Как доехать: мы проехали описываемый рынок рядом с универмагом почти на въезде в город (он слева) и за ним на маленьком Т-образном перекрёстке повернули налево, затем снова налево, переехали через ж/д, за вывеской «Колхоз «Авангард» повернули направо, и там уже снова направо по указателю «Колюпаново».
С удивлением рассматриваем подъезд к монастырю. Обычная дорога, пейзаж следующий: слева – поле, засеянное злаками, справа – картофельное. Тянется линии столбов с электропроводами. Забор вокруг монастыря из серых бетонных плит. Внутри всё не очень ещё благоустроено, идёт стройка, слева строятся рыже-кирпичные колокольня и церковь с зеленой крышей и одним золотым куполом — во имя Живоначальной Святой Троицы. Впереди – скромненькая, маленькая, сливочного цвета, с матовыми стальными маковками действующая церквушка — во имя иконы Казанской Божией Матери.
На арке въездных ворот строгое предупреждение о соответствии одежды и запрете на фотографирование. Последнее – я очень не люблю, лучше бы брали деньги за фотосъёмку, чем запрещали и сподвигали людей фотографировать из-под полы.
Мы идём по монастырской территории вперед к Казанскому храму. Он открыт. Заходим. Приехали мы довольно рано, поэтому людей пока немного. Лицо монахини, принимающей записки и продающей свечи и иконы, довольно-таки неприветливое. Внутри необыкновенно уютно, белые стены, некоторые иконы самодельные – просто картинки в рамочке. У меня было даже ощущение, что я не как в церкви, а как в комнатке деревенского дома. Но… честно говоря, атмосфера внутри Казанской церкви – у-ди-ви-тель-на-я…
У алтаря слева находятся мощи святой блаженной старицы Евфросиньи Колюпановской. Перед ними на коленях в абсолютной тишине стояли две молодые девушки, держали в руках акафист, и молились. А прямо на входе в церковь, у дверей на коленях стояла ещё одна симпатичная модная молодая женщина и тоже молилась, читала акафист. К ней подошла какая-то руководящая монахиня и довольно жестко сказала: «Чего ты здесь стоишь, иди внутрь, а здесь нельзя, уходи отсюда». Женщина подняла на неё глаза и очень смиренно сказала, что «внутрь – ей нельзя…».
Я никогда и нигде ни в одном монастыре не видела, чтобы ТАК молились.
И до меня дошло, осенило-таки. В это место едут не за красотами, и не фотоаппаратом пощелкать. Колюпаново реально очищает душу и люди это знают. Человеку здесь действительно прощаются совершенные ошибки. Здесь, наверное, человек сам чувствует, что не просто галочку поставил после исповеди, а действительно освободил душу от вины.
Ефросинья Колюпановская – княжна Евдокия Григорьевна Вяземская, фрейлина Её Императорского Высочества Екатерины II.
Дура Ефросинья…
Она сбежала из дворца. Кинула свой наряд возле пруда в Царском Селе, переоделась крестьянкой и …ушла. Её задержали, вернули в Петербург, государыня с ней беседовала, увещевала и…отпустила с миром.
Она после какого-то времени попала в Серпуховский Владычный женский монастырь.
Ходила босиком, в суконной рубахе, на шее – железную цепь-вериги и медный крест.
Летом топила печь в своей избушке, зимой напускала холод.
Домишко её вмещал ещё 2х кошек, 3х собак, кур и индеек. Вместе с ними она и спала. А ещё почему-то любила отдыхать в кучах навоза…
Однажды её спросили: «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!». А она засмеялась и отвечала: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе».
В Колюпаново блаженная Евфросиния ушла. Её пригласила помещица Наталья Протопопова.
В этой деревне была только одна деревянная церквушка – Казанская. В ней блаженная исповедывалась (раз в год на Чистый Четверг). И неподалёку в овраге обустроила родник.
Сейчас над ним возвели два домика-купели, мужскую и женскую, и отдельно родниковый ключ окружили беседкой.
Мы поехали туда, это буквально с километр от монастыря по дороге вперёд.
Надо заметить, что нас два раза накрыл сильный дождик. В первый, когда мы подходили к церкви, второй – когда подъехали к роднику. Мы посидели в машине, пережидая, и тут я заметила удивительную картину – на проводах сидели ласточки. Они до такой степени густо его облепили, что провод был похож на такие колючие бусы.
Дождик ослаб немножко, и мы решили идти к роднику. Вышли. Вдохнули ароматный воздух мокрого разнотравья. Взяли канистры, я накрылась полотенцем, устремились по длинной дорожке проходящей между молодых дубков куда-то вниз.
И тут меня накрыло.
Волной непередаваемой радости и какого-то даже счастья.
Честно говоря, причин этому не было никаких. Идет дождь. Муж уже ушёл далеко вперед со своими канистрами. А я вдруг впала в состояние непередаваемого блаженства. Дождь мне нипочем. Рот растянут в детской беззаботной улыбке. Мыслей-рюкзаков с камнями – нет, исчезли, пропали. Я наслаждаюсь просто спуском. Он – невероятно красивый, скажу даже – самый красивый из всех виденных нами источников. Тропинка – бетонная дорожка со ступенями – такая длинная, всё вьётся и вьётся впереди. Мы в овраге, а сам родник запрятан в гуще леса.
На самом роднике надпись на деревянной табличке: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». Заглянула в купальню – очень чистая, отделанная мозаикой купель, приятная лесенка-спуск с металлическими поручнями. Купаться не стала – кашляла сильно и было довольно прохладно. Но.. жалею, конечно..
Зато когда мы набирали воду в канистры, то я решила умыться. Скажу так – у этой воды есть настоящая сила. Не спрашивайте меня физические параметры, я не измеряла её никакими приборами – я это чувствовала. И сама умылась, буквально окатилась, жадно, раз 20, меня буквально притягивало к этой воде. В сказках есть определения «живая вода» и «мертвая», вот колюпановская – точно сильная живая вода.
Не я одна вижу и чувствую силу этой воды и этого места. В интернете полным полно удивленных рассказов людей, которые испытали нечто подобное.
А вот, что пишет Марина Цветаева о Колюпаново, о блаженной Евфросинье — korolev.msk.ru/books/919/evfr…. Мне запомнился вот этот отрывочек: «…Но однажды по пути туда с нами произошло — удивительное. Сойдя с местного алексинского автобуса мы, на пешеходном остатке пути — заплутали. Никак не могли найти дорогу, которая вела в долину, где был родник. Внезапно Александр Иванович остановился – «Знаете что? — сказал он, — над нами все кружит жаворонок. Потом летит вперед — и снова возвращается. Как будто зовет. Пойдемте за ним!» И как только мы это сделали — жаворонок полетел вперед и вперед, затем повернул вбок — и мы вслед за летящей птицей вошли в утерянную долину. Мы теперь ездили в Колюпаново ежегодно…»
Глупо, конечно, но поднявшись на обратном пути к машине, я посмотрела почему-то на мокрых ласточек на проводе и снова же «почему-то» подумала: «Евфросиния, дай мне пожалуйста какой-нибудь знак…». И тут одна из ласточек широко раскрыла крылышки. На мгновение. И я успела её сфотографировать…
PS. В монастыре продают сухарики, освященные на мощах святой блаженной Евфросинии.
А ещё прочитала любопытную информацию: «…Наиболее распространенными в Алексинском уезде были, так называемые богородичные храмы, которых в общей сложности насчитывалось 29 или более трети от общего количества, в том числе: 7 Рождества, 6 Покрова, 5 Успения и 2 Знамения Пресвятой Богородицы, а также 6 во имя иконы Казанской и 3 – Смоленской Божией Матери...». Интуитивно чувствую, что здесь заложен какой-то смысл.
И ещё.
Недалеко от Алексина есть аномальное место (деревня Саломасово). Там какие-то древние пещеры. Её обнаружили археологи, в том числе с камнями с изображениями непонятных кругов и фигур. Но речь идёт не об этом.
До сих пор пшеница на полях этой местности укладывается в непонятные знаки, геометрические фигуры. «А, фигня» — скажут агностики. Но люди пишут так: «Возвращались с источника. Решили остановиться и собрать колоски. Вышли из машины… подошли к полю. Собирать колосья не решились, т.к. совершенно очевидно, что колосья уложены были в рисунок. Причем явно ощущалось нечто наблюдающее за нами. Так проехали еще два поля.. А дальше воздух сгустился, краски изменились –все стало ярче и гуще. Повисла тишина… никого… это среди дня-то. Мы ехали по трассе одни…. Провал во времени. По выезду из зоны часы у всех отстали на 1ч.17 мин…»
(с) pamsik.ru
При использовании текста гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.