Одесса, Львов, Бердичев – все эти города, находящиеся сегодня на территории Украины, были заселены преимущественно лицами еврейской национальности. Именно так рассказывают об этом исторические документы и литература прошлых лет. Не буду говорить за Бердичев, так как не был там, но сегодня о евреистости Одессы и Львова абсолютно ничего не напоминает. Разве что название улиц Еврейская (Одесса) и Староеврейская (Львов). Зато польский Краков в этом плане – впереди планеты всей…
Резонный вопрос — откуда в Польше взялись евреи? Оказывается все просто. В конце 14-го века сегодняшний цветущий и благополучный Краков представлял собой жалкое зрелище: убогие деревянные дома, грунтовые дороги на улицах, абсолютное отсутсвие канализации и прочие прелести, присущие большинству европейских городов Седневековой эпохи. В общем, городу нужны были деньги на развитие и тогдашний польский король Казимир Великий знал где их найти. Вернее, знал тех, у кого они есть. Естественно, речь идет о евреях.
Пообещав представителям «богоизбранного» народа неслабые привелегии, он сумел переманить немало евреев с берегов Рейна на побережье Вислы. Более того, в Краков неожиданно упал «еврейский бонус» с соседской территории — нынешней Чехии, а тогдашней Моравии. Дело в том, что примерно в этот период там свирепствовала чума, уносившая миллионы жизней. И тут христиане заметили, что иудеи не так активно вымирают по сравнению с другими нациями. Хотя все дело было в элементарной гигиене и особенностях кухни — евреи регулярно ходили в баню а в пищу принимали большое количество чеснока — в высокоцивилизованной Европе тех времен такие ребусы решались крайне просто: обвинение в ереси и колдовстве, а затем резня и погромы. Все это вынудило еврейский народ найти спокойную пристань, которой стала территория Польши. И сухие цифры здесь гораздо эффективнее расскажут об этом, чем самый красноречивый автор: до 19 века в Польше проживало 5 млн евреев, а население Израиля сегодня не превышает 8 млн человек.
Все иудеи поселились в отдельном городке – Казимеж, который сегодня стал практически центральным районом Кракова. Обнесенный забором до 19 века, этот уголок Польши долго был своего рода еврейской резервацией Европы: евреям запрещалось селиться за пределами Казимежа.
С началом Второй Мировой в Польше, как и других странах Европы, настали крайне суровые времена для евреев. Краков без особых проблем был взят немцами, в городе было создано свое еврейское гетто, просуществовавшее около года. В нем проживало 65 тыс. евреев, но затем всех их перевезли в концлагерь Плашув и Освенцим. Из этих 65 тыс. к концу войны в живых остались лишь около тысячи евреев, большая часть которых спасена легендарным Оскаром Шиндлером.
Площадь Краковского гетто. Стулья напоминают, что в период выселения евреев в геттом, на улицу выносилась вся мебель из жилищ чтобы никто в оставляемом доме не спрятал младенцев
Кстати, о господине Шиндлере считаю нужным рассказать пару отдельных слов. Начну с того, что известный режиссер Стивен Спилберг немало приукрасил его личность. Фабрика по производству эмалированной посуды, на которую австрияк Шиндлер нанимал евреев из гетто и концлагерей и тем самым отводя от них угрозу гибели , досталась ему от самих же евреев. С началом оккупации Кракова два ее прежних владельца-еврея в рекордно короткие сроки переписали все учредительные документы на Шиндлера и стали что-то вроде топ-менеджмента, на плечах которого держалось все производство. При этом Оскар Шиндлер — этот "великий фабрикант" и «акула капитализма» — не просто так принимал евреев на работу, а за неслабые подношения: золото, драгоценности и т.д. О его высоких организаторских и предпринимательских талантах свидетельствует тот факт, что ближе к концу войны и с исчезновением заказов со стороны Третьего Рейха, фабрика по сути обанкротилась и сегодня в ее здании находится музей. Впрочем, Шиндлер не особо горевал по этому поводу: будучи внесенным в число праведников мира, до конца своих дней благодарные за спасение евреи содержали его за свой счет. В общем, уроженец Австрии реально прожил большую часть сознательной жизни исключительно за деньги евреев. Вот это таки талант.
Здание фабрики Шиндлера, в котором сегодня музей. Весь фасад полностью отреставрирован, только ворота на въезде остались неизменными.
Сегодня, несмотря на богатое историческое наследие, в Кракове официальная еврейская община насчитывает не более 200 человек, подавляющая часть которых – старики и старушки, не пожелавшие эмигрировать в Израиль. И хотя правительством Польши принята программа по возвращению собственности их первоначальным владельцам, ведутся активный поиск этих владельцев и власти уговаривают вернуться их в Краков, до сих пор многие здания в Казимеже остаются ничейными.