Нравятся мне маленькие кипрские деревушки тишиной, белокаменными домиками и узкими рукавами улочек, местными примечательностями,
ароматом кофе и аппетитными запахами из местных таверн, зреющими на деревьях апельсинами, лимонами или гранатами,
цветами в горшках, на крышах, на балконах и везде, где они могут произрастать.
И, конечно, маленькими магазинчиками и местными рынками. Даже любопытствующие уличные коты-бродяги ведут себя вполне учтиво, и их количество не очень смущает.
Вот в такую, типичную для Кипра деревню с немного забавным названием Куклия (Kouklia Village, по-гречески Κούκλια), нас занесло после Древнего Куриума и Петра ту Ромиу по дороге на Пафос и по той простой причине, что в местной таверне для группы был заказан обед.
С него, пожалуй, и начну. Таверна Thanasis Place Kouklia в центре деревни вполне себе может считаться местной достопримечательностью. Это ресторан греческой кухни с интерьером в греческих традициях, с добротной мебелью и предметами деревенской утвари на стенах, с традиционными кипрскими блюдами в меню и неизменным хозяйским радушием.
Обед простой без изысков, но обильный и вкусный. О чем знают даже местные попрошайки (кошки и собаки), разгуливающие у столов и настойчиво выпрашивающие кусочек-другой мяса или рыбы, да побольше. Даже терраса имеется.
Ну а коль скоро волею случая мы оказались в этой деревне, неплохо было бы узнать о ней хоть что-нибудь интересное. Тем более что история у нее непростая, и примечательности, находящиеся поблизости, где есть за что зацепиться взгляду, имеются.
Внимание на пустыре привлекла небольшая крестово-купольная базилика XII века. Это церковь Панагия Кафолики (Panagia Katholiki), у этого памятника византийской эпохи есть и другое название — Panagia Odigitria Church in Kouklia Village (Εκκλησία Παναγία Οδηγήτρια στο χωριό Κούκλια).
По существующим версиям, прежде в народе церковь называли то Панагия Хрисополитисса (Богородица Золотого города), то Панагия Афродитисса. Судьба ее соединила в себе эпохи от античных времен (если учесть, что при ее постройке использовали камни из бывшего некогда по соседству храма любви) до сегодняшних дней, что, впрочем, характерно для многих церквей Кипра.
В XVI веке церковь перестроили, дополнив элементами, характерными для католических храмов, даже «украсили» гаргульями и расписали фресками, частично существующими и ныне. Арки перед входом и с южной стороны напоминают о пристроенной когда-то к сооружению галерее. Видимо, сделали это из-за возведения рядом усадьбы-крепости (сейчас там музей).
Церковь возвращена христианам и вновь стала православной во время турецкого владычества.
Было закрыто (т.к. службы здесь проходят лишь 12 раз в году) и попасть внутрь было не суждено, но снаружи обследовали все, даже в колокол позвонили.
Сегодня вся деревня Куклия представляет собой музей под открытым небом, где исторические памятники чуть ли не на каждом шагу. Раскопки, начатые здесь с 1887 года, не прекращаются по сей день, и работы у археологов-исследователей еще не початый край.
Кроме руин римской виллы на краю зоны раскопок наиболее ценные находки, обнаруженные учеными на территории Куклии и в её окрестностях, находятся в Археологическом музее Палео Пафоса, размещенном с 1956 года в восстановленном замке Лузиньянов «La Covocle» XIII века. Среди экспонатов – медные и каменные изделия, древняя керамика, римские монеты. И редчайшие находки — черный лингам (камень фаллической формы из храма Афродиты, уже со II тысячелетия до н.э. являющийся объектом поклонения); вертел, датируемый XI веком до н.э. с надписью о том, что Старый Пафос был основан греками-ахейцами после окончания Троянской войны, и саркофаг V века до н.э. с резьбой и росписью сцен из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (начав строительство дома, его откопали местные жители в 2006 году).
В шаговой доступности останки древнего святилища (Sanctuary of Aphrodite), «100-зальный» Храм Афродиты-Киприды, где по весне устраивались священные мистерии (Афродисии) — настоящие оргии в честь богини любви, куда не одно столетие стекались паломники из Греции, Египта и Ассирии для поклонения Афродите. И где считалось, что каждая женщина, оказавшаяся в лоне храма, должна была хоть раз отдаться незнакомцу, дабы таким образом принести хвалу богине любви.
Величественный храм просуществовал с XII века до н.э. до конца IV века нашей эры. Новые порядки и указ императора Феодосия Великого (391-392 гг.), запрещающий язычество и поклонение древнему культу, привел в упадок святилище жриц любви. А после прокатившихся землетрясений и разрушений люди, вместо того, чтобы добывать камень в каменоломнях, растаскивали святыню по кускам для собственных нужд, частично использовали камень для постройки новой церкви.
Остатки фундаментов и разбросанные по пустынному полю архитектурные фрагменты, больше напоминающие груду камней – все, что осталось от самой значимой когда-то местной достопримечательности и зданий вокруг.
А ведь в незапамятные времена на месте нынешней деревушки Куклия, что в 15 км восточнее современного Пафоса, располагался Старый Пафос или Палио Пафос (Palio Paphos — Παλιά Πάφος).
В начале V века его так описывал Блаженный Иероним, выдающийся ученый и богослов: «Пафос – город Кипра, воспетый в песнях поэтов, разрушаемый часто землетрясениями. Сейчас только в следах руин предстает то, что когда то было» (сказанное им слово в слово применимо и к настоящему моменту).
На останках античного города-государства, ставших следствием ряда разрушительных катастроф, вместо святилищ древних богов возводились христианские храмы, базилики и монастыри. Так на развалинах Палио Пафоса возле бывшего Храма Афродиты зародилась и деревня Куклия.
Поначалу она называлась «кувуклия», «кувуклион» или «кувиколариус», что значит «телохранитель императора». При Лузиньянах эта территория, заселенная богатыми землевладельцами, считалась центром королевской провинции и называлась на французский манер «Ля Кавокль» (La Covocle), предполагают, что именно здесь и кроются корни названия селения. Со временем оно изменилось до греческого «Куклион», а ближе к современности и вовсе укоротилось до «Куклия».
Во время франкского правления помимо религиозных чаяний и культурных ценностей деревня славилась и переработкой сахарного тростника, в которой находился один из крупнейших в то время заводов, что по показателям роста экономики обеспечивало тогда деревне одно из первых мест в государстве.
В эпоху османского владычества территорию облюбовала турецкая знать. Еще в начале XX века здесь жили греки и турки. После того, как Кипр был поделен на 2 государства, турки-киприоты навсегда покинули деревню.
Сегодня, когда славное прошлое осталось далеко позади, деревня с населением около 900 человек, где есть все необходимое, продолжает жить спокойной и размеренной жизнью. И вниманием туристов не обделена, о чем свидетельствуют подъезжающие сюда один за другим экскурсионные автобусы.
Так что не менее интересное и значимое настоящее деревни продолжается.