Ипатьевский монастырь очень живописно расположен — у Стрелки при впадении в Волгу
реки Костромы. Белоснежные монастырские стены и золотые купола отражаются, как в зеркале,
среди бегущих по воде легких облаков.
Сохранилось две легенды об основании обители.
Первая, что Ипатьевский монастырь основан князем Василием Ярославичем в 1275 году,
в период возвышения Костромы, как центра независимого удельного княжества.
Вторая легенда более популярна.
По ней, монастырь основан татарским мурзой Четом, который тяжело заболел в пути,
направляясь в 1330 году из Золотой Орды к князю Ивану Калите.
Остановившись в этом месте, он дал обет, что примет православие и возведет обитель, если поправится от недуга. После исцеления, Чет, принял крещение в Москве под именем Захария и стал родоначальником ветви Годуновых и Сабуровых. Захоронен в усыпальнице Годуновых в Ипатьевском монастыре.
Первое упоминание о монастыре в древних летописях датируется 1432 годом.
Со времени своего основания он имел стратегическое значение, как укрепленная крепость
на подступах к городу. До XVI века монастырь не пользовался широкой известностью и
как рядовая обитель не выделялся своим значением и богатством.
Возвышение обители началось с приходом к власти династии Годуновых,
одной из самых могущественных на Руси, семейными узами связанной с царем Иваном IV Грозным.
Годуновы, стремясь подчеркнуть древность и богатство рода, неустанно радели о благополучии
Ипатьевского монастыря.
Несколько поколений их рода дарили монастырю земли, деревни и села, деньги и утварь,
церковные облачения и иконы в драгоценных ризах.
В 1560 году был построен Троицкий собор,
который погиб от взрыва порохового погреба, а в 1652 году возвели пятиглавый красавец-храм,
с трех сторон окруженный двухэтажной крытой галереей с нарядным "царским крыльцом".
Интерьер собора может служить примером монументальной живописи и декоративно-прикладного
искусства. Порталы украшены резьбой по камню и росписями. Стены и своды собора расписаны фресками костромских мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным.
Колорит росписи необычайно красив — легкий и радостный. Основные догматы христианства
выстраиваются в единый гармоничный ансамбль.
Сказать, что иконостас Троицкого собора — восхитителен! Это ничего не сказать. Надо видеть!
Медные двери XVI века, украшенные золотом в технике "огневого золочения", с изображениями
евангельских сюжетов, получили название Царских Врат.
К сожалению, фотографировать строго запрещено. Я сделала три кадра в галерее, при входе,
а потом только увидела запрещающую табличку.
В 1564 году строится церковь Рождества Богородицы, впоследствии трижды разрушенная и
восстановленная.
При Годуновых строятся каменные крепостные стены, высотой более 6 метров и шириной — 3 метра,
с круглыми башнями по углам и прямоугольными на пряслах — воротные.
Украшением обители стали парадные Святые ворота, находящиеся на восточной стороне,
обращенной к реке Костроме.
Над ними была построена надвратная церковь Федора Стратилата и Ирины, позже разобранная из-за ветхости и возрожденная в 1863 году во имя Хрисанфа и Дарьи.
Каменными зданиями заменяются настоятельные покои, трапезная, келейный корпус и хозяйственные постройки.
В 1603-1605 годах возвели звонницу и повесили колокола, к сожалению, они пригодились не для
"малинового звона" во время православных праздников,
а для "набата" в Смутное время.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь сыграл большую роль в событиях Смутного времени.
В 1608 году западная и северная части Русского государства были захвачены польско-литовскими
интервентами, и хотя их изгнали из Костромы, они укрепились в Ипатьевском монастыре, используя
его, как крепость для набегов.
Подвигом и ценой жизни костромичей К.Мезенцева и Н.Костылина, взорвавших бочонок с порохом
в подкопе под монастырской стеной, войскам Василия Шуйского удалось выбить противника.
Остатки польского отряда добило русское ополчение во главе с воеводой Д.Жеребцовым
у Святого озера — там же, где 350 лет назад проиграли битву монгольские орды.
В 1610 году страна оказалась на грани национальной катастрофы — в руках поляков оказался
Московский Кремль и престол. По городам России началось утверждение огнем и мечом нового
польского королевича Владислава. В Кострому был прислан отряд С.Маскевича.
Первое ополчение, собранное весной 1611 года рязанцами, было разбито.
Летом того же года, нижегородский староста Кузьма Минин, призвал народ объединиться против
захватчиков. Во главе второго ополчения был поставлен князь Дмитрий Пожарский.
В марте 1612 года ополчение Минина и Пожарского двинулось вверх по Волге на Кострому, Ярославль
и Москву. Летом, разбив вражеские армии, освободили столицу.
Зимой 1613 года отряд поляков появился в окрестностях Костромы, где в селе Домнино жил с своей
матерью малолетний претендент на русский престол — Михаил Романов.
Поляки попытались заставить крестьянина Ивана Сусанина провести их к селу, чтобы захватить и убить Михаила. Пожертвовав собой, Иван Сусанин завел отряд в непроходимые болотистые леса.
Марфа Федоровна и Михаил укрылись под защитой Ипатьевского монастыря, в Старом городе,
в жилом помещении, позже названным — Палатами бояр Романовых.
Ипатьевский монастырь стал свидетелем исторического события — воцарения династии Романовых.
Историки так описывают события 14 марта 1613 года:
" Под звон колоколов городских церквей, по льду рек Волги и Костромы, двинулись в сторону
Ипатьевского монастыря две торжественные процессии — Великое Московское Посольство и
крестный ход костромичей. У Святых врат обители состоялась сцена встречи Михаила Романова
с народом. Послы объявили избраннику о решении Земского собора и просили дать согласие
вступления на трон. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря состоялся чин наречения Михаила
Романова на царство. Началось правление первого царя из Дома Романовых, положивший конец
Смутному времени".
Ипатьевский монастырь стал фамильной святыней новой царской династии.
Сюда текли пожертвования, дополнительные привилегии, например, монопольное право перевоза
через Волгу и Кострому. Строительство новой стены вокруг расширившийся границы монастыря,
оборонительных башен, казначейских и настоятельных келий, архиерейского корпуса, а также
ремонтные и реставрационные работы не прекращались никогда.
Цари и императоры династии Романовых традиционно посещали обитель после восшествия на
престол.
В 1767 году перед приездом императрицы Екатерины II были возведены Северные ворота —
— парадные и торжественные с высоким фронтоном.
Екатерининские ворота, образцом для них послужили ворота Петропавловской крепости
в Санкт-Петербурге, с вензелем имени императрицы и "всевидящим оком".
В 1839 году в центре монастырской площади была поставлена памятная колонна в память
знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.
В Ипатьевском монастыре открыт Церковный историко-археологический музей,
в данный момент, для обозрения выставлены три экспозиции:
"Вклады боярского и царского рода Годуновых"
"Ипатьевский монастырь — "колыбель" Дома Романовых"
"Церковные древности Костромской земли"
В заметке использованы две литографии из инета.