Я и Макс совершили первую вылазку в рамках работы ЖЖ-сообщества stalker_il и не куда-нибудь, а в место исключительно важное и одухотворенное: один из эммаусов, который, согласно христианской традиции, связан с воскрешением Иисуса Христа и 40 днями его пребывания на земле после.
Эммаус-Кубейбе отличает, для меня лично, от других израильских эммаусов какая-то особая "выдранность" из общего контекста и окружающей действительности. Попасть туда не так уж и сложно, зная дорогу (не зная ее, можно потратить пару часов на плутание между перекрытыми дорогами и блокпостами), однако за тот час, что занимает кратчайший пусть в монастырь, приходится проезжать какие-то совешенно заветные, я бы даже сказала, заповедные деревни, которые вызывают мысли не иначе как об апокалипсисе. По дороге мы с Максом заехали в деревню без названия, которую окрестили "деревней призраков". Ее единственная улица была пустынна и безлюдна, посреди дороги стоял работающий компрессор, по обочинам текли ручейки воды, а серые, бетонные коробки стояли с выбитыми стеклами и полным отсутствием человеческого присутствия. Потом где-то вдалеке заплакал младенец, улыбнулась женщина и мы поспешили уехать.
Дорога в Эммаус-Кубейбе, удивительно красивый монастырь, пролегает через 443 шоссе, Дир Кадис, Харбату, Бильин, Ур ат-тахта, Бейт-Инан и приводит в деревню Кубейбе. Бейт-Ур а-тахта — не что иное, как библейский Нижний Бейт-Хорон, а Бейт-Инан — Бейт-Ханан. Однако, несмотря на древнюю историю этих мест, сегодня ничего не говорит о том, что происходило в этих местах — посредственная арабская застройка без достопримечательностей.
Первая церковь здесь была возведена еще в римский и византийский периоды, затем, скорее всего, перестраивалась Крестоносцами и дальше по нарастающей. В 15 веке в переписке священников уже активно обсуждается "в былые времена красивейшая церковь", а также ее нынешние развалины. В те времена, как и сегодня, дорога в этот монастырь была сопряжена с определенными трудностями, в какие-то периоды христианам даже запрещали молиться здесь и, возможно, определенный период церковь назодилась под протекторатом мусульманской общины, блокировавшей к ней доступ.
В своих хрониках францисканцы пишут, что "много камней было увезено с развалин Эммауса для строительства Иерусалимских стен по приказу турецкого султана Селима I в 1517 году, и которое проводилось уже во время правления Сулеймана II в период между 1538 и 1542 годами. Затем Эммаус ждало практически полное разрушение, и лишь в 1873 году были обнаружены ее развалины и остатки былой красоты. В 1901 году начались восстановительные работы и реконструкция здания.
Когда мы приехали, церковь была закрыта и лишь уборщик, который был немного не в себе, все спрашивал, неужели у него нет работы и ему нечем заняться, кроме как стоять здесь и с нами разговаривать. Спрашивал он минут 10, не забывая периодически взмахивать метелкой.
— Неужели ты считаешь, что мне нечего делать и у меня нет здесь работы? Неужели ты так считаешь? Неужели ты так считаешь?
В это время в мечети по-соседству началась проповедь и под крики муллы о том, что аллах очень велик, я чуть было не улетела в какую-то альтернативную реальность. На губах привкус кока-колы за два шекеля, цветная метелочка. то и дело взлетающая у меня перед глазами, а в ушах бесконечно повторяющееся "неужели ты считаешь, что мне здесь нечего делать"...
Однако еще через пару минут во двор монастыря въехал автомобиль — монах привез трех монашек.
Он приехал из Кракова и уже шесть лет живет в Эммаусе-Кубейбе, путая его название, периодически, с Эммаусом-Никополисом (около Латруна). Он говорит на итальянском, латыни, польском и может связать пару фраз на русском, так как "каранта лет назад был в Россия".
В церкви под плитой из красного каррарского мрамора расположен фундамент дома известного религиозного деятеля апостора Клеопы. Рядом расположен алтарь из белого мрамора, посвященный ему и его дому.
Именно Клеопе явился Господь на пути в Эммаус. Вообще, с Клеопой здесь связана длинаня и интересная история.
Также в монастыре находится могила Паулины де Николаи. Она родилась в Париже в 1811 году, умерла на Святой земле в 1868 году в Иерусалиме и прославилась своими добрыми деяниями и христианскими усердиями.
И одно из самых главных про церковь: в ней совершенно потрясающая аккустика. Там есть небольшой орган, и мне даже страшно представить, что происходит с ушами и мозгом, когда он звучит, если даже щелчек пальцами — как падение камня, затвор камеры раздается выстрелом, а звук открывающейся двери предвещает не что иное, как начало войны. Не помню, чтобы где-либо еще в израильских церквях я слышала столь потрясающее эхо.