Ныне Пиза – небольшой городок в итальянской провинции Тоскана. О былой мощи и славе Пизанской республики напоминают лишь великолепные постройки Кампо деи Миракле - Поля чудес, или же Площади чудес.
Город был основан племенем лигуров. Во времена владения Лигурией Римом Пиза являлась одной из военно-морских баз Римской Империи. Но наибольшего расвета Пиза достигла только в период позднего средневековья. В XI веке первой из итальянских государств Пиза стала великой морской державой, Пизанская морская республика являлась лидером до конца XIII века (и в этом качестве контролировала многие близлежащие земли, в том числе и такие острова, как Корсика и Сардиния). В Пизе существовало нерушимое морское братство, сходное по своей сути с пиратским кодексом чести, и постулаты этого братства были превыше всего, даже превыше церкви. Именно поэтому Площадь чудес располагается не в центре города, как в любом ином городе, а в одном из его окраинных углов.
Расцвет морской торговли и политического влияния Пизы дали финансовые источники для фундаментального городского строительства, и пизанцы воспользовались этим шансом, создав самую гармоничную Соборную площадь в мире. В город прибыло множество художников и архитекторов, который создали неповторимый архитектурный ансамбль, отличавшийся изяществом архитектурного декора и полихромией мраморной облицовки. Но и здесь гордые пизанцы шли лишь своей дорогой, и брали из каждого архитектурного стиля лишь то, что импонировало непосредственно им самим. Так появился отдельный пизано-романский стиль в архитектуре.
Главная достопримечательность Пизы включает в себя собор (1063-1160), кампанилу, называемую “Падающей башней” (1174 – 1372) и баптистерий.
Кафедральный собор города, названный в честь Санта Марии Ассунты, был основан в 1064 году, гораздо раньше, чем в городах Тосканы, которые были соперниками Пизы. Собор стал образцом для подражания во многих городах Центральной Италии. Мозаики интерьера показывают сильное Византийское влияние, в то время как резкие арки указывают на мусульманские влияния. Церковь также содержит кости Святого Раньери, святого заступника Пизы, и могилу Святого римского Императора Генриха VII.
Главной достопримечательностью собора является портал Сан-Раньери, который в прежние времена служил в качестве главного входа в Кафедральный собор. Этот портал был выполнен местным мастером Бонанно Пизано и состоит из 24 бронзовых панелей со сценами из Нового Завета.
Баптистерий, посвященный Святому Иоанну Баптисту (Крестителю), стоит напротив Западной стороны Кафедрального собора. Строительство круглого романского здания было начато в середине 12-ого столетия. Оно было построено архитектором, известным как Диотисалви ("Храни вас Господь"), который работал также в церкви Святого Гроба в городе. На столбе внутри здания его имя упоминается, как мастер Диотосалви. Строительство, однако, не было закончено до 14-ого столетия, когда лоджия, главный ярус и купол были добавлены к Баптистерию в готическом стиле Николой Пизано и Джованни Пизано. Это - наибольший баптистерий в Италии. Его окружность составляет 107.25 м. Принимая во внимание статую Святого Иоанна Крестителя (предполагаемо работы Турино ди Сано) на вершине купола.
Падающую башню стали возводить в 1173 году в качестве колокольни к Кафедральному собору, и почти сразу же она стала клониться в результате просадки рыхлого песчаного слоя почвы под ее фундаментом. Строительство было приостановлено, пока однажды дерзкий и смелый молодой архитектор не решился на продолжение работы, удлинняя колонны с одной стороны и укорачивая с другой. Самая верхушка башни была достроена гораздо более познее (с перерывом более чем в 200 лет), и башня обрела современный вид. В 20 веке башню пытались укрепить, при этом, как водится, едва не угробили - башня раскачивалась уже во все стороны и вход на неё закрыли. Однако же ещё позднее были проделаны воистину титанические усилия по приведению главной достопримечательности в первоначальный вид и её закреплению.
Camposanto monumentale находится на северном краю площади. Это - окруженное стеной кладбище, которое многие считают самым красивым кладбищем в мире. Оно, как говорят, было построено на священной почве с Голгофы, привезенной в Пизу во время Четвертого Крестового похода, Убальдо де Ланфранки (Ubaldo de' Lanfranchi), архиепископом Пизы в 12-ом столетии.
Оно содержало огромную коллекцию римских скульптур и саркофагов, но теперь осталось только 84. Стены были когда-то покрыты фресками, первые были созданы в 1360 году, последнее приблизительно три столетия спустя. Истории Ветхого Завета Беноццо Гоццоли (15-ое столетие) были расположены в северной галерее, в то время как южная галерея была известна Историями Происхождения Пьеро ди Пуччио (15-ое столетие). Самая замечательная фреска - Триумф Смерти, работы Буонамико Буффалмакко. Но 27 июля 1944 года зажигательные бомбы, сброшенные Союзническим самолетом, подожгли крышу и разрушили фрески. С 1945 года были начаты работы по восстановлению, и сейчас состояние Кампосанто возвращено к своему оригинальному состоянию .
В 1406 году Пизой овладела Флоренция, и город вошел в состав Великого Герцогства Тосканского. Кроме того, море со временем отступило от её границ. Медленно, но верно, великолепная горделивая Пиза пришла в упадок, и превратилась в одну из захолустных провинций. Но площадь чудес манит своим великолепиепм, игрой света и теней своих мраморных стен миллионы туристов со всего мира, вслед за Габриеле д'Аннунцио, который, в своем романе Forse che si forse che no (1910 г.) описал площадь следующими словами: L’Ardea roteo nel cielo di Cristo, sul prato dei Miracoli. ("Цапля шла по небу Христа, по лугу Чудес".)
А значит, никто не забыт и ничто не забыто.
Вблизи древнего баптистерия время замедляет свой бег, здесь хочется остановить мгновение, бесконечно долго любоваться отсветами света и игрой теней на белом мраморе. И, повинуясь поверью студенческого братства, мы считаем точечки на следе от когтей завистливого дьявола, не смогшего вынести красоты кафедрального собора, посвященного не ему. Говорят, того, кто сосчитав их дважды, получит одно и то же число, настигнет невиданная доселе удача. У нас не вышло, но удача нас таки настигла. И заключалась наша удача в том, что мы посетили это невероятное место чудес.