После Тааветти наконец-то начинается относительно ровная велодорожка которая продолжается вплоть до самой Коуволы. На въезде в город возникла заминка, так как кемпинг хитро прячется в пригороде и для его поиска необходимо применить чудеса пространственного мышления. Но едва подъезжаешь к Tykkimäki понимаешь что попал в импровизированный рай для отдыха. Недаром это один из 9 кемпингов Финляндии признанных лучшими в стране.
Коувола город небольшой, как и большинство городов Финляндии, но его уникальное расположение делает его одним из лучших мест для отдыха как в одиночку, так и целой семьей. Кажется что здесь есть все. От походов по красивейшему национальному парку «Реповеси» до прыжков с парашутом и кафе на любой вкус. Кто что пожелает. Но так как объять необъятное довольно затруднительно, то я остановился на том что собственно привело меня в Коуволу. А именно на посещении музея железнодорожных макетов и уникального музея Верлы – мирового наследия ЮНЕСКО.
В музей макетов железной дороги я отправился с утра пораньше, так как предчувствовал что рискую надолго там залипнуть. И не ошибся. Сам музей находится в небольшом деревянном доме, служившим раньше жд станцией. Он прячется в маленьком дворе за своими более современными товарищами в самом начале одной из главных улиц Коуволы, пешеходной Asemankatu. И начинается музей, как это принято в Суоми, конечно же с кафе. Впрочем проверять мастерство пекарей я не стал, а приобретя заветный билетик прямиком направился в глубь здания. Многочисленные модельки паровозиков и вагонов занимают не один стеклянный стеллаж, схемами и картами увешаны стены, но жемчужиной этого крошечного музея, заставляющей и детей и взрослых позабыть о времени является конечно же макет международной железнодорожной станции. О… Сложно представить с какой любовью его делали. Маленькие паровозики и поезда бодро крутя своими крохотными колесиками носятся по путям останавливаясь на красный свет симафора, сигналя, загружаются углем, принимают пассажиров и несутся дальше в одни им ведомые дали. Миниатюрные стрелки на путях переключаются и даже поворотный круг здесь функционирует. Каждый состав имеет реальный прототип и сделан в точности повторяющим оригинал. Пассажирские и грузовые поезда со всего света курсируют по рельсам радуя посетителей. Но этим создатели не ограничились заполнив каждый вагончик пассажирами и научив старинные паровозики пускать дым из труб! В общем если вы хоть капельку любите железные дороги и в вас еще жив ребенок, то вы гарантированно выпадете из реальности на несколько часов, в восторге наблюдая за хитрыми передвижениями поездов-крошек.
Что-бы попасть в Верлу пришлось изменить планы и задержаться в городе еще на день. Но поскольку этот музей входит в мой список «места которые я мечтаю увидеть» недовольства этот факт не вызвал. Заминка же возникла из-за того что музей располагается не в самой Коуволе, а в одноименной деревне в 30 километрах севернее. Ехать на велосипеде без толковой карты желания не было, а единственный попутный транспорт в виде автобуса ходит лишь два раза в день: рано утром – туда и ближе к вечеру – обратно.
К слову со дня приезда в Коуволу погода установилась ясная и солнце разыгралось не на шутку поджаривая все и вся. Этот день не стал исключением. Уже с утра изрядно припекало и к прибытию в Верлу ситуация на погодном фронте успела накалиться до придела.
Так что же такое Верла и чем она так интересна спросите вы? Верла – промышленная деревня, в которой находится древоперерабатывающая фабрика. Она была основана в 1872 году финским инженером Хуго Нойманом, но спустя 4 года полностью сгорела. После пожара фабрику построили заново по проекту выборгского архитектора Эдуарда Диппеля. Теперь она могла производить белый древесный картон разной толщины, который поставлялся в Россию, Европу и даже в Южную Америку. В 1922 году фабрика перешла во владение акционерного общества Кюми, после чего ее жизнь стала медленно угасать. Молодеж переходила на новые современные предприятия, а на старой фабрике где абсолютно все работы проделывались вручную оставались лишь пожилые рабочие, привязавшиеся к своему месту и не желавшие уходить. Акционерное общество пошло им на встречу и позвлило работать в Верле до тех пор пока им будет хватать на это сил. Финны признают что настолько бережное закрытие предприятия уникально даже для них. В виду своей бесперспективности фабрика не могла быть переоборудована и в конце концов к 1964 году была закрыта. Но даже после этого она не умерла окончательно. Уже через 6 лет, в 1972 году здесь открыли первый в Финляндии промышленный музей, который существует и по сей день. В 1996 году уникальная фабрика вошла в список мирового достояния ЮНЕСКО.
После интереснейшей экскурсии по территории фабрики, во время которой можно увидеть условия работы на производстве рубежа 19-20х веков, остается много свободного времени. Его можно потратить на возню с головоломками, которые производятся теперь в Верле и продаются тут же неподалеку. Можно абсолютно бесплатно попробовать любую присев за длинный деревянный стол и погрузившись в тяжкие раздумья. А можно погулять по окрестностям, тем более что фабрика не единственное что можно посмотреть в Верле, а сама деревня располажена в очень живописном месте.
Помимо нее здесь же неподалеку находятся старейшие в Финляндии наскальные рисунки, которым чуть больше 6000 лет. На то чтобы их разглядеть уйдет немало времени;)
Кроме этого для непосед остается лесная тропа ведущая к загадочной «Hidenkirnu». Конечно же я из тех кому не сидится на месте поэтму недолго думая отправился туда куда посылает стрелка указателя.
Видимо я давно не бывал в лесу летом, потому что успел забыть в какое пекло он превращается во время жары. Едва только сходишь с дороги как со всех сторон обступает зной и духота. Ветра здесь совсем нет, а солнце печет как ни в чем не бывало. И дорога как будто издеваясь идет все время вверх, карабкаясь в гору. После получаса ходьбы самые стойкие наконец смогут увидеть то ради чего проделали этот путь. Hiidenkirnu, а говоря по русски «выбоина» не что иное как след ледникового периода. Сопроводительная табличка на финском языке (очевидно предполагается что только аборигенам может придти в голову шататься черт знает где ради черт знает чего) коротко объясняет что происхождением этого артефакта мы обязаны тому периоду, когда ледники проносили по этим землям тонны камней и некоторые из них застревая начинали вращаться на месте, образуя порой впадины глубиной до нескольких метров.
Уже возвращаясь вечером в кемпинг по Asemankatu я впервые встретил в Финляндии уличных музыкантов. Оказалось что они профессиональные окрестранты, а на улицу выходят "for fanny".