Кош-Агач

С нами с 28 мар 2011

Мое Большое Алтайское Путешествие.Ч-ть 3 Водно-автомобильная

1 апреля 2011 года||1 (1)| 5| 11275

1 июля. Встали в 5 утра, собрались, в 6 за нами приехали. Сели в машину, едем на Телецкое озеро. Когда прорабатывались разные варианты маршрутов, я была против тех, которые не включали Телецкое озеро. Побывав на нем в первый раз в далеком 1988 я влюбилась в его сказочную красоту. Удивительно красивого цвета водная гладь, в которой отражаются горы. Причем на всем протяжении горы разные — и лесистые, и каменные,и просто неприступные скалы. Длина озера составляет более 70 км, ширина в самой широкой части 5 км. Глубину точно не помню, но очень глубоко, температура воды 8-10 градусов. К обеду приехали на турбазу "Исток", знакомимся с группой, к которой мы присоединимся на время. Две женщины примерно нашего возраста из Риги и супружеская пара из Нижневартовска, гораздо постарше. Всего 6 туристов и 2 инструктора. Сразу скажу, что компания подобралась душевная, на всем пути ни одного мало-мальского конфликта, атмосфера дружеская, почти семейная. Расставались друзьями, обменявшись электронными ардесами. Но это будет позже.
    А пока нам предстоит проплыть все Телецкое озеро на надувном плоту Матильда. Он представляет собой несколько надувных колбасок, скрепленных вместе. Сзади привешен мотор.
    В центр плота горой складываются вещи, а по бокам спиной к вещам, садимся мы, туристы. Ах, как же красиво Телецкое озеро! И так же капризно и непредсказуемо, как и все на Алтае. За день погода меняется 5-6 раз. То проливной дождь, ветер, шторм. Серые недружелюбные волны плещутся совсем рядом, ведь сидим-то на плоту. То вдруг выглядывает ослепительное солнце и можно раздеваться и загорать. За время пути наша Матильда несколько раз приставала к берегу -посетили Каменный залив, водопад Корбу и еще какой-то дикий, названия не помню. На ночевку остановились, проплыв примерно половину из 70 км. Высаживались под проливным дождем, на мокрый берег. Неприятно. Но вскоре дождь закончился, разбили лагерь, поставили палатки, и вечер у костра был вполне удачным.
    2 июля. Утро солнечное, яркое, озеро ласковое, блестящее.
    Собираемся, грузимся на Матильду и в путь. И опять — то дождь, то солнце. Остановка на обед, и снова в путь.
    К вечеру пристали к косе в самом конце озера. На ней страшный бурелом из веток, деревьев, коряг. Все это приносит сюда по весне река Чулышман, которая впадает в озеро. Поднимаемся чуть вверх по Чулышману, пристаем к деревне, где мы должны встретиться с другой группой. Они пересядут на наш плот, а мы на их джип. Инструктор идет узнать, не приехали ли они, мы высаживаемся на берег и.... на нас набрасываются просто неимоверные тучи комаров. В течении буквально 15 минут искусали вдрызг. Расслабляться нельзя, только решишь, что все хорошо, так вот, нате вам какой-нибудь Алтайский сюрприз. Второй нашей группы пока нет и мы принимаем решение поскорее убраться из этой комариной деревни и вернуться на косу. Там мы быстренько расчищаем от бурелома место для лагеря и ставим платки. Явно надвигается гроза, причем очень сильная. Натягиваем между деревьев тент, разводим костер и сидим в более менее комфортных условиях, наблюдаем очередную грозу. А посмотреть, я скажу вам, действительно есть на что. Молнии просто потрясающие, мощные раскаты грома, сильный ветер и дождь. И мы, маленькая компания на косе, в самом конце Телецкого озера, почти на краю света.
    3 июля. Солнечное утро. Нам кричат, что пора вставать, т.к. надо меняться транспортными средствами с группой, которая пришла поздно вечером. Сначала грузятся они,на Матильду, все такие летние, в купальниках. Мы честно предупреждаем, что надо бы одеться и положить рядом куртки, потому что за 2 дня на Телецком будет всякое. Но они что-то не очень верят, а напрасно.
    Теперь мы грузимся в джип. Разрешите представиться — Мицубиси Делика. Мощная, выносливая, комфортабельная, просто замечательная машинка. C одно борта надпись "Большая прогулка", с другого "Испытание Сибирью". Очень символично.
    Едем. То, по чему мы едем дорогой назвать практически нельзя, несколько раз переезжаем вброд небольшие речки.
    Останавливаемся у реки Чулышман у подножия какой-то горы.
    Разбиваем лагерь, завтра предстоит сложный поход на Чульчинский водопад.
    4 июля. Встаем пораньше, т.к. путь долгий и нелегкий. На лодке местного алтайца переправляемся через глубокую часть Чулышмана, потом идем вброд — вода холодная, по щиколотку, течение быстрое, камни на дне скользкие. А дальше сначала по равние, а потом в гору. Жара, солнце палит нещадно, под ногами камни, тропа то вверх, то вниз. Временами становится совсем узкой, подходит прямо к обрыву. Далеко внизу шумит Чульча. Несколько раз переходили речушки по бревнышкам. Хотя мужчины и страховали, но все равно страшно. Несколько метров преодолели по почти отвесной скале, есть куда поставить ногу, а держаться не за что, нужно прижиматься к скале. Сказать, что мне было плохо — это не сказать ничего.
    Было просто ужасно! Я плохо переношу жару, а тут вверх-вниз по самому солцепеку, по ногам то колючки, то крапива. Несколько раз кружилась голова и мелькали мухи в глазах. Несколько раз собиралась остаться и дальше не ходить. Но вот он, водопад, уже виден. Надо идти, вроде бы не много осталось, а на самом деле еще идти и идти. Но я все-таки дашла. И должна сказать, что это того стоило. С высоты 120 м каскадом с диким ревом низвергаются тонны воды. Красоты неописуемая, необыкновенная. Я снимала его на видеокамеру минут 15, просто, без коментариев, ничего не говоря. Потому что слова тут не нужны. Потом подберу какую-нибудь музыку и буду смотреть и наслаждаться. Я видела это своими глазами, я дошла до него. Мне было тяжело, трудно, страшно, но я дошла и могу собой гордиться.
    Обратный путь был чуть-чуть полегче, но не немного. Всего этот поход занял 9 (Девять!!!) часов.
    Естественно, что вернулись мы никакие и в этот день решили больше никуда уже не ехать.
    5 июля. Сегодня наш путь лежит по горному серпантину через перевал Кату-Ярык. Чулышман остается далеко внизу, высота такая, что дух захватывает. Спускаемся с перевала, едем по Курайской степи в сторону горного массива Актру. Это те самые горы,которые мы видели в первой части путешествия. Оказывается завтра мы пойдем на ледник Малый Актру.
    Останавливаемся на ночлег на берегу речки Актру. Первый раз вижу на Алтае такую мутную реку. Оказывается это из-за того, что она течет из ледника. Днем, когда светит солнце и лед тает, река на глазах становится более полноводной, ночью поток гораздо скромнее.
    Прямо перед нами горный массив. Наблюдаем потрясающий закат солнца, а еще через какое-то время заход луны за ледник. Катрина поистине неземная, луны уже не видно, а ее свечение из-за ледника все еще продолжается.
    6 июля. Сибираемся, садимся в нашу Делику и держим путь к леднику. Дорога — тот еще кошмар, просто удивительно, какие спуски, подъемы, ухабы способен преодолеть джип. Выезжаем в долину, по которой течет множество речек. Едем по ним, переезжаем их вброд и вдруг.... машина сильно накренилась на левый бок, водитель сделал маневр, чтобы она не опрокинулась, и мы... застряли, сели назад. Посреди мутной горной речки, сначала багажник, а потом и задняя часть машины начала заполняться водой. Водитель, поняв, что сделать он ничего не сможет, вылез из окошка и побежал за помощью. А мы остались ждать. Реально я понимала, что речка не глубокая, максимум по пояс, но сидя в машине, смотреть как за окном в непосредственной близости поносится бурный поток, было не очень приятно. Наконец пришла помощь в виде УАЗика с лебедкой спереди. Нас вытянули. Боевая Делика, постояв минут 15, завелась и поехала как ни в чем не бывало. Подъехали к леднику. Дальше пешком. Видели памятник погибшим альпинистам, сноубордистам, экипажу вертолета и еще многим, кого забрали эти горы и этот ледник. Буквально накануне там погиб человек — провалился в трещину. Подошли вплотную к леднику, там где можно его пощупать. Из-под него течет грязно-серый поток — вода со взвесью глины, песка и еще какой-то грязи.
    Честно сказать, впечатление от этого места было жутковатое.
    Еще немного погуляли и собираемся в обратный путь. Опять по Курайской степи, по Чуйскому тракту. До следующей стоянки.
    Сегодня вечером мы расстаемся с нашими спутниками, их 10-дневный маршрут продолжается, а за нами приедет все та же Тойота и отвезет в Горно-Алтайск, потому что 8-го рано утром у нас самолет. Машина пришла около 10 вечера. Нам предстояла длинная, более 400 км, ночная дорога. Начался дождь, я дремала на заднем сидении и думала о том, что как жаль, что заканчивается наш отпуск, заканчивается путешествие. И как все-таки жалко расставаться с этим волшебным краем Алтаем, в который я была и до этого влюблена, а теперь полюбила его еще сильнее.
    7 июля. В три часа ночи мы в Горно-Алтайске. Будем отсыпаться и потихоньку собираться. Вечером приглашены в гости к родителям моей подруги. У них свой коттедж, уютный дворик с камином, в котором можно пожарить шашлык. Так что наш отпуск закончился душевными посиделками в приятной компании. Вернулись около 12, а на 2 часа ночи было заказано такси в аэропорт Барнаула. И опять ночная дорога, последняя за этот отпуск, я дремлю на заднем сидении и думаю, что все было замечательно. И я обязательно вернусь на эту удивительную Алтайскую землю и может быть очень скоро.
    P.S. В ближайшее время постараюсь выложить фотки, в качестве иллюстраций ко всему вышеизложенному.
    Благодарю всех, кто осилил дочитать мой опус до конца.

Дешёвый ✈️ по направлению Кош-Агач
    • Larysa27
      Larysa27
      С нами с 19 фев 2012
      28 сен 2012, 13:02
      Светлана! Прекрасное путешествие! Как же хорошо!!! И описываете Вы его так спокойно, как будто всё это совсем просто. Какая же Вы молодец!!!