путь был проложен навигатором, и Масяня (девушка с властным голосом, заточённая пожизненно в навигатор) грамотно и терпеливо направляла автомобиль к цели: «Держитесь правее… на перекрестке поверните направо… въезжайте на перекресток с круговым движением… съезжайте на третьем съезде… вы приехали к месту назначения».
Путь в Кулдигу, начертанный навигатором, не был кратчайшим, поскольку на маршруте были запланированы заезды в другие представляющие интерес места: Валмиера, Цесис, Рундальский замок, Юрмала. Момент выезда из Эстонии оказался немного неожиданным. Дорога пересекала границу вне населенного пункта, не было ни шлагбаума, ни государственных флагов, ни погранпункта. Был единственный знак, информирующий въезжающих в Эстонию водителей о скоростных ограничениях в стране, но его лицевая сторона знака была повернута в сторону Латвии. Так что почти километр было неясно, чья же земля под колесами. Наконец показался придорожный щит, вносящий ясность: вы в Латвии, господа!
Первая запланированная остановка на территории Латвии – город Валмиера. Колеса как-то сами привели к архитектурной доминанте города – Собору св. Симаниса.
Собор, к сожалению, был закрыт, а так хотелось забраться на смотровую площадку под шпилем. Зато рядом была парковка. Далее – короткая прогулка по центру города.
Граффити на задней стене неприметного дома, в котором расположен престижный ресторан Rātes vārti.
Да, Валмиера – это один из Ганзейских городов. Заглянул в список: Кулдига с Цесисом тоже входят в этот союз, как и Таллинн с Тарту. А вот Нарву почему-то не приняли в эту компанию. Надо будет поднять этот вопрос.
Еще несколько городских пейзажей.
В маленьком домике (и таких фахверховых избушек в городе несколько) продают сувениры, открытки, магнитики и прочие фенечки…
… в большом доме слева продают – и что только там не продают! Торговый дом Valleta.
Вторая валмиерская доминанта – мост через Гаую.
Мост не новый (1865), но недавно обновлен и стал выглядеть весьма современно и стильно.
Вид с моста информирует приезжих (а также сильно выпивших местных) о том, в каком городе они оказались.
Это сама Гауя – самая длинная протекающая в пределах страны река.
На этом короткая пробежка по городу завершилась. До свидания, Валмиера! Скоро увидимся.
Хотя вряд ли скоро – обратная дорога домой прошла несколько другим маршрутом, в стороне от Валмиеры.
Следующая стоянка на «долгой дороге в дюнах» была в Цесисе. В этом городке я уже был лет тридцать тому назад, когда мы с Латвией были совсем в другом союзе. Но это было «дотурбинное» время, записывать в тетрадку путевые заметки в голову не приходило, ничего сверхординарного в Цесисе со мной тогда не произошло, так что в памяти ничего не осталось.
В Цесисе был запланирован ночлег. Проблем с гостиницами в этой поездке нигде не было, даже бронировать заранее не пришлось – спасибо осени, ковиду и санкциям. Для ночлега была выбрана гостиница «Cēsis». Вид из окон гостиничного номера был шикарный: Майский парк c большим прудом. На фотографии вид на гостиницу из парка.
Гостиница довольно старая, построена 1939 году, но недавно ее полностью реновировали. Особенно это было заметно внутри здания, гостиничных номерах и в ванной комнате. Красивое место! И сразу после заселения — фотокамеру в руки и в парк. Немалую часть памяти фотокамеры заняла парочка черных лебедей в пруду. Людей у пруда не было и стоило мне подойти к берегу, как лебеди направились ко мне, словно два катера береговой охраны. Утки сзади тоже засуетились.
Судя по красному клюву, это — Он, а судя по вспушенным крыльям, это — конечно же Она.
При этом они переговаривались какими-то уж очень жалкими голосами. Возможно просили чего-нибудь вкусненького. Но таблички на берегу строго запрещали кормить птиц. Расстроенные лебеди развернулись и поплыли прочь.
Не получив угощения, сладкая парочка довольствовалась тем, что было, а в воде было много листьев. Обратил внимание, что листья они тщательно отбирали: зеленые игнорировали и поглощали исключительно желтые.
На прощание гордая парочка всё же милостиво согласилась попозировать в интерьере. Утки тоже присоединились.
На другом берегу сюжет был не столь благостный: мужик с булыжником в руках выясняет отношения с кем-то.
«Булыжник – оружие пролетариата», — всплыла в памяти картина. Лишь трижды обойдя скульптуру, заметив человеческую голову, руки и копыто, догадался, что это кентавр.
Скульптура так и называется: «Битва с кентавром». Ну, а тот, который с булыжником – конечно же Геракл. Цитата из путеводителя: «Это творение является работой выдающегося латышского скульптора Карлиса Янсонса (1896 – 1969). Со временем скульптура стала одним из самых выразительных символов города». Странный символ и какой-то зловещий. Кто и что здесь символизирует, автор приведенной цитаты не поясняет.
Еще одно не менее странное, но более доброе изваяние: скульптура "По прошествии веков". В народе носит название «Мужик времени».
Здесь тоже есть своя история, которую обожают рассказывать экскурсоводы (для которых эти истории скорее всего и сочиняют). Фонарь в руках старца тоже является символом Цесиса. Ну, прям — город символов! «Согласно легенде, в древние времена в Цесисе жил человек. Когда жители города ложились спать, он ходил по улицам со своими надежными проводниками — дубиной и всегда блестящим фонарем — и люди знали, что пока этот человек ходит по улицам города, город безопасен и спокоен. Вера говорит, что если вы когда-нибудь на какой-нибудь улице встретите этого человека — не забудьте прочистить стекло фонаря. Его свет всегда будет показывать правильный путь для ваших хороших мыслей, мечтаний и намерений. Может быть, вы даже увидите будущее».
«Давай, старче, помогу тебе спуститься по ступенькам! Заодно и стекла в фонаре протру».
Пожелав ему «светить всегда, светить везде, до дней последних донца», направился дальше осматривать другие символы города.
Цесисский средневековый замок к сожалению был закрыт. А может быть и к счастью: сколько времени драгоценного сэкономил. Замками меня не удивишь, тем более я сам лет двадцать проработал в подобном заведении.
Церковь Святого Иоанна. Мимо нее не пройдешь.
Церковь построена в 13-ом веке и является одним из старейших строений сакрального культа Латвии. Она являлась церковью Ливонского ордена, там находятся захоронения магистров, духовных наставников и рыцарей ордена. Увы, и эта церковь, как и многие предыдущие и последующие, была закрыта.
Рядом со строгим зданием церкви – весёленький падающий домик с привлекательным заведением Cakes&Wine.
Центральная площадь Виенибас (Единства) – самая новая из городских площадей. Здесь установлен Памятник Победы в честь солдат, погибших в борьбе за независимость Латвии.
С удивлением обнаружил на памятнике наряду с латышскими словами и знакомые эстонские: «Павшим героям» и «От меча взошло солнце».
Отдав должное павшим героям, отправился в весьма притягательное для туристов место на окраине города – природный парк "Svētavots" (Святой Источник). Здесь комментировать особо нечего, надо лишь смотреть и удивляться. Как и в Майском парке тут ни туристов, ни персонала не было. Не было и бросающихся в глаза указателей. Если не знать про наличие здесь этото парка, можно было пройти и не заметить его, поскольку он располагался в овраге и с дороги не просматривался. Со второго захода вход был обнаружен и я спустился вниз. Вот этот источник.
Рядом с источником мальчик выслушивает просьбу рыбки отпустить ее в воду. Не золотая я!!!
Источник наполняет водой пруд с островком в центре.
Девушка с полной корзиной винограда идет к пруду посмотреть на свое отражение.
Вода в пруду не застаивается и вытекает, принося пользу и киловатт-часы.
Похоже на мастерскую.
Девочка целует пацанчика, пацанчик балдеет.
Может и дедушку поцелуешь, внучечка?
Еще одна парочка обитателей парка.
И за все время пребывания в этой сказке не появилось ни одного посетителя! Не припомню, чтобы где-нибудь такое было. Олени мирно паслись, девочка продолжала целовать счастливого пацанчика (я даже ему позавидовал), водяное колесо вращалось, вода журчала и пенилась, мальчик всё любовался пойманной рыбиной, девушка с корзиной винограда отражалалаь в кристально чистой воде. Хотя плата за вход в парк и предусмотрена, но и кассы я не заметил, и контроля на входе не было. Из технического персонала встретилась лишь работница с тачкой.
Не хотелось уходить отсюда! Тем не менее до конечной цели еще ох, как далеко, и задерживаться нельзя! Да, Латвия не такая уж маленькая страна, как пытается выглядеть на карте. И впереди еще ждет очередной бросок (160 км) от Цесиса до Рундале, где находится одно из известных творений Растрелли – Рундальский Дворец. И здесь была самая южная точка этого «ближнеюжного тура».
Вот и Рундале. Короткий пеший переход (160 м) от парковки до мостика через канал, окружающий дворцовый комплекс с четырех сторон.
Можно назвать этот ров аналогом Зимней Канавки, что у Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге, ведь архитектор у этих дворцов один и тот же. «Царям дворец построил Растрелли…», и не только царям, а и приближенным царя и царицы. И сразу за мостиком взору предстали парадные ворота Рундальского дворца. Тут хотелось добавить «во всей своей красе», но не стал добавлять. Немножко смазали впечатление от увиденного реставрационные и ремонтные работы крыши и фасада левого крыла дворца, а также отсутствие дорожного покрытия во дворе. Но это состояние, надеюсь, временное.
За парадными воротами со львами в коронах – там всё уже в порядке.
Мощеное покрытие (даже просматривается выложенная звезда с лучами), куранты на фронтоне бьют каждые 15 минут. А в начале каждого часа исполняется какая-то мелодия, возможно Раймонда Паулса. Услышать не удалось, так как в это время бегал за зонтом к машине и мелодии не слышал. И опять удивило отсутствие людей. Ау! Где же вы! Может все гуляют в парке, разбитом позади дворца? Обошел дворец стороной, купил в билетном автомате билет (да, вход в парк тоже платный), прошел входной контроль и вышел на территорию парка.
Из рекламного буклета: «Отличный садовый комплекс с изумительными цветниками и ухоженными оранжереями. Поражают своими масштабами и планировкой. Множество видов роз и всяческих цветов». Да, если бы я вышел в парк хотя бы на месяц раньше, то так и было бы, как на этой фотографии, сделанной, увы, не мной. Из своих фотографий выложу лишь одну, с розами, неплохо сохранившимися для последних дней сентября.
На одном из стендов то ли фотография, то ли рисунок парка, каким он был в стародавние времена.
Тут три фонтана, как было задумано Растрелли. Сегодня остался один. Можно его сравнить с первоначальным вариантом. От остальных двух остались лишь сухие чаши. Долго ли будет фонтанировать оставшийся – время покажет.
Нашелся в парке и потаённый уголок для уединения. Сюда бы еще скамеечку установить.
Остался последний пункт программы, он же главный – Кулдига. До нее было еще далеко, время было позднее и решено было заночевать в каком-нибудь отеле Юрмалы. По пути в Юрмалу бросилась в глаза симпатичная православная церквушка. Не остановиться было нельзя.
Однако и в этой церкви никого не ждали. Дома отправил фотографию в Google-картинки, и это оказалась церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Заодно выяснил название этого населенного пункта — город Иецава. Церковь построена 2013 году, как говорится, еще и краска не успела высохнуть. Досадно, что закрыта была. Вспоминаю греческий Крит: там церкви никогда не закрывались, даже в отсутствие в них церковнослужителей.
В Юрмале я был не раз и задерживаться там особого смысла не было, да и взморье в эту пору не привлекало. Тем более у нас в Нарве есть своя Юрмала, своё взморье, не хуже Рижской. Так что на следующее утро сразу после B&B в симпатичном (и практически пустом) отельчике в Пумпури (56.961299, 23.730927) был дан старт заключительному этапу автотура в Кулдигу.
Дорога на всем протяжении от Юрмалы до Кулдиги (122 км) красотами не баловала – поля, луга, лесочки. Гор в Латвии, увы, нет. Не было и значимых достопримечательностей, заставляющих сделать остановку или хотя бы взять в руку фотокамеру. Разве что на одном участке недалеко от дороги обратил на себя внимание мост через речушку, но ни с одной, ни с другой стороны моста дорога к нему не подходила. Google Maps дал ему меткое название «Мост в никуда».
У нас в Эстонии имеется обратная ситуация: дорога к мосту подходит с двух сторон, а самого моста (путепровода) уже нет. В 1985 году его основательно повредила стрела железнодорожного крана и сооружение пришлось снести. Вот такие у нас мощные ж/д-краны.
В другом месте попался дорожный знак (на коричневом фоне), намекающий на некую «Kabiles muiža», а справа от знака нарисовалась странная башня неизвестного назначения.
Останавливаться не хотелось, и вопрос «Что бы это значило?» оставил на потом. При написании этой заметки всё же любопытство взяло верх. Выяснилось, что в местечке Kabile находится мыза (muiža) с винодельней, на которую можно заказать экскурсию с дегустацией местного вина. А башня с четырьмя емкостями — технологическое оборудование т.н. "гравитационной" винодельни.
Последние метры до Кулдиги, и впереди показался мост через реку Вента.
На мосту смотрим направо.
Смотрим налево.
И это одна из главных достопримечательностей города – самый широкий в Европе водопад. Водопад настолько широкий, что в кадр целиком не вошел. Пришлось фотографировать по частям.
Домик на берегу – это спасательная станция. Спасать тут есть кого. Судя по летним фотографиям, желающих пройти по краешку водопада или принять душ под ним хватает. Мудрое решение: вместо бесполезного запрета или установки забора (всё равно ведь любителей экстрима это не остановит), решили обеспечить быструю помощь.
Вторая фишка этого места – сам мост. Построен в 1873 — 1874 гг. и считается, что это самый длинный кирпичный мост Европы (164 м). Возможно есть и более длинный, но «самый длинный» — это приятней для тех, кто здесь был.
Машина поставлена на стоянку, и – вперед, куда глаза глядят! Не утяжеляя заметку историческими и архитектурными подробностями, покажу то, на что глаз (и фотообъектив) положил.
Электрикам отдельный салют! Мне, как бывшему инженеру-электрику Нарвского Замка тоже приходилось забираться на крепостные стены и крыши, обслуживая вверенное мне электрохозяйство.
Одна из множества городских церквей – церковь Св.Катрины. К сожалению была закрыта.
Не удалось попасть и в лютеранскую церковь Св. Анны. Ввиду проводимых ремонтных работ прихожан внутрь не пускали.
Большое количество закрытых для посещения церквей вызывало недоумение и легкую досаду. Я захожу в церкви отнюдь не из-за религиозных побуждений, а как в музей, чтобы полюбоваться интерьером, скульптурами, картинами, послушать орган, хоровое пение – это, как говорится , «зайти нельзя пропустить»! А уж забраться наверх к колокольне, полюбоваться «окрестностями Онежского озера» и пощелкать там затвором фотокамеры – сам Бог велел.
Но одна церковь всё же порадовала открытой дверью. Это была римско-католическая церковь Св. Троицы, находившаяся как раз между двумя вышеупомянутыми церквями.
Внутри красиво и благочестиво. Служба в это время не происходила, можно неспешно осмотреть всё вокруг, посидеть в безлюдном зале, отдохнуть, поразмышлять.
Слева от алтаря установлена скульптура 16 века: «Мадонна с младенцем». Что за персонажи стоят слева и справа от Мадонны, выяснять не стал. Но фигура справа вызвала улыбку и сомнения: это он или она? И почему только одна нога видна? Сфотографировал отдельно, на память.
Поланаю, что это всё-таки женщина, судя по модной нынче позе «ножки крестиком».
На центральной улице Кулдиги за столиком восседает в одиночестве бронзовый человек при костюме и с кружкой. Рядом с ним воробышек, тоже бронзовый.
На поверхности столика рельефные бронзовые буквы: Ēvalds Valters. Это советский и латвийский актёр театра и кино, старейший актёр Латвии. Посмотрел в Википедии перечень фильмов с его участием и… ни одного фильма не припомнил. А ведь фильмы Рижской киностудии в советское время были весьма популярны.
На одной из улиц вдруг перед глазами стали летать мыльные пузыри, причем ни детей, ни взрослых поблизости не было. Оказалось над входом одного из кафе работал генератор мыльных пузырей.
Попытался сфотографировать пузырь на лету крупным планом, погнался за ним, он увертывался от объектива, но я все же догнал его и с пятой попытки удалось сделать снимок. Представляю, как эта погоня выглядела со стороны.
Кулдигу в интернете прозвали Курземской Венецией. Кто был в Венеции, может сравнить и подтвердить схожесть.
А вот такого водопада в Венеции я не видел.
А где же я тут? Да и был ли я в этой Венеции? Нашлась-таки фотография, подтверждающая моё посещение Кулдиги. Бродя по закоулкам Кулдиги случайно забрел то ли в мастерскую скульптора, то ли на задний двор музея (а в этом месте было даже два музея: Музей Кулдигского края и Музей естесственной истории), и тут у стены стояла зеленая Венера (Кулдигская?) с полиэтиленовым пакетом на голове.
Удержаться от селфи было трудно. Цветов рядом не нашлось, вручил даме фиговый лист. Вдруг пригодится. Хотелось залезть на стоящий рядом шкаф и потрогать пакет на голове — из чего же он сделан? Но был риск свалиться вместе с Венерой и любопытство обошлось бы весьма дорого. Внизу на табличке указаны автор Egons Peršēvics (Эгон Першевиц) и название скульптуры "Jūras mātes nolaupīšana" («Похищение Матери Моря»). Очень короткое изложение глубокого смысла произведения: «Морская Мать стоит на дне загрязненного моря с головой, обернутой в старый полиэтиленовый пакет, что является одной из самых распространенных форм загрязнения». Или можно еще короче: "Берегите природу, мать вашу!"
И напевая «Будьте здоровы, живите богато, а мы уезжаем до дому, до хаты», прямиком и не останавливаясь, из Кулдиги через Ригу домой, в нашу холодную северную осень. Проезжая Ригу, сделал несколько снимков. (ПДД не нарушал – фотографировал только во время остановок в заторе).
И последний кадр, к теме заметки никакого отношения не имеющий.
Золотй петушок с белогривою чайкой — "они, если честно, не пара, не пара, не пара".