1 материал по 1 объекту, 25 фотографий
- GPS
- Россия, 429500, Чувашская Республика, Чебоксарский район, поселок Кугеси, ул. Школьная, д. 1
- (83540) 2-51-22
Китайский островок
Посёлок Кугеси расположен в 14 км к югу от центра Чебоксар на автомагистрали «Москва—Уфа».
Исторические документы свидетельствуют, что на месте нынешних Кугесей жили финно-угорские племена (эрзя и мари). После прихода сюда в VIII веке булгаро-чувашских племён, эрзя перебрались за Суру, а марийцы ушли на левый берег Волги. Название Кугушево (Кугусю) с марийского можно перевести как «великое моление».
В Кугесях первый дом с земельным участком построен в 1745 году, говорят, того зажиточного крестьянина звали Кугушем. Действительно, в списке языческих имён В. К. Магницкого, Кугуш — чувашское имя. Название нынешней деревни Кугеси наверняка происходит от наименования материнского селения Кугесево, которое располагалось в верховьях реки Ирекшу. В настоящее время материнского селения нет, оно распалось с возникновением выселков и околотков Кугеси, Байдеряково, Альгешево (Вомбукасси), Синьялы и др.
В книге Ландратской переписи Чебоксарского уезда Казанской губернии за 1717 год в Кувшинской волости числится материнское селение Кугеси. А в переписной книге Чебоксарского уезда второй ревизии за 1747 год значится новая деревня Кугешево (Кугеси). Предание гласит, что на новом месте дом Кугуша долго стоял в одиночестве.
В 1795 году, по данным генерального межевания земель Чебоксарского уезда, в деревне Кугеси было 27 дворов вместе с Синьялами, а в самой Кугеси — 5 дворов, сорок душ населения. В 1859 году в казённой деревне Кугесево (Кугеси) Чебоксарского уезда было уже 65 дворов, 179 мужчин, 167 женщин, все чуваши. По всеобщей всероссийской переписи 1897 года в деревне стало 211 мужчин, 196 женщин. Все деревни, выселки, околотки вокруг Кугесей входили в Тогашевскую волость. На 1 сентября 1906 года в деревне Кугесево проживало на месте 91 семья, в них 223 мужчины, 214 женщины. Жители занимались хлебопашеством и скотоводством.
Село Кугеси стало центром Чебоксарского района с 1931 года.
В целях реализации государственной политики в области культуры, возрождения и развития народных традиций и обычаев по Постановлению главы Чебоксарского района 5 апреля 2001 года был создан районный музей. В честь великого земляка, ученого с мировым именем, основоположника российской школы синологии и монголоведения Никиты Яковлевича Бичурина — Отца Иакинфа (1777-1853) музей назван "Бичурин и современность".
Муниципальное учреждение культуры "Чебоксарский районный музей "Бичурин и современность" сегодня стал "визитной карточкой" района. Это настоящее хранилище памятников материальной и духовной культуры народа, здесь сконцентрирована история с древнейших времен до сегодняшнего дня. Фонд музея насчитывает более 5 тысяч единиц хранения — изделий прикладного искусства, предметов археологии, этнографии, документов и фотографий по истории Чебоксарского района, коллекций живописных и графических работ местных художников.
Работают залы "Научный подвиг Бичурина", " Сокровища абашевских курганов", "Этнографический зал", "Край Чебоксарский". Над созданием экспозиций работал народный художник Чувашии Ю.П. Матросов. "Жемчужиной музея" является зал "Научный подвиг Бичурина". Он оформлен в виде читального зала научных трудов ученого Бичурина. Здесь же можно увидеть церемонию китайского чаепития и послушать арии из пекинской оперы.
Только мне никто не сказал, что тут и оперу можно послушать. Я бы еще "Кантату о реке Хуанхе" до конца дослушал. Последнюю, вероятно возможно осилить только вкупе с довольными китайцами, выплясывающими по сцене с национальным флагом. Также весьма бы рекомендовал местным товарищам, присовокупить к сему действу магазинчик с дегустацией чая, ресторанчик с пекинской уткой и go-go bar.
Поскольку рядом с Кугесями и кугесятами находится памятник археологии бронзового века — абашевские курганы, то малый кусок экспозиции посвящен ему. Аба́шевская культу́ра — археологическая культура бронзового века второй половины III тыс. до н. э. и начала II тыс. до н. э. (по радиоуглеродным образцам 2140—1740 до н. э.) на территории европейской части России от Калужской области до юга Башкортостана. Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены её курганы.
На заднем дворе "китайского домика", торчит дворик чувашский. Здесь можно увидеть некоторое количество предметов старины.
Здесь представлены детали прядильного станка. Волокно для пряжи выделывали из льна и конопли, а в древности – из крапивы.
Коноплю и лен теребили – выдергивали с корнями после того, как листья начинали желтеть и созревали семена. Пучки связывали в снопы, корни отрубали топорами. Снопы сушили на солнце, затем приступали к молотьбе семян с помощью колотушек (тукмак). Обмолоченные снопы конопли связывали по 100-200 штук (сÿс сулли) и погружали в воду на 10-15 дней. После отделения волоконцев от стеблей снопы вынимали из воды и просушивали на заборах, жердях.
В отличие от конопли лен не мочили, а расстилали на траве. После просушки коноплю и лен мяли и трепали, чтобы получить волокно. Для разделывания волокон кудели ее клали в ступу (килĕ) и толкали пестом (кисĕп). Размягченную кудель расчесывали специальной щеткой (шăрт). Основным способом обработки кудели было прядение на веретене (йĕке) и самопрялке.
Основные детали самопрялки: колесо; веретено-шпулька; педаль, придающая при помощи шатуна движение колесу. От колеса через туго натянутый ремень (струну) движение передается шпульке. Весь механизм укрепляется на стояке.
Разнообразны и формы простых прялок: цельные прялки из одного куска дерева и прялки с донцем. В Чувашии встречаются палкообразные, лопатообразные и гребнеобразные прялки. Донца и стойки прялок часто украшались резьбой.
Чуваши употребляли горизонтальный ткацкий стан (пир вырăнĕ) с бедром и подножками – педалями. Для процесса тканья на стане характерны: 1) разделение ниток на две группы – основу и уток (утком называются нитки, пропускаемые перпендикулярно к нитям основы); 2) нитки основы сами разделяются на две группы, образуя отверстие для утка – зев. При каждом чередовании зева нитки, находящиеся внизу, поднимаются кверху, а находящиеся вверху уходят вниз.
Для пропускания утка при тканье служит челнок (ăса). В челнок устанавливается цевка (çĕрĕ) с нитками. При наматывании нитки на цевку используется скальница (хултăрчă). Ее основу составляет валик с маховым колесом. В острый конец валика вставляется цевка, на которую при вращении колеса и валика наматывается нитка.
Полученный холст золили, парили в горячей печи, промывали и на весеннем снегу выбеливали 7-10 дней. Просушенный холст клали на дуплистое бревно (пир каски), крепко привязав к нему, били колотушкой (тукмак). Холст отбивали обыкновенно в майские дни, приглашали на помощь, созываемую по этому случаю, 5-6 девушек. В это время вечерами можно было слышать звонкий перестук колотушек.
- Адрес:
429500, Чувашская Республика, Чебоксарский район, поселок Кугеси, ул. Школьная, д. 1
- Дополнительная информация:
Проезд: Из г. Чебоксары — авт. № 102, 162, 28 до пос. Кугеси
- Телефон:
(83540) 2-51-22
Дешёвый ✈️ по направлению Кугеси