225 материалов по 77 объектам, 3 502 фотографии
- GPS
- Малайзия, 163, Jalan Tun H. S. Lee, Kuala Lumpur
- 603 2078 3467
Индуистская святыня Sri Mahamariamman в Чайнатауне KL.Ч.47
Этот совет является частью дневника «МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ В ДАЛЕКИЕ КРАЯ…»
Изрядно поплутав по улицам, мы все же нашли то, что искали – храм Шри-Махамариамман, считающийся самым красивым индуистским храмом в стране. Именно отсюда ежегодно, во время праздника Тайпусам начинается паломничество к пещерам Бату. В недрах храма хранится большая серебряная колесница с 240 колоколами, посвященная Муругану (Субраманье). Она используется для транспортировки статуй Муругана и его супруг, Валли и Тейваянни, по улицам города по пути в пещеры Бату, на северной окраине города.
Нам кажется странным, что такой экстравагантно украшенный храм находится в китайском квартале. Будучи главным индуистским храмом Куала-Лумпура, он не только размещен в китайском квартале, кроме того, он расположен между двумя буддийскими храмами. Вся эта вулканическая смесь здесь уживается совершенно спокойно, возможно, бурлит, но не взрывается всякими революциями. В буклете сказано, что храм может похвастаться не только испанской и итальянской плиткой, но и драгоценными камнями и золотом в своем дизайне. Что ж, посмотрим…
Этот большой и сложный индуистский храм был основан тамильскими иммигрантами из Южной Индии, которые прибыли в Малайю в качестве подрядчиков для строительства железных и автомобильных дорог или работы на каучуковых плантациях. Основная цель заключалась в том, чтобы служить утешением от суровых условий их трудовой жизни. Строительство храма началось в 1873 году, последующие годы либо добавляли новые украшения, либо реставрировали старые на протяжении многих лет. Храм исторически был возведен около старого железнодорожного вокзала, и он был посвящен Великой матери Марииамман, культ которой был весьма популярен у выходцев с юга Индии, а ведь именно они и составляли львиную долю индуистских гастарбайтеров, прибывающих в Малайзию. Первоначально он строился как небольшой семейный храм, предназначенный для личных нужд, и только в 20-х годах прошлого столетия сюда стали допускать посторонних. Деревянное здание в 1885 году разобрали и перенесли на окраину китайского квартала, так как его внешний вид диссонировал с планами по переустройству территории железной дороги. Через два года, уже на новом месте храм «одели камнем».
Второй раз мы встречаемся с тем, что индуистская святыня находится не в районе Маленькая Индия, который здесь тоже есть, как и в Сингапуре, ведь и там одноименный храм также парадоксально находится в Чайнатауне (Храм Шри Мариамман, украшенный пантеоном богов. Ч.29).
Последняя значительная реконструкция состоялась в 1968 году, и в ее ходе была построена впечатляющая 23-метровая башня «Раджа Гопурам», считающаяся порогом между материальным и духовным миром. Небольшой храм буквально островком старой архитектуры прилепился к современным строениям, или скорее наоборот.
Забыв про традиции, мы пытаемся пройти внутрь, но нас останавливают, предлагая снять обувь. Видя, какая вокруг грязь, делать этого очень не хочется, потому с брезгливой обреченностью снимаем шлепки и кладем их в свой пакет. Не тут-то было! Тот же индус делает строгое лицо и требует, чтобы мы сдали обувь в камеру хранения. За плату, конечно. Ему, конечно. Альтернатива такова – либо ему за плату, либо просто бросить обувь без уверенности, что ее не уведут. Возможно, и сам хранитель сделает это из вредности. Решаем идти по очереди, платить предприимчивому хитровану не хочется из принципа, да и мелочи нет. Встать в ожидании — негде, вокруг толчея торговцев, тени нет, солнце жарит. Везде грязь и аромат благовоний. В результате снова разделяемся: мы с Валей идем внутрь делать съемки, а Катя с нашей обувью пристроилась под зонт торговой палатки смирившегося с этим местного индуса.
Действительно, как только мы прошли через входную пятиярусную гопуру, словно активизировался невидимый переключатель: снаружи осталась жара, шум и гам уличной жизни, а ты попал в оазис тишины и спокойствия. Холодящий ноги пол, ароматы цветов и курящихся благовоний (камфора, ладан) все это настраивает вас на торжественный и медитативный лад.
Внутри это традиционный индуистский храм с обилием раскрашенной скульптуры. Возведенные скульпторами из Индии, 228 индуистских идолов буквально застыли, изображая десятки сцен из Рамаяны. Помимо сложной резьбы индуистских божеств и украшений из золота и драгоценных камней, храм также украшен ручной росписью, изображающей истории из раннего индуизма.
На портике центрального алтаря, выкрашенного в зеленый (больничный цвет) восседает то самое божество, в честь которого он и назван, с 2-мя белыми слонами по бокам. Здесь индуистские священнослужители выполняют пуджу (молитвы), песнопения, звуками которых ученики, подхватывая, наполняют зал. Главный молитвенный зал имеет богато украшенный луковичный купол, и в нем расположены три святыни. Вокруг главного здания храма расположены еще четыре небольших святилища, содержащие изображения Бога Ганеши, уже знакомого нам Муругана, Лакшми (богини богатства) и другие изображения.
Время от времени в алтарь заходят голые по пояс служители. Нельзя сказать, что они толстые, но однозначно можно отметить, что тело у них плотное и упитанное. Нижняя часть туловища укутана в белую простыню и украшена какими-то цветами.
Мы было только пристроились делать фото главного божества храма, но не тут-то было- одни из толстячков резко задергивает шторку.
Стены храма, если так можно сказать, украшены объемными картинами, пол покрыт мрамором. Это действующий храм, и лично я чувствую себя не в своей тарелке, снимая на видео все вокруг.
Храм был назван в честь популярного индуистского божества, Мариамман, как защитника тамилов во время их пребывания в чужих землях. Заступничество богини часто обеспечивало защиту от болезней и нечистых сил (бесов). Здесь, в самом старом и, по общему мнению, самом богатом индуистском храме в КЛ, можно всегда увидеть молящихся, приходящим сюда, чтобы отдать дань уважения (заодно и оставить пожертвование) своим божествам. Надо помнить, что соответствии с индуистской традицией, храм освящается один раз в 12 лет, и хорошо, если этот год не придется на ваше посещение Куала-Лумпура.
Дальше нам предстоит найти китайский храм Ши-Йя — Даосский храм Guan Di и дегустация дуриана. Ч.48
Продолжение следует...
- Адрес:
163, Jalan Tun H. S. Lee, Kuala Lumpur
- Дополнительная информация:
Часы работы: 06:00 – 21:00
- Телефон:
603 2078 3467
Дешёвый ✈️ по направлению Куала-Лумпур