Малазийский штат Сабах, что по-арабски означает «восход» (оно же «восток»), находится на северо-восточной окраине мусульманского мира. Дальше на юго-восток есть ещё индонезийские острова, ну а на северо-восток уже мусульманских островов нету, там уже Филиппины.
Столица штата Сабах сильно отличается от филиппинских городов. Я уже был здесь, в городе Кота-Кинабалу (КК), три года назад. За минувшую трёхлетку город ещё больше поцивильнел и похорошел.
Самолёт прибыл в вечерний час, на заходе солнца. Нужно было сразу озаботиться ночлегом. В прошлый приезд в КК я жил три дня в Главной мечети штата Сабах, но сейчас до неё добраться, видимо, не успею – подойдёт любая, более близкая к аэропорту, мечеть. Аэропорт находится на окраине КК, но автобусы не ходят (или я их не нашёл). А сам город протяжённый – до центра километров семь, а до северных окраин и до Университета – все двадцать.
Мечеть была обнаружена. В частном секторе. Посетителями были довольно приличные малайцы, половина в халатах и чёрных малайских шапочках, остальные – кто как. Женщин среди посетителей не было. После последней (пятой) молитвы осталось человек двадцать – оказалось, что нужно идти на поминки, три дня назад в районе умер человек, и родственники умершего пригласили делегацию из мечети. Считается, что если в дом покойного придёт побольше мусульман и совершат молитвы, от этого какая-то польза будет умершему. Ну и родственникам его будет не скучно.
И вот, делегация из двадцати человек, включая меня, отправилась на поминки. Умерший проживал в домике на ножках на морском берегу. Оказывается, несмотря на общую цивильность города, такие домики со сих пор существуют. Они соединены деревянными москами друг с другом и с материком. Впрочем, выглядит всё аккуратно и не так скученно, как в соседних странах, домики довольно просторные, у них веранды (все настилы – на сваях), у некоторых во дворе (тоже на сваях) стоит мотоцикл – я надеюсь, они не мотоциклируют прямо по своим мосткам, а аккуратно катят мотоцикл до берега и там уже разгоняются? Почему-то нет комаров, несмотря на то, что под нами в паре метров находилось настоящее приморское болото. Пока шли по этим мосткам, я думал о том, что нужно не попасть в сумраке в какую-нибудь дырку – упадёшь вниз, в болото, потом до утра будешь сушиться и отстирываться.
На подходе к нужному дому на мостках выстроились уже все родственники и просто соседи умершего, все с нами последовательно поздоровались, и мы прошли в дом. Я первый раз внутри Кота-кинабальского дома, правда не типичного. Несколько комнат, просторно, мебели почти нет, телевизор впрочем есть. Все мы расселись в большой комнате и начали читать молитвы хором, а где кто не знал слов – там он не подпевал. Женщины и дети сидели в соседней комнате за занавесочкой, но звуков не издавали. Длилось всё примерно двадцать минут, может полчаса. А участников процесса было 22 человека, половина – в чёрных малайских щапочках, остальные в тюбетейках, кто в чём, а один – в лысине. Все они уже успели похвастаться по пути обитателям райончика, что ведут с собой гостя из России, так что о моей сущности все знали. Президентом России до сих пор, по народному мнению, считается Путин, хотя многим известно, что у него есть какой-то заместитель (но имени этого второго уже не помнят). Кто-то вспомнил, что ещё есть в природе Горбачёв.
После молитв оказалось, что обитатели дома уже заранее подготовили угошение. Его было много, не смогли и половины съесть. Спасибо обитателям дома, а умершему, иншалла, тоже должно стать более весело на том свете, оттого, что столько хороших людей пришло к нему в гости.
После собрались, раскланялись, распрощались и разошлись. Я вернулся в мечеть. Тут в каждой мечети можно остановиться, но для ночлега обычно отделают не главный молельный зал, а какое-нибудь другое помещение – как потом оказалось, женский отсек. Там я и ночевал. Всю ночь шёл дождь.
Наутро, когда окончательно рассвело, я направился пешком в центр города, попутно его фотографируя. Город для жизни весьма удобен, довольно чист, приятен, аккуратен. Плохо только с общественным транспортом – как я понял, он ходит только утром и вечером. Ну я дошёл до центра. Магазины, лавки, всё после Филиппин казалось высококачественным. Бомжей почти не было – я встретил только одного. За время моего трёхлетнего отсутствия построили новую автодорожную развязку с мостом и большой стеклянный торговый центр в восемь этажей, а чего я ещё не заметил – наверное, гораздо больше.
Малайская почта – одна из самых дешёвых в мире. Я отправил с КК домой посылку с разными уже ненужными вещами – картами Филиппин, адаптером для филиппинской розетки, ..., и туда же положил три пакетика с дуриановыми конфетами, которые тащил из Давао. Они уже не так пахнут, как сам дуриан, но не знаю, в каком виде дойдут – вдруг по дороге запах дуриана в них проснётся. А идти посылке долго, несколько месяцев, в прошлый раз полгода шла. Но цена совсем невысока: по России стоит примерно столько же.
На рынке около моря продавали разные фрукты-овощи, среди которых было много удлинённых. Тут не только длинные от природы огурцы и морковки, -- но и неожиданно длинные арбузы, папайи, картошки и даже лимоны. Для ленивых граждан можно приобрести все фрукты (ананасы, арбузы, дыни, джек-фруты и прочие) уже в почищенном и порезанном виде.
Из банкомата я извлёк большую сумму в ринггитах – ведь России наконец-то подешевел доллар и евро, а с ними и все мировые валюты. Пока они так дёшевы, нужно пользоваться! Даже с учётом комиссии, ринггиты в кота-кинабальском банкомате обошлись мне дешевле, чем 2,5 месяца назад в обменнике в Москве. (Я уезжал – доллар стоил 31,5, а сейчас 29,2, а карточка у меня рублёвая – вот и хорошо, налетай на дешёвые валюты мира! Комиссия с 800 рингит была всего 120 руб.) А ещё я приобрёл себе по интернету ещё пару авиабилетов для продолжения путешествия, на июнь (во безвизовый Вьетнам) и на июль (в визовый Бруней). Остаётся только получить визу Брунея, с которой дело обстоит ненамного лучше, чем с папуасской визой.
Кота-Кинабалу – очень удобный и приятный для жизни город. Вот иду я, иду вдоль моря, вижу – большое аккуратное одноэтажное здание. Оказалось – туалет. И душ в нём тоже есть. Туалетные услуги стоят 0,2 ринггита (2 рубля), душ – 0,5 ринггита (5 руб). Очень удобно и приятно. Городские власти поняли, что лучше поставить большой чистый и приятный туалет, чем в туалет превратятся улицы города. В другом месте – другой туалет. А на перекрёстках попадались указатели с точным числом типа «Туалет – 234 метра», чтобы каждый мог рассчитать силы и добежать.
Кроме туалетов, есть и интернет-кафе, и вкусные столовые с большим количеством блюд на любой вкус, и по цене – не очень дорого. За пять ринггит (50 руб) можно вкусно поесть, а в других городах штата Сабах это же выйдет и дешевле. На Филиппинах еда была ещё дешевле, но не такая разнообразная. Ну тут вопрос привычки, конечно – кто на Филиппинах живёт месяцами и годами, тот уже там тоже со всем разобрался и всё нашёл.
Полицейские в КК не стоят на каждом углу, в рюкзаки не заглядывают и по задницам людей не хлопают. Это, опять же, после вчерашних Филиппин, здесь, я пару раз заходил в супермаркет с мыслью «опять начнут сейчас рюкзак тормошить». Но нет, никто на входе не стоит, на улице с ружьём ничего не охраняет, и хотя и должны быть полицейские, и следят они за нами, но наверное через какие-нибудь квмеры слежения, ненавязчиво. И воры и грабители, мне кажется, редки в штате Сабах.
Небоскрёбов, как в Куале, в Кота-Кинабале нету. Ну, есть пара высотных зданий, и одна стеклянная тридцатиэтажка с видом на море. Но в целом максимальная этажность – 10-12, а треть города вообще застроена «хрущевками» в 4-5 этажей, чем-то напоминающими наши – нет, не совсем: в них на первых двух этажах магазины и лавки, чего не заметно у наших пятиэтажек, И их пятиэтажки менее длинные.
Недалеко от аэропорта КК есть народный парк. Какое чудо малайской цивилизации! Я даже сперва думал, что это чудо платное, но нет – бесплатное, но ночевать нельзя. Фонтаны, детские площадки, спортплощадки (без турников правда), беговые дорожки (прорезиненные и разноцветные), пальмы растут, фонтаны крутятся и музыкой играют и светятся разными цветами, вечером малайцы там ходят чинно, сидят, а курить в парке или собак приводить -- нельзя. И никаких бомжей, попрошаек и других граждан, которых так много в Маниле я видел, совсем недавно, почти сутки назад.
Решил сходить в главную городскую мечеть. Ну тут строители исхитрились, построили очень большую и очень красивую, но далеко от центра города. Может быть архитектор хотел в центре, а мэр или кто там у них сказал: «центр занят! Стройте на окраине, всё равно город потом разрастётся!» И построили очень вместительную, но малопосещаемую мечеть километрах в шести на север от цетнтра. Сделали озеро, а среди озера – сей храм. Как парламент в Коломбо. К сожалению, вопрос попадания горожан в мечеть не был продуман. Если всем ехать на своих машинах, то нужна огромная парковка, а если на автобусах, то нужны автобусы, а их почти нет, а местных жителей в этом районе очень мало. Так и стоит гигантская, радует лишь наружным видом, а что до самих верующих, их было больше в маленькой, тёмной, очень бедной и тесной мечети в Котабато-сити. А здесь больше получился как символ города для фотографирования и привоза иностранных делегаций. Но и иностранным не всем радостно – неверующим туристам «в святое место» вход воспрещён, такие таблички висят на входе.
От мечети уже поехал в центр города автостопом, раз нет автобусов.
В городе есть старинная железная дорога, о которой я писал уже три года назад – «Последний поезд Калимантана». Сейчас ж.д. проходит реставрацию, чтобы последний поезд К превратился в вип-поезд для счастья интуристов. Рельсы и шпалы уже положены новые, но ржавые – не используются. Говорят, скоро поезд опять введут в эксплуатацию. Но до вокзала я не дошёл, только по рельсам прошёлся. Я уже посещал его, в 2008 году. Внимательно поищите среди моих видео на «Майл-ру» ролики «Последний поезд Калимантана» и фоты из него.
Ещё в городе есть храм сикхов, как и в любом городе Малайзии. В КК он занимает историческое деревянное здание 1924 года постройки. Тут любое сооружение, чудом пережившее Вторую мировую войну, является архитектурным памятником. Самих же сикхов в городе мало, и основное богослужение и угощение происходит по воскресеньям. Когда же я случайно проходил мимо и зашёл в него, шло локальное богослужение, в котором участвовало только двое: старик с большой седой бородищей (начальник храма) и его совершенно безбородый и очкастый помошник. «Совсем извратилось молодое поколение, -- наверное думают старики, -- что даже для богослужения не найти прилично бородатого, соблюдающего все заветы религии, человека!»
Вписочные свойства храма я не проверял, ибо собирался вторую ночь в КК провести в аэропорту. Я уже заранее приобрёл, за пять долларов, авиабилет из КК в другой малайский город – Сандакан. Сам билет стоил один доллар, остальные $4 – налоги и сборы. Так как в Сандакане я ни разу не был, а ехать туда по земле целый день, я решил извратиться и полететь в него хотя бы в одну сторону, ну а обратно вернуться по земле. Но так как самолёт в семь утра, а регистрация на рейс – с пяти, то для того, чтобы не проспать, мне пришлось провести ночь в аэропорту, что я и сделал, сдвинув вместе столы в каком-то кафе, которое не работало ночью. Сон на столах прошёл благополучно.
Аэропорт КК довольно хорош, и очень много тут самолётов, хотя это и не столица страны. Но и на Филиппины, и на Тайвань, и в Сингапур, и в Джакарту, ещё много куда – летают самолёты отсюда. А в саму столицу Малайзии, Куала-Лумпур, самолёт ходит аж двадцать раз в день. И есть ещё самолёты по всем основным окружающим городам. Если брать билеты заранее, можно найти очень дешёвый, а если покупать накануне или в день отправления – но уже нельзя.
Солнце только вылезло – а самолёт поднялся выше солнца и полетел прямо на северо-восток, прямо рядышком с макушкой горы Гунунг Кинабалу (4105), высшей точки штата Сабах и всего острова Калимантан, она нарисована и на флаге штата. Три года назад меня гид поймал на горе и согнал с неё, сдав на выходе властям (официально подъём стоит больше ста долларов, ну так как я до вершины сильно не дошёл, с меня тогда взяли минимальный штраф и вывели из парка). А тут мне повезло всяко: и погода ясная, и утро ранее, и вершина ещё не начала затягиваться облаками (она это делает часов в десять утра), и по ошибке мне досталось место у окна (малайцы перепутали свои места) и именно у того борта, по которому оказалсь гора. Так что пролетели мы совсем недалеко от вершины, можно было бы, наверное, даже ... Нет, конечно же, нельзя, лётчики тоже ведь не дураки, гору-гиганта всё-таки облетают стороной!
Итак, вот и Сандакан. Малоэтажный, аккуратный, дешёвый (связка микро-бананов 1 ринггит = 10 руб, тарелка риса с жареным яйцом, перцем и луком = тот же 1 ринггит), но очень разбросанный. От аэропорта – хорошо, поймался микроавтобус – ехать с полчаса до центра города. И всё какие-то сооружения, домики, дворы, но без огородов. Женщины, в большинстве своём – в мусульманской одежде. Солнечно. Пойду искать интернет-кафе, выкладывать тексты и фотки: вчера вечером в КК я пытался это сделать, но комп, флэшку и карточку фотоаппарата атаковали вирусы! Вот они, последствия цивилизации.