Первое упоминание в мировой истории о Кракове относится к 965 году, когда арабский купец Ибрагим ибн Якуб в своей хронике упомянул о славянах и руссах, прибывающих из Кракова в Прагу. В 1000 году было основано Краковское епископство, что стало своего рода признанием значения города; он стал важным центром духовной и монаршей власти. В 1038 году король Казимир Обновитель сделал Краков столицей государства, и с этого времени началось обширное строительство, включавшее как оборонительные укрепления, так и различные каменные постройки. Спустя два века, во время нашествия татар, город сильно пострадал, но, как оказалось, это было даже к лучшему, потому что с той поры возведение зданий стало вестись планомерно, и эта структура кварталов сохранилась до наших дней.
Коронацией на должность короля Польши князя Владислава Локетэка, состоявшейся в 1320 году, было положено начало традиции возлагать корону на нового монарха именно в Кракове. Это способствовало возвышению города как столицы королевства, и к тому же он превратился в крупный культурный центр после основания в 1364 году Ягеллонского университета, который позднее стал одним из важнейших научных заведений Европы, давших миру многих замечательных учёных и среди них - Николая Коперника.
Однако, далеко не всех радовало процветание города. К числу таковых относился, например, король Казимир Великий, заложивший в XIV веке чуть ниже по течению Вислы поселение Kazimierz. По замыслу правителя его детище должно было стать конкурентом чересчур вознёсшемуся Кракову. Такое сожительство продолжалось несколько столетий, пока оба населённых пункта не слились в экстазе; в нагрузку к значительной территории бывшая польская столица получила немаленькое еврейское гетто, насчитывавшее десятки тысяч человек. Достаточно сказать, что перед Второй Мировой войной к иудейской общине принадлежал каждый четвёртый житель Кракова.
Сейчас Казимеж - всего лишь краковский район, причём совсем не тот, которому радуется глаз. Можно прямо сказать, к югу от бульвара Dietla встречаются едва ли не трущобы. Теоретически, постройки бывшего еврейского гетто являются памятниками архитектуры и потому не подлежат массовой переделке, но ремонт, хотя бы косметический, многим из них не помешал бы. В целом, лично меня кварталы Казимежа совершенно не впечатлили. Да, дома, да сингагоги, но какого-то особого душевного подъёма, ощущения причастности каждого камня к истории я лично не почувствовал; то ли дело Прага...