Казанская церковь. Первая церковь справа. Бледно-нежно-голубая. Незабудковая густо-голубая маковка-чаша с маленькими золотыми звездочками. Классика.
Это самый большой храм Оптиной Пустыни, внутри очень красиво: золотой торжественный иконостас, яркие росписи-фрески, которые монастырские братья-иконописцы выполнили по древнему способу «влажной» росписи. Невозможно себе даже и представить, что церковь была почти полностью разрушена – и не вражеские снаряды сюда попадали, а причина — обычная человеческая глупость. Собор восстановили – в 1996…. До этого глаза не смотрят на фотографию, где в центре обшарпанного алтаря стоит комбайн.
В Казанском храме находятся мощи трех Оптинских старцев: Моисея, Антония и Исаакия I.
Моисей и Антоний – братья (Путиловы — Тимофей, 1782-1862, 80 лет и Александр, 1795-1865, 70 лет). К началу 19в. Оптиной Пустыни, считай, почти и не было – она была сильно разорена петрово-екатерининскими реформами, и в ней к этому времени обитали всего лишь два престарелых монаха. Братьев призвали из Смоленской губернии (они пустынножительствовали в Рославльских лесах) и монахи энергично принялись за дело. Для начала в близлежащем сосновом лесу было вырублено четырехугольное пространство, его обнесли стеной и здесь решили разместить скит (Иоанно-Предтеченский), в котором потом и стали жить старцы. Отец Моисей был настоятелем монастыря, а отец Антоний стал настоятелем скита.
Их святые мощи находятся справа, перед иконостасом у окна. У них общая плита из белого мрамора.
Преп. Моисей: «Если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, а если помолишься за него сперва, то, смотришь, сверх ожидания он и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает».
«Нам всегда надо говорить: по воле Твоей, Господи, да будет то или другое. Посылаемое все надобно принимать, как от руки Господни: скорбное ли — к терпению, приятное ли — к благодарению».
Преп. Антоний: «Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т.е. если плюнешь — потушишь. Если же эту малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздуванье это составляется от многомыслия…».
Исаакий I (Иван Антимонов, 1810-1894, 84 года). Из Курска. Из купеческой семьи. В 36 лет пришел сюда в монастырь. Настоятель Оптиной Пустыни. Ученик старца Амвросия. В течение тридцати двух лет управлял он монастырем. При нём был достроен храм Всех святых; сооружен новый иконостас в Казанском соборе и перестроен старый во Введенском; достроен водопровод; построена монастырская больница с аптекой для бесплатного пользования; построен странноприимный дом, в котором каждую субботу кормили до трехсот человек и раздавали милостыню; а также книжная лавка и другие здания. Под его управлением Оптина приобрела лесные участки (так были решены проблемы с топливом), луговые земли, открыт свечной завод, а также поощрялось разведение монастырских садов и огородов. Благодаря его заботам, Оптина пустынь стала одним из процветающих монастырей России.
Он был очень простой по характеру. «Какие у нас скорби? У нас не скорби, а скорбишки. Вот в миру так скорби: жена, дети, обо всем забота; а у нас что? Полно Бога гневить, надо только благодарить Его; живем на всем готовом».
Мощи преподобного Исаакия находятся слева от иконостаса, под каменной плитой.
Мы приехали в Оптину Пустынь около 11 утра, а в это время ещё идут службы (с ~8 до 12). Поэтому в Казанском храме мы просто немного постояли, полюбовались внутренним интерьером, послушали пение и потихоньку вышли. Думаю, стоит планировать время вашего приезда в зависимости от того, хотите ли вы отстоять службу (значит приехать пораньше) или просто походить по монастырю.
В Казанском храме (вход слева в подвал) находится церковная лавка. Там можно купить свечи, книги, иконы, фотографии Оптинских старцев (как сейчас жалею, что не додумалась приобрести), обережные ленты, и другое. Меня удивило, что во всех церквях Оптиной пустыни внутри продаются только свечи и принимаются записки. Это очень приятно. Заходя в храмы, совершенно ни на что не отвлекаешься с мирским интересом. Только свечи. Только записочки. Причем (а это очень важно!) – цены более чем лояльны (сравниваю с московскими и другими). Для примера, заказать службу о здравие на одного человека на год стоит ~200р., а не 500-600р. Сорокоуст — ~70р., одно имя в простой проскомидии – 3р. А ещё удивили свечи – они все восковые, приятно пахнущие медом, разных размеров: от обычных до просто гигантских, высоченных, с диаметром сантиметров 3-5 (одна такая красивейшая толстенная свеча стоит всего ~200-300р.). Извините, что отвлеклась на материальное . Но, что делать .
Введенский собор.
Второй справа. Нежно-салатовый. 5 куполов: четыре незабудковых луковки со звездочками и в центре золотая маковка. Белые колонны. Классика.
Это удивительный храм.
Здесь находятся святые Оптинские старцы Амвросий и Нектарий, и древняя икона Казанской Божией Матери. Я даже сейчас не могу отчётливо сказать – насколько красив этот храм, потому что очень разволновалась. Но одно могу утверждать – этот храм очень светлый и в прямом и переносном смысле.
Когда входишь в Введенский собор, то на правой колонне, тоже с правой стороны находится икона святого Паисия Величковского. Это – идейный «строитель» Оптиной пустыни.
Паисий Величковский (1722-1794, 72 года). Он из Полтавы. Был на Афоне, потом возглавлял в Румынии Нямецкий монастырь со 700-ми монахами. Его ученики – Оптины старцы, воплощение его идей – Оптина Пустынь. Святой Паисий:
— Понял, что православное монашество вырождается во внешнюю обрядовость, и возродил уже забытое старчество, утвердил его и сделал основой духовной жизни в своих монастырях. (В Оптиной Пустыни были его ученики и ученики его учеников);
— Заметил ошибки и малопонятность славянских переводов «отцов церкви» и начал собирать и переводить старинные греческие первоисточники на церковнославянский; потом создал целую школу монахов-переводчиков и – вновь и правильно переведенные книги расходились во все стороны православного мира. (В Оптиной Пустыни по его заветам было создано собственное издательство, где издали все драгоценные рукописи Паисия и новые переводы, а также была собрана огромная, тщательно подобранная библиотека);
— Учил, что через произнесение имени Иисуса Христа происходит соединение с Богом и что молитва должна быть умно-сердечной – то есть идти из ума, но произноситься сердцем. Это учение возникло на Афоне и называлось – имясловие. В России почему-то возникли противоборствующие течения – имяборцы. (Все Оптинские монахи молились так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»).
Как странно об этом писать. Сейчас православие в России расцветает, восстанавливаются старые обители и храмы, возводятся новые, люди идут и идут в церкви. Поклоны кладём, крестимся, свечи ставим, молитвы читаем, но – знаем ли мы, как нужно молиться? «Никакие внешние действия: ни коленопреклонение, ни возжигание свечей, ни земные поклоны, ни крестное знамение, ни воспеваемые слова, ни воздетые руки сами по себе молитвы не составляют и не свидетельствуют о её совершении».
Молитва – это кислород души. Молитва – это отдых. Молиться нужно так же естественно, как дышать. Молитву не надо читать, её надо творить, уж если не сердцем, то душой. С болью. «Со смирением и простотой маленького ребенка». «Настоящая молитва перестает просить…. Истинная молитва благодарит Господа за все: за печаль и за радость, за каждое мгновение жизни, что бы оно ни приносило».
Должна быть боль. «Если у человека болит душа о том, о чем он молится — то он и одним лишь воздыханием совершает сердечную молитву».
Должно быть терпение. «Когда Господь долго не слышит молитв, нужно только продолжать молиться и не унывать. Молитва – это капитал. Чем дольше лежит капитал, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда нам полезно принять».
Должно творить молитву сердцем. «Для Бога достоинство имеет не столько количество, сколько качество молитвы. Количество молитвы в монастырях есть, но этого мало, должно быть и качество. Столько людей молится и постольку часов! Да если бы эта молитва была сердечной, то мир давно изменился бы! А потому цель в том, чтобы церковные службы совершались от сердца».
Должно благодарить. «Раньше благодарили Господа, а теперешнее поколение перестало благодарить, и вот оскудение во всем: плоды плохо родятся, и все какие-то больные».
Не должно волноваться. «С той минуты, как мы начинаем волноваться, мы препятствуем вмешательству Бога в происходящее. Мы отдаем предпочтение логике, а не Богу, не Божией воле».
Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных».
Чтобы не быть голословными, не просто прочитать вышенаписанное и забыть, попробуйте сами – так, чтобы молитва прошла через сердце. Тогда исчезает внешне невидимое, но подсознательное: «Вынь да положь Господи исполнение моего хотения». Когда через сердце – молитва становится мягкая, тёплая….
Продолжение следует.
(c) NatalyA.turbina.ru При использовании текстов гиперссылка на мой сайт и указание имени автора обязательны.