В июле сего года, в дни моего отпуска, я сумел осуществить небольшой прорыв в сторону западной Европы в виде самостоятельного путешествия по маршруту Польша-Словакия-Франция-Испания-Польша. Времени было не очень много, поэтому получилось нечто из серии "галопом по Европам", но все же кое-что посмотреть получилось. И первым городом на моем маршруте был польский Краков, считающийся одним из самых красивых городов этой страны.
В городе я оказался с самого утра, довольно быстро нашел свой хостел, где оставил ненужные в прогулках вещи, и отправился на исследования. Буквально в нескольких минутах от места моего дислоцирования оказался еврейский квартал Казимеж. Поэтому именно с него и началось мое европейское турне.
Когда-то Казимеж был отдельным городом к югу от Кракова и оставался таковым несколько столетий, вплоть до века девятнадцатого. А основан был в 1335 году польским королем Казимиром III Великим, в целях защиты столицы (а тогда столицей был Краков) от возможных нападений с юга.
Название города, как не трудно догадаться, происходит от имени самого короля Казимира.
Город расположился на берегу Вислы, со всех сторон был окружен оборонительными стенами, в центре имелась городская ратуша.
До наших дней оборонительные стены практически не сохранились, они были снесены в начале девятнадцатого века, когда город был оккупирован австрийскими войсками.
Практически сразу город стал заселяться еврейским населением. И город превратился в своего рода анклав, который управлялся раввинами, над которыми были только краковский воевода и сам король.
Евреи, конечно, стали стекаться в Казимеж не просто так, а с подачи польского короля Яна I Ольбрехта. Преследуя политические и экономические мотивы он задумал поселить всех краковских евреев в одном месте, тем самым отделив их от христиан.
Так появился «Oppidum Judaerum» или, иначе говоря, еврейский город, со своей инфраструктурой, автономными учреждениями, школами, университетами, банками, купеческими домами, и, конечно, синагогами.
Казимеж стал главным еврейским культурным и просветительским центром во всей Польше. И его влияние было достаточно велико. Хотя по сути это было классическое «гетто».
Не в том понимании, которое пришло после второй мировой войны, а в его первоначальном смысле. Как известно первое гетто появилось в Италии в 1516 году, когда властями был выделен изолированный участок для проживания евреев (ghetto nuovo). Хотя и тогда в подобной изоляции было не так много хорошего, права и свободы еврейского населения ущемлялись достаточно сильно.
Но вернемся к Казимежу. Первые неприятности у городка нарисовались в середине 17-го века, с приходом в город шведов. Ну а дальше – больше. В 18 веке с «дружеским визитом» город посетили русские войска, а вскоре, вслед за ними, и австрийские. Сносятся городские оборонительные стены, и Казимеж объединяется с Краковом, превратившись в один из его районов.
Это повлияло на дальнейшее расселение евреев, теперь они стали селиться не только в Казимеже, но и занимать потихонечку районы расположенные поблизости, Страдом и Подгуже. Евреи получают все гражданские права, и Казимеж снова начинает развиваться, активно ведется строительство, в район вкладываются большие средства.
На конец 19-го века в Кракове проживало около 20 тысяч евреев, чуть менее чем третья часть всех жителей города. А когда пришли фашисты, то они большую часть евреев из города выгнали, а тысяч 15 загнали в гетто. Выжить удалось лишь немногим из них.
И для Казимежа, и для Кракова, и для евреев началась черная полоса. Полоса разрушения, страха, боли, смерти… С приходом фашистов в 1939 жизнь евреев стремительно понеслась к пропасти. Большую часть депортировали, оставив только 15 тысяч человек работоспособного населения. По достижении 12 лет каждый еврей был обязан носить желтую повязку, определяющую его принадлежность к еврейской нации. А в 1940 году всех евреев согнали в гетто, при этом оно было организовано не в Казимеже, а в соседнем Подгуже. Где они вынуждены были ютиться в жуткой тесноте до тех пор пока их большая часть не оказалась в газовых камерах концлагеря Освенцим… О последнем, кстати, будет отдельный отчет.
Казимеж же, таким образом, был покинут, некоторые освободившиеся квартиры и дома заняли поляки, выселенные из Подгуже. Синагоги были закрыты, ценности разграблены. От полного уничтожения район спасло то, что фашисты планировали устроить в Казимеже музей исчезнувшей расы, когда все евреи были бы уничтожены. К счастью, этого не произошло, а синагоги Казимежа сумели пережить войну.
И сейчас этот район превратился в довольно уютный и приятный райончик, со своим особым колоритом. И с каждым годом он привлекает все больше туристов.
На рынке Казимежа можно увидеть множество интересных еврейских вещичек, правда, цены достаточно высокие. Хотя, надо сказать, что я особо не приценивался. Впереди меня ожидали другие страны, а утежелять свой багаж мне решительным образом не хотелось. Но тем не менее в следующий раз я обязательно куплю себе какой-нибудь еврейский сувенирчик, ну, например, хотя бы ханукальную менору.
Конечно район сейчас скорее туристический, чем аутентично еврейский. И живут здесь сейчас в основном поляки. А бывшие владельцы или уничтожены, или давно покинули свои дома, в том числе и после антиеврейских выступлений уже после войны. Вернулись очень и очень не многие. Хотя юридически многие дома в Казимеже до сих пор записаны на имя своих прежних хозяев.
Но как бы там ни было, сейчас в Казимеже поляков гораздо больше. И именно они торгуют теми самыми еврейскими сувенирчиками, работают в кафе и ресторанах стилизованных под еврейские, и проводят экскурсии для туристов. И встает резонный вопрос, в чем же тогда аутентичность, особенность?
Она в старых улочках, в архитектуре. Стены ведь помнят! Помнят все что было, и период своего рассвета, и периоды счастья, и ужасы войны… Они все видели, и когда находишься в Казимеже, то особая атмосфера этого места ощущается довольно сильно.
И, конечно, стоит посетить сохранившиеся синагоги, их в Казимеже семь, некоторые сейчас больше музеи, чем места духовного поклонения, а другие, как например, одна из старейших синагог Казимежа – Рему, вполне себе действующие.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.