В обзорных экскурсиях по городам есть один небольшой минус. В основном, все достопримечательности осматриваешь только снаружи. Так было и в этот раз с церковью Святого Мартина, хотя этот объект относится к списку самых интересных достопримечательностей города. Находится она Кафедральной площади, так как местный народ называет эту церковь Кафедральной. На самом деле кафедра епископа имела место быть здесь только во времена Французской революции.
Первая церковь на этом месте была построена в 11 веке монахами бенедиктинского монастыря. Нынешняя церковь строилась 131 год с 1234 по 1365. Внешний вид церкви очень интересен и ее стоит обойти, чтобы полностью насладиться ее красотой. Самым запоминающимся в этой церкви является башенка с часами, построенная в 16 веке.
Еще одной особенностью собора является его разноцветная черепичная кровля.
А самым красивым фасадом является южный фасад. Именно здесь находится вход, над которым можно увидеть интересные скульптуры. Эта часть посвящена Святому Николаю. Нижний ярус тимпана романский, он посвящен легендам о святом Николае. Справа от святого (слева от зрителя) мы видим трех юных дев, которых он спас от позора, и их отца. Согласно легенде, это был разорившийся горожанин, который из-за крайней нужды собирался отдать трех взрослых дочерей «на блудодеяние», за не любимых ими женихов. Святой Николай помог устроить судьбу девушек и спас семью от голода и бесчестья, тайно подбросив в окно три мешочка с золотом (с тех пор атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками). Слева от святого (справа от зрителя) изображены три юноши (мальчика), которых воскресил святой Николай. Возможно, имеется в виду легенда о том, как в один очень голодный год злонамеренный мясник завлек к себе в дом трех заблудившихся в лесу мальчиков. Дождавшись, когда они заснут, он убил детей, расчленил их тела и положил в бочку, чтобы засолить и потом выгодно продать на базаре. Св. Николай, узнав об этом, явился в дом мясника и оживил детей. Особый интерес представляет пространство между колоннами, украшенное причудливыми лицами и гротескными фигурками, а также элементами растительного орнамента. Одна из фигур — мальчик особо привлекает туристов. Очень часто экскурсовод предлагает им проверить его половую принадлежность, просовывая палец под фигурку.
Выше можно увидеть ажурную балюстраду и обширный стрельчатый оконный проем. Слева от окна располагается скульптура Богоматери с младенцем, справа фигура епископа.
Интерьер церкви, по описанию из интернет источников, отличается исключительной гармоничностью и уравновешенностью, хотя и серьезно пострадал во время Французской революции, лишившись множества предметов утвари. В то же время в храме сохранились ценные средневековые скульптуры и витражи. Ранее главным сокровищем внутреннего убранства церкви было живописное полотно работы Мартина Шонгауэра «Мадонна в беседке из роз», ныне находящееся в Доминиканской церкви Кольмара. Среди нынешнего скульптурного оформления кольмарского собора стоит отметить готические алтари и фигуру Богоматери.