В Костроме, как и во многих старинных городах России, имеется свой ярко выраженный исторический центр: место притяжения людских масс, туристов и народных гуляний на праздники. Сами костромичи его так и зовут — Центр. Ещё в бытность подростком, живя в Сибири, я на каникулы приезжал в Кострому, и мы часто гуляли здесь с двоюродным братом (от рождения проживающим в Костроме). Помню, как трудно ему было принять то, что, например, у нас в Сургуте подобного центра нет, и это нормально. Что есть центральная улица, либо совокупность таких улиц, но без центральной площади. Для любого костромича площадь в центре города — это святое.
Поэтому, дабы не грешить против местных правил, будем начинать отсюда.
Сама площадь, конечно, имеет название — площадь Ивана Сусанина, или просто Сусанинская. Хотя бытует в народе и другое, необычное название — Сковородка. Почему "сковородка" — толком никто объяснить не может, но судя по всему, название пошло от особенностей планировки города. Площадь — это сковорода, а ведущая к ней центральная улица — ее ручка. Правда, если взглянуть пристальнее, получается сковорода со множеством ручек. Дело в том, что с XVIII века Кострома застроена по принципу лучевой или веерной планировки, улицы веером расходятся от площади. Строгое следование этому градостроительному плану — одна из особенностей, отличающих Кострому от других русских городов.
Здесь и в будни, и уж тем более в выходные и праздники, всегда кипит жизнь. В большинстве своём всё, естесственно, ориентировано на туристов:
Но приходят гулять сюда и местные: молодёжь, семьи с детьми:
Главной архитектурной доминантой площади является Пожарная каланча XIX века (на заглавном фото). Широко известно (и это зафиксировано документально), как в 1834 году она вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I, после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.
Со временем праздничный вид каланчи стал постепенно ветшать, были утрачены некоторые барельефы с фасадов, «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид. Однако, реставрация 1950-х годов помогла предотвратить окончательное разрушение и вернуть всё на свои места. А уже в начале нашего века вернулся и главный декоративный элемент — барельеф имперского двуглавого орла на фронтоне:
Совсем рядом и в похожей стилистике, в том же XIX веке, выстроено здание Гауптвахты. Это сегодня гауптвахта понимается как помещение для содержания военных под арестом. Изначально же у неё было другое предназначение — караульный дом, то есть место для размещения личного состава главного караула. В Костроме со времён средневековья всегда размещался сильный гарнизон — стрельцы, пушкари и пищальники, затем, с XVIII века, Старо-Ингерманландский мушкетерский полк, Черниговский мушкетёрский полк и другие. И так как развод главного караула это всегда захватывающие зрелище, то и караульный дом размещали на главных площадях городов, а проектированием и строительством этих зданий занимались знаменитые архитекторы. Поэтому и неудивительно, что подобное строение возвели на главной площади большого губернского города.
В годы советской власти гауптвахта уже потеряла свое значение. Здание было передано в ведение губернского музея, позже в нём располагались библиотека и городской ЗАГС. Последнее для меня особенно ценно, так как в 1981 году именно здесь расписывались мои родители:
Сейчас там уже и ЗАГСа нет. Здание снова передали другим хозяевам. Теперь тут располагается военно-исторический отдел Костромского музея-заповедника. А 7 мая 2010 года в памятнике архитектуры открыт и Зал воинской славы Костромской области:
Ещё одним заметным сооружением на Сусанинской площади является Дом Борщова — памятник архитектуры эпохи классицизма, одна из крупнейших усадеб в городе первой четверти XIX века. Генерал-лейтенант Борщов в бытность своей военной службы имел на этой площади большую, но старую усадьбу с деревянными домами, и после своего выхода в отставку в 1819 году, решил на старости лет порадовать себя нечто более помпезным. И в 1824 году по проекту губернского архитектора Н. Метлина возводится величественный особняк в стиле классицизма.
Известно, что в нем останавливался Николай I, а также его сын, наследник престола Александр II со своим воспитателем, поэтом В. А. Жуковским, во время уже упоминавшегося визита в Кострому в 1834 году:
Однако нужно двигаться дальше.
Но тут, опять же, следует решить куда именно направиться. Как я уже говорил, от Сковородки веером расходятся пять улиц: Свердлова, Шагова, Проспект Мира, Ленина и Симановского. И по большому счёту, куда бы вы не направились, везде будет что-то интересное. Можно и вовсе развернуться и пойти в Торговые ряды, которые прямо напротив от площади, через дорогу, но сюда мы ещё успеем.
Думаю, всё-таки, не будет ошибкой сначала пройтись по ул. Симановского:
Буквально через 200 метров по правую руку видим красивейший деревянный дом самого начала XX века — так называемый Дом Стожарова. Интересно, что дом этот носит имя своего постояльца, а не создателя. Архитектором же является Аркадий Смурнов, который к концу XIX века строил уже только из камня (так как участившиеся городские пожары диктовали свои условия). Но сердце архитектора всё равно было расположено к дереву. Как «порыв души», Аркадий Евтихиевич и оставил после себя в Костроме два деревянных дома.
В одном из домов, на улице Свердлова, велись занятия частной школы. А второй — тот самый Дом Стожарова, по разным версиям, архитектор строил или для себя, или для купца Сапожникова. Но так вышло, что в историю он вошёл под именем своего известного постояльца — выдающегося русского живописца Владимира Федоровича Стожарова, неоднократно останавливающимся здесь в 60—70-х годах:
Рядом — красивое, но запущенное здание постройки XIX века — Костромской областной музыкальный колледж:
Посмотрите только какие кованные резные ворота ведут во внутренний двор! Странно, что подобный памятник архитектуры практически в самом центре города до сих пор не приведён в порядок:
Чего не скажешь о соседствующем рядом Богоявленско-Анастасиином женском монастыре, который со времён повторной передачи его под управление православной церкви в начале 1990-х годов, теперь всё время выглядит словно новый:
Сам монастырь знаменит на всю страну тем, что в его Богоявленском кафедральном соборе находится Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая Русской православной церковью чудотворная икона Богородицы, известная как одна из святынь дома Романовых:
Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске.
Известно, что первоначально все постройки обители были деревянными. В XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу (как ни странно сегодня это звучит, но тогда это была уже совсем окраина). В 1559 году началось строительство Богоявленского собора — самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного:
Что касается второго слагаемого в названии обители, то Анастасииным его зовут в честь дочери Дмитрия Донского — Анастасии, с тех пор как в XVI веке сюда были приписаны ещё два женских монастыря: собственно Анастасиин и Крестовоздвиженский:
Монастырь сильно пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили.
В XVII веке велись значительные восстановительные работы. Многое из сохранённого тогда, дошло до нас уже не в том виде, что было первоначально. Тем не менее, и сегодня удивительно видеть некоторые необычные элементы архитектурных перестроек прошлого. Вот, например, башня XVII века, превращённая в XIX веке в монастырскую колокольню:
К сожалению, проход посетителей на территорию монастыря строго запрещён. Открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни. Поэтому вся фотосъёмка — только из-за монастырских стен:
А мы идём дальше, и сделав небольшой поворот (по ул. Пятницкой и ул. Князева) выйдем к другому "лучу", исходящему от центральной Сусанинской площади — проспекту Мира:
Здесь, сразу же на пересечении ул. Князева с проспектом Мира, возвышается величественное здание из тёмно-красного кирпича — бывшее Духовное Училище (возведено в первой половине 1894 года), а ныне, как ни странно — Родильный дом №1. И тут снова личная история — здесь родилась моя мама. Удивительно, но факт, бывают в России и такие роддома:
Далее, если двигаться по направлению к центру — Драматический театр имени А. Н. Островского — один из старейших театров России. Здание было построено в 1863 году и сохранилось до наших дней практически в неизменном виде:
Напротив главного входа в театр — бюст собственно Островскому, великому русскому драматургу, уроженцу здешних мест, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра:
А ещё через один дом, по этой же самой стороне — знаменитый Романовский музей, построенный в стиле древних русских теремов, и созданный специально к празднованию 300-летия династии Романовых. Сам император Николай II вместе с семьёй лично присутствовал на его открытии 19 мая 1913 года:
Сам же проспект Мира, по которому мы сейчас движемся, в Костроме известен ещё и как местный аналог Аллеи звёзд. Только звёзды здесь не шоу-бизнеса, а исторические. Вот например, фамильная доска основателя Костромы — князя Юрия Долгорукого, правда, почему-то без его изображения, а с видом Пожарной каланчи:
Хотя и полноценный памятник князю-основателю тоже, конечно, имеется, и тоже совсем рядом, чуть сбоку от Сусанинской площади:
Ну а мы снова вернулись на Сковородку, чтобы уже перейти на другую сторону ул. Советской, и направиться к Торговым рядам. Ещё одной визитной карточке города:
Тут снова нужно немного обратиться к истории. А конкретно к XIII веку, когда Кострома уже являлась центром удельного княжества. Уже тогда выгодное расположение на одном из основных торговых путей страны предопределило судьбу города — города купцов и искусных ремесленников:
К середине XVII века Кострома по своему экономическому развитию и числу жителей становится третьим после Москвы и Ярославля крупным ремесленным городом Русского государства с развитым текстильным, кожевенным, мыловаренным, серебряным и иконописным производством. Получили развитие кузнечный, гончарный, строительный промыслы. Город рос на глазах:
Именно тогда, начиная с XVII века, здесь возникает большой торгово-складской комплекс, который сегодня зовётся Торговыми рядами. Изначально вся торговля велась на деревянных лавках. Но после пожара 1773 года, когда все торговые лавки, склады и дома были уничтожены, было решено отстроить всё в камне.
В основу планировки легла типовая секция купеческой лавки: каждой лавке, размером 4,5 на 7 метров соответствовал один арочный пролет галереи. Торговое помещение находилось на первом этаже, для складирования товаров использовались второй этаж и подвал; наверху также обычно располагалась контора лавки:
Архитектурный ансамбль рядов строился в течение нескольких десятилетий. В результате они заняли огромную территорию — главную площадь города и весь спуск от площади к Волге. Бо́льшая часть построек сохранилась до сегодняшнего дня в практически неизменном состоянии и сегодня точно так же, как и веками назад, здесь всегда полно покупателей:
Примечательно, что при повторной застройке Торговых рядов, взамен старого небольшого храма возвели также и новую церковь с колокольней. Сегодня она известна в городе под именем Церкви Спаса в Рядах:
Кстати, внутри этих самых Рядов есть одно место, которое редко кто знает из приезжих, но оно очень популярно среди костромичей. Речь о знаменитой чебуречной, которую местные почитают с давних-давних советских времён. Ещё мои родители в юности туда, наверное, ходили. Она, к слову, и сегодня поддерживает свою советскую стилистику, где всё: от кассира до интерьера напоминает эпоху Советского Союза. И чебуреки здесь вкуснейшие:
Вообще, центр города в последнее десятилетие хорошеет на глазах. Отреставрировали и вновь запустили старый, памятный ещё с детства фонтан:
Он как и прежде притягивает детвору:
Занялись фасадами исторических зданий, выходящих прямо на центральную улицу и площадь:
Есть работа сегодня и у ландшафтных дизайнеров. Лет 10-15 назад такое и представить было невозможно:
Опять же — памятники новые открывают, таблички с QR-кодами на исторических постройках размещают:
Но главное внимание жителей города сегодня обращено к воссозданию разрушенного в 1934 году большевиками Костромского Кремля:
Мало кто в это верил, но чудеса, всё-таки, иногда случаются.
19 июля 2015 года во время посещения Костромы Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом был установлен и освящен закладной камень в основание Успенского собора. А уже в начале августа 2016 года началось бетонирование основания 64-метровой колокольни, с которой и началось восстановление Костромского кремля:
За воссоздание храмового комплекса отвечает известный архитектор-реставратор Алексей Михайлович Денисов, знакомый многим по его главной работе — Храму Христа Спасителя в Москве, который он подобным образом поднял из небытия в 1994-1999 годах. Здесь он также обещает вернуть тот облик Кремлю, который и был до разрушения. Вплоть до мельчайших деталей:
Заново отстроят как сам Богоявленский собор с колокольней, так и утраченные Успенский собор и Святые ворота. Полностью закончить все работы планируют к 2020 году:
Кстати, памятник Ленину, который и стал по мнению многих, главным "виновником" уничтожения Кремля (якобы, терялся Владимир Ильич на фоне христианских построек), решено всё же оставить на своём месте — в Центральном городском парке, на том же самом постаменте, предназначенном изначально под грандиозный монумент в честь 300-летия дома Романовых
И такие бывают в истории коллизии — ставили постамент под царей (причём на закладке присутствовал сам император Николай II), а взобрался туда Ленин:
Ну а нам остаётся только выйти на смотровую площадку, на Стену, как её называют костромичи. Это то немногое, что осталась от уничтоженного Кремля. Отсюда в любое время года открываются потрясающие виды на Волгу! Туда и направимся в следующий раз:
Предыдущая часть прогулки — Кострома. Ипатьевский монастырь