Наверное, у любого путешественника в детстве была мечта очутиться как-нибудь на самом настоящем необитаемом острове. Была, правда? У меня, например, такая мечта зародилась после прочтения книг Жюля Верна. Правда, похоже, что мы с Антоном из детства еще окончательно не выбрались, и мысли о необитаемых островах посещают нас регулярно и по сей день. Ну, а что надо делать с детскими мечтами? Правильно, сбывать! Поэтому, очутившись в столице Аландских островов городе Мариехамне, мы не удержались от соблазна сплавать на один из необитаемых островов архипелага. Назывался он Кобба Клинтар.
О Кобба Клинтар я читала еще дома перед путешествием. Попасть туда было не так-то просто, даже несмотря на то, что находился островок всего лишь в 20 минутах плавания от Мариехамна. Он же необитаемый, а потому никакие рейсовые катера, паромы и прочие водоплавательные приспособление туда не ходили. Единственным вариантом было договориться с местным моряком Кристианом, который соглашался возить туда жаждущих необычных впечатлений путешественников на своей собственной моторке. У Кристиана имелась электронная почта, и мы написали ему письмо с вопросом, сможем ли мы с ним попасть на Кобба Клинтар (как связаться с Кристианом). Но моряк особой торопливостью не отличался, и ответное письмо от него мы получили только через три дня. В нем он написал, что согласен нас туда отвезти за небольшую плату, и оставил свой телефон. Поэтому, как только мы оказались на Аландах, мы тут же позвонили Кристиану, чтобы обговорить нюансы поездки.
В реальном общении этот мужчина, ему оказалось около пятидесяти, был не более тороплив, чем в онлайне. Он долго вспоминал, кто мы такие и что он нам обещал, а когда вспомнил, то как-то неопределенно сказал приходить в Западную гавань острова. Во сколько? Куда конкретно? - гавань же большая. Но никаких более четких сведений мы от него так и не добились. Наугад утром мы отправились к тому месту, где на вечном приколе стоял парусник "Поммерн". И о, чудо! - Кристиан со своей моторкой был как раз там. Правда, он явно куда-то собирался отчаливать.
Мы представились.
- О, нет, сейчас я не могу! - сразу же заявил он. - Мне нужно по делам.
- А когда?
Он глубокомысленно почесал репу, помолчал, потом опять почесал и, наконец, изрек:
- Давайте часа через четыре!
- Окей! - согласились мы. - А вы не забудете? Точно нас заберете?
- Точно.
На том мы и распрощались.
За четыре часа мы успели побывать на "Поммерне" и осмотреть Мариехамн. Когда же мы вернулись, чудо произошло во второй раз. Не прошло и получаса от договоренного времени, как Кристиан появился на берегу. Ну, а дальше все было уже хорошо. Он выдал нам спасательные жилеты, и мы отправились в путь.
Сначала лодка шла медленно, но, как только мы выбрались с мелководья, наш капитан пустил ее во всю мощь, и вскоре гавань Мариаехамна осталась далеко позади. Мы проходили мимо множества мелких островков, и все старались угадать, какой из них впереди наш - Кобба Клинтар?
Вообще, хотя он и необитаемый, люди на нем бывали регулярно до середины 20 века. Дело в том, что Кобба Клинтар расположен так удачно, что рядом с ним в море давным-давно установили несколько маяков, а прямо на нем - ревун, который оповещал мощным ревом движущиеся корабли в дни, когда был сильный туман. Моряки с кораблей слышали этот звук и понимали, что впереди мель. Для того, чтобы следить за маяками и подавать сигналы ревуном, на острове в трехэтажном домике жил специальный смотритель. В его обязанности также входило вести журнал наблюдений, куда он записывал погодные условия и события дня. Сейчас, конечно, все его функции выполняет техника, и не на Кобба Клинтар, а совсем в другом месте. На острове же дом смотрителя превратили в небольшой музейчик. А Кристиан организовал рядом с ним малюсенькое кафе для таких же искателей приключений, как мы. Вот, в принципе, и все блага цивилизации.
Хотя нет, вру. Через несколько минут после того, как Кобба Клинтар забрезжил на горизонте и предстал нашим взорам не в виде маленькой полоски земли, а вполне обрел очертания, мы заметили на его мысу художника. Мужчина стоял над мольбертом и что-то сосредоточенно выводил на картине.
- Откуда он здесь? - пронеслось в голове. - Неужели приплыл сам?
Но вскоре все прояснилось. Художник оказался бронзовой скульптурой. Но она так гармонично вписалась в окружающий пейзаж, что за живого его принимали не мы первые.
Кристиан пришвартовал лодку в небольшой бухточке и сказал, чтобы мы гуляли по острову, сколько захотим.
Мы удивились, так как были уверены, что какой-то лимит времени у нас существует. Но наш капитан лишь улыбнулся и подтвердил, что мы можем располагать любым временем, можем даже остаться здесь на ночь, если захотим. И это было здорово! Кобба Клинтар был так красив, что не приемлел торопливости. Здесь хотелось просто отдохнуть, подышать свежим ветром, погулять по заросшим мхами камням. В общем, вы меня понимаете...
Островок оказался очень маленьким. Он был сложен скальными породами, которые иногда кроме мхов покрывал кустарник типа можжевелового стланика. А на берегу со всех сторон о камни бились волны.
Кроме нас, Кристиана, который сразу ушел в дом, и "художника" на острове не было никого. Но мы все равно ушли подальше от "цивилизации", уселись на берегу и под припасенную финскую можжевеловую настоечку предались созерцанию прекрасных пейзажей...
Прошло не меньше часа, прежде чем мы дозрели посетить музейчик. Он стоил того. В нем была воссоздана (а, может, сохранилась с первоначальных пор - Кристиан не был словоохотлив, и до многого нам приходилось догадываться самим) обстановка того времени, когда в доме жил смотритель за ревуном.
Сам дом был трехэтажным и очень светлым. На первом этаже располагалось помещение, где стояла машина, приводившая ревун в действие. Честно говоря, принцип этого устройства я так и не поняла, но машина работала на дизеле. И что самое интересное, функционировала до сих пор.
Как нам признался Кристиан, летом бывают дни, когда на остров приезжает до сотни туристов. И в таком случае, он включает машину, и ревун оглашает окрестности своим жутким ревом. Увы, как я уже говорила, мы на острове были одни, и включать ревун специально для нас Кристиан не стал (хехе, вот где был зарыт минус поездок без туристических групп! :)). На втором этаже находились комнаты, где жил смотритель. Они были особенно светлыми, так как окна выходили на все четыре стороны. Здесь была его спальня, что-то вроде гибрида кухоньки и гостиной, стоял телефон, хранились книги и журналы, которые он вел.
Тут же была комната наблюдений - рядом с каждым окном на небольших полках лежало по биноклю, в которые смотритель вглядывался, когда хотел увидеть что-то в морской пучине.
На третьем этаже был маленький балкончик. Сложно сказать, для чего он ему служил. Но сейчас на балкончике сидела гипсовая чайка, а рядом с ней - сам бронзовый смотритель с подзорной трубой.
Но главное - именно здесь, по-соседству с балкончиком находилась труба ревуна, его жерло, из которого извергался сокрушительный рёв. Да, не позавидовала бы я тому, кто оказался бы в домике в тот самый момент!..
Кобба Клинтар покорил нас. Незаметно пролетели несколько часов, которые мы провели на острове, наступал вечер. В обратный путь мы отправлялись с необыкновенными чувствами - одновременно восторга и радости, успокоения и единения с природой... Все-таки, порой, не мешает хотя бы полдня побыть в таком месте, где нет никого, кроме тебя, камня и морских волн. Как же много сил это приносит! Об этом мы думали, возвращаясь на моторке Кристиана в Мариехамн. Пожалуй, поездка на Кобба Клинтар стала одной из лучших во всем нашем путешествии по Финляндии и Швеции...
В Мариехамне мы жили в отеле "Cikada", обедали в Кебабной для голодных, пили кофе с пирожными в самом вкусном кафе "Svarta Katten".
Фотоальбомы можно посмотреть здесь:
Необитаемый остров - часть 1. Кафе и художник
Необитаемый остров - часть 2. Какой он?
Необитаемый остров - часть 3. Домик смотрителя
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие путевые заметки, фотоальбомы и советы из этого путешествия находятся в дневнике путешествия здесь: http://tourbina.ru/authors/Annataliya/journals/24/