Краснокаменка — прежнее название Кзыл-Таш – «красный камень». Красивейшее место, находится в одноименном урочище Кизилташ, которое хранит свои страшные тайны и территорию, на которой сейчас базируется полк спецотряда «ТИГР».
Не могу не написать историю этого поселка. Согласно предания в VIII в. в Кизилташе находилась летняя резиденция св. Стефана Сурожского, косвенными свидетельствами чего считаются найденные в этих местах остатки большого христианского храма.
В 1825 г. в Красной пещере урочища, в водах родника была найдена икона Божией Матери, которая впоследствии была главной святыней монастыря. В пещере устроена часовня и струится по стенам родник святого Стефана Сурожского.
История урочища началась с основания монастыря, когда в 1856 году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий основал в Кизилташском урочище мужской монастырь в честь Стефана Сурожского. По сведениям 1864г. при источнике числилось 2 жителя в 1 дворе и православная киновия. Киновия, расположенная в красивейшем месте Крыма, целебные источники с содержанием серы, лечебные грязи недалеко от монастыря привлекали не только богомольцев, но и людей страдающих разными заболеваниями.
Небольшая пещера в скале с целебным источником, в начале XVIII века прославившаяся чудом обретения иконы Божией Матери, превратилась в скит с кельями на 50 послушников, церковью, двумя гостиницами, разнообразными службами. В 1894г. в Кизилташском мужском монастыре обитало 65 человек.
В начале ХХ века в Кизилташском урочище действовали два храма — Святителя Стефана и Успения Богородицы. vashsudak.com/rest_at_sudak/3…
При советской власти монастырь был закрыт (в 1923 году). На территории монастыря была открыта детская трудовая колония, а монастырские здания использовались под общежитие и клуб. С 1930г. находился дом отдыха ВВС. С 1945 года по 1950 год в монастыре размещался санаторий московского военного округа.
В период войны помещения монастыря использовались под хранение боеприпасов. Несколько раз тут возникали боевые столкновения партизан с немецкими солдатами. После окончания войны территория бывшего монастыря стала строго охраняемой и закрытой для посещения верующих, исследователей и просто туристов. В 1950г. на территории монастыря бывшие сооружения взрывают, и на их месте создается ядерный арсенал Черноморского флота, просуществовавший до 1992г.
Руководили стройкой специалисты Ленинградского Метро строя. Многие работы выполнялись силами заключённых, и это были специально отобранные рабочие, имевшие опыт горнопроходческих, шахтных работ. Масштабы работ были огромны. Почти до самого подножия горы в её толще пробили тоннель, по ширине и высоте не уступающий тоннелю метрополитена. Длина его более двух километров. Тоннель выходил наружу с другой стороны горы, где был устроен запасной выезд в районе посёлка Старый Крым. Под вершиной горы располагался сборочный зал и несколько хранилищ самих изделий и их узлов. Берия лично руководил не только строительством штолен и военного городка: по его приказу были взорваны абсолютно все строения, принадлежавшие некогда Кизилташскому монастырю. От монастыря не осталось даже развалин, а остатки фундаментов надежно скрыло густое крымское разнотравье.
На нынешнем стадионе специально для «трудящихся» в лесу была вырублена «плешь» и отстроены бараки. Судьба их была печальна: в 1955-м, объект был сдан в эксплуатацию, а все 3 000 человек, включая вольнонаемных, были расстреляны и похоронены недалеко от своего бывшего «места работы» — в одной из скал Кизилташа. В то время существовали только такие методы хранения секретной информации. Есть информация, что число заключенных было на 01.06.1953г. — 1837 человек, в 01.01.1954г. — 1008, 01.01.1955г. — 313, 01.01.1956г. — 177.
В 2000 году в Краснокаменку (в 1948г. переименовали), вернулись монахи, началось восстановление обители. Игуменом Кизилташского Свято-Стефано-Сурожского мужского монастыря был назначен отец Никон. Новый храм в честь всех Киево-Печерских святых построен на месте старого монастырского пастбища. Сегодня Кизилташский монастырь постепенно восстанавливается трудами нового настоятеля и немногочисленных поселенцев.
Есть здесь и могильники, но не для радиоактивных отходов, а для инструментов и материалов, которыми пользовались при «обращении» с атомными боеприпасами. В 2000 году во время совместных учений англичане смогли с помощью приборов убедиться: уровень радиации в норме. Кизилташ находится в зоне, загрязнённость которой в 2011 году на картах МЧС не существующими в природе (искусственными) изотопами составляло 239Pu — 100 Бк/м2, 241Am — 100 Бк/м2, что соответствует среднемировым значениям.
Вот в такое интересное, загадочное место мы пришли, но несмотря на доступность посещения поселка, для того, чтобы увидеть все открытые тоннели, пройти по ним (до определенного места естественно), что либо еще посмотреть, нужен проводник, иначе это будет бестолковое хождение в попытках попасть на объект. Что мы видим — дорога, ограждения довольно высокие (территория не просматривается), колючая проволока где-то цельная, где-то клочками разобранная.
В поселке 4 магазина, но мы вышли на магазин для военнослужащих. Иногда женщины в гражданском встречаются на улице. Чисто военный городок. Может на других улицах смотрится иначе, но проходы на другие улицы как-то не просматривались. Вышли из магазина и автобус идет на Щебетовку, тормознули. Из Феодосии каждые 40минут ходят автобусы с указанием в "Урочище". И с рюкзаком в зубах и бутылками в руках заскочили в автобус. Водителя прошу остановить у заброшенного 6-го полигона, где есть тропа на Эчки-Даг. Он не знает. Выручает мужчина — я вам подскажу где выйти.
Как-то быстро, непредсказуемо мы уезжаем из урочища, ничего толком не посмотрев, ну хотя бы из того, что можно. Грустно было смотреть на пустынный поселок весь в ограждении — и колючка и заборы без единой щели, а вокруг природа кричит останься, походи по склонам, заберись в разные щели, посмотри развалины, кладбище древнее, постой у ливанского кедра, зайди в храм, пройди по всем тропкам, где нет колючки.
Но вот мы уже у полигона. На юг полигон, на север высоченный забор.Небольшой полигон, но довольно в приличном виде оставленный, кое где только небольшие "знаки" говорят о полигоне. Примостились на травке, обедаем и размышляем — а есть ли тропа в конце полигона. Проверила — есть. Проходим полигон, кое-где сбоку столики, скамейки, сохнут плавки на веревках (забытые?). Немного проходим и слева река журчит, а за ней звуки с трассы. Очень кстати. Окунулись и в путь. Тропа привела на пригорок заросший травой, здесь то мы ее и потеряли. Спускались по азимуту к трассе Щебетовка — Судак. Но вышли не к пер. Урбаш, как планировали, а в другое место. По ту сторону трассы виноградники, а за ними пруд. Фото сделано уже сверху, когда шли на Эчки-Даг.
Да это же у Щебетовки пруд! Отлично, ночевка будет у пруда. Просто в автобусе мужчина знал "свою" тропу на Эчки-Даг, да и просто заброшенных полигонов там много. Пролазим через изгородь, идем через виноградники по дороге, и не ожидая более приличного места для входа, захожу в воду через камыш. Кайф. А на противоположной стороне стоят палатки и вход в воду песчаный. Стоянок много, осматриваемся. Небольших мест для входа в воду тоже достаточно, купаемся, отдыхаем.
Купание пошло на пользу и я пошла в Щебетовку в магазин. Далековато оказалось, а на трассе никто не останавливается. Часа полтора-два я отсутствовала, но ужинали дыней и запивали пивом. Вино оставили для Эчки-Дага. Вот так всегда — инициатива наказуема, добавила себе в рюкзак еще 1кг. Предложила спутнице — я ходила, а ты понесешь. Не тут то было, отказалась.
Идем на Эчки-Даг по дороге, где идет высоковольтка. Где-то 6-7км пути. И вот уже видны постройки, лошади в свободном полете. На лошадях организовывают прогулки по Эчки-Дагу. Люди, идущие от моря. Рядом родник. У родника очередь за водой. В воде встречаются маленькие крабики, их нужно удалить, иначе вода испортится. Сказали, что еще два родника, которые должны быть ниже высохли. Один возле болотца проверили, к нему лошади подходят на водопой и освежиться. С маленькими бутылками пропускают вне очереди. Ищем место для стоянки, солнце нещадно палит, надо искать тень. Чуть выше родника т/с.
Определившись с местом ночевки, обедаем, оставляем рюкзаки и идем искать "Ухо Земли". В нижней части южного склона г.Кокуш-Кая под кустами шиповника и кизильника должна быть карстовая шахта Хулах Иернын, или Ухо Земли. Вход в шахту в виде щели, глубина полости 132м, внизу переходит в горизонтальный ход длиной 65м. Просто можно заглянуть и почувствовать холодный воздух, идущий из пещеры. Виды с подножия Кокуш-Кая.
С тропы наугад зашли в колючие кусты по направлению к г. Кокуш-Кая. Дошли до подножия, что-то похожее на щель. Подумала — может это оно? Но, увы.
"Неудачи преследовали нас..." , не найдя Ухо Земли возвращаемся, заметив тропу, ведущую вниз. Израненные колючками, почти на пятой точке сползаем вниз до пологого места.
Встав на ноги идем на стоянку и марш-бросок к морю. Тропа вьется по хребту, поверхность щебенка, песчаник, известняк. И вот вместо лесной зоны перед нами безлесье, "сковородка" — гладкая вроде глинистая поверхность, кусочек зелени в овраге — это Зеленка. На берегу кафе и рестораны.
Везде ближе к морю палатки, тенты натянуты. Каменистый берег.
Смотрим как ветер срывает пыль или породу с холмов и гонит все на отдыхающих в район за Зеленкой. Весь пляж длиной около 5 км разделен на зоны по названиям. Шакалка на востоке, далековато от моря, но есть деревья. Киногородок с остатками построек, говорят даже родник там есть. Зеленка — козырное место у Плоского мыса. Ямайка — самый удобный пляж. "Куба" — под плоской сковородкой. "Нюшка" на востоке, ближе к Прибрежному. "Фисташковая роща", Чукотка, Пикадили — где магазины и кафе.
Есть три мыса с названием — Крабий, Плоский, Сидеритовый.
Познакомившись с тем, что на берегу, пошли на стоянку наверх, это около часу хода. А спустились к морю за полчаса. Люди от источника несут воду к морю, ну те кто не на машине.
Наша стоянка и рассвет над Карадагом.
Утром с рюкзаками вышли на море. Нас окружает зной, ни одного облачка, прячемся от куста к кусту, уходим от солнца, спасает море.
Какое-то безжизненное пространство. Хотя нет, много бабочек и какой-то броненосец вылетел из панамы, забрался туда пока я была в море.
Не понятно — почему здесь, в столь не привлекательном месте, где проблемы с родниковой водой, "отдыхают" люди. Разве только то, что эти пляжи для нудистов. Дождались когда зной спал, пошли по берегу на Курортное. Кафе, где нас накормили чем-то не совсем приятным, чувствовалась тошнота, и легли на коврики у моря. Отдыхающие из Курортного еще долго веселились и купались. С курортного выехали на Феодосию. Вышли в Азовском. Или автобус или электричка. На автостанции тьма людей, к кассе не подойти, поехали электричкой до Джанкое, выиграв по времени и финансам.
Кстати, если вы подошли в Джанкое к автобусу на Чонгар, а мест нет, можете немного пройти наискосок к дороге, где он заберет всех желающих.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: