помощь Подписаться на новые материалы автора

strep
С нами с 13 авг 2010

Норвегия, дикарями в палатке. Июнь 2009 год

29 января 2011 года|| 112

Путешествие по Норвегии на машине дикарями.

Пишу с небольшим опозданием. т.е впечатления от поездки успели несколько угаснуть. И тем не менее, очень хочу поделиться результатами и опытом.
В тексте встречаются ссылки на фотографии, которые можно посмотреть в альбоме.

Скандинавия 09
Планирование

Мы так ничего и не смогли заранее спланировать. Единственное, что сделали - это купили билет на паром из Турку в Стокгольм. Обратно брать не стали, т.к. еще не знали, какой дорогой поедем.
Встал вопрос о конечной цели путешествия. Прикинув расстояния и поняв, что за раз всю страну не проехать, решили посетить одно, но захватывающее дух место. Некоторое время ушло на поиск такой достопримечательности. Выбор пал на скалу, возвышающуюся над фьордом. Плато, куда устремились наши взоры, называется Прейкестулен. Увидев в интернете бередящие душу картинки, мы просто загорелись желанием посмотреть это своими глазами.
Прокладку маршрута почти полностью возложили на навигатор. В некоторых случаях корректировали направление при помощи электронного атласа дорог Европы.
Изначально было принято решение брать с собой палатку и активно ей пользоваться в пути, стараясь не прибегать к услугам отелей и даже кемпингов.
Это и всё, что можно сказать о планировании путешествия. Конечно, мы заранее купили палатку, плитку, надувной матрас, преобразователь напряжения … Т.е. подготовка, в плане материально технического обеспечения, была, а именно проработкой маршрута движения никто не занимался.
Итак, поехали!
Паром отправлялся в 20 вечера по финскому времени. Это дало нам возможность выспаться и неспешно выдвинуться в сторону границы.
Многие из сограждан проходили этот путь, поэтому не стану в подробностях его описывать. Отмечу только одно. Во время остановки на доге обратили внимание на душ, который, судя по написанному, работает после отправки смс на предлагаемый номер. Не стали экспериментировать, поудивлялись и поехали дальше.
Нам казалось, что времени будет предостаточно для заезда в разные города. Но по мере приближения к намеченной цели пришло понимание того, что можем и не успеть. Не нарушая скоростного режима и не останавливаясь по пустякам, устремились в порт города Турку.
Погода выдалась ветреная и пасмурная. Временами шел дождь. В порт приехали во время. Встали на парковке, перекусили и выдвинулись занять место в очереди.
Незадолго до этого мы были в Крондштате на причале, где грузился паром до Ломоносова. Было с чем сравнить организацию процесса погрузки людей и транспорта. Стало немного смешно от воспоминаний и чуть грустно. С другой стороны, при всей неразберихе, которая была создана в Крондштете при погрузке, сообщений о затонувшем пароме не поступило. Значит, умеем преодолевать трудности, которые создаем сами!

Турку.
Погрузка прошла быстро и организованно. Что интересно, наши соотечественники тоже могут действовать упорядоченно и целенаправленно! Но эти качества они проявляют, к сожалению, только за границей в шенгенской зоне. Те, кто посещает скандинавскую заграницу, знает о способностях россиян. Оказывается, они могут пропускать пеших участников движения, не превышать скорость, соблюдать рядность… Короче, становятся приятными людьми во всех отношениях. Естественно, преобразились и мы.

Паром.
Сейчас не помню его названия, но он огромный. Это целый город-улей с машинами. Та часть, где запаркованы автомобили герметически закрывается. Вовремя плавания доступ туда закрыт. Так что если чего там забыл, придётся обходиться бед этого до утра. Возможно есть путь через капитана судна, но мы его не проходили.
Один этаж парома занят ресторанами, магазинами, концертными площадками. Есть этаж с банями, детскими площадками, разными салонами. Остальное палубы, так правильнее называть этажи, отданы самим пассажирам под каюты. Мы приютились в 2х местной каюте эконом - класса. Иллюминаторов в ней не предусмотрено, так что кроме как шататься по парому, другого занятия перед сном не нашли. Интересная скандинавская молодёжь нам встретилась в узких коридорах на нашей палубе. Они сидели на полу и пили пиво. Когда мы нагулявшись шли в каюту, они сидели на том же месте, только пустых банок вокруг них было гораздо больше. Что примечательно… Утром, когда паром причалил, нам пришлось буквально перешагивать через этих парней и кучу пустых банок. Они мирно спали!

Стокгольм.
6 утра, моросит дождь, прохладно. Народ спешит на работу.
Много велосипедистов не смотря на непогоду чешут по своим делам. Из них даже возникают очереди перед светофорами.
Только ради интереса тыкнули на карте в центр города и, слушая советы навигатора, двинулись по маршруту. Понимая, что в этой поездке может не представиться возможность побывать в столице Швеции ещё раз, решили немного посмотреть на город через автомобильные стёкла. К сожалению, много интересного увидеть не удалось, ведь до открытия даже музеев оставалось часов 5 не меньше. Поэтому было принято решение найти продмаг, купить недорогой еды, употребить её и двигать дальше, повинуясь указаниям навигатора. Такой магазин мы нашли возле входа в подземку. Попросив немного крон у банкомата, стали изучать ценообразование. Что сказать, почти как в Питере. Основные продукты по цене мало чем отличаются - жить можно!!! Не помню, что именно купили, но съели с аппетитом.

Вперёд в Норвегию! Интересно получилось... Взял в путь два CD с группой "Ленинград". Не думали, что Норвеги мало гоняют музыки по радио! Песни Шнурова мы выучили наизусть!
У меня был КПК с GPS модулем и программой IGO8. Недостаточное количество оперативки не позволяло загрузить весь маршрут, работая с несколькими картами. Поэтому, чтобы "парня Асуса" не глючило, я выставил точку финиша на границе Норвегии и Швеции. Ничего примечательного, дороги хорошие, места отдыха продуманные и уютные.
Ограничения скорости местами доходило до 130. По дороге встретили памятник советскому самолёту. Уж не знаю, как он залетел в эту деревню, но именно благодаря ему мы заехали в рядом стоящий магазин и купили там дорожный холодильник.
Заехали по указателю посмотреть на кемпинг, расположенный на берегу озера. Всё чисто и красиво. Чувствуется забота и о четвероногих друзьях человека. Останавливаться не стали, осмотрелись и поехали дальше.
Ближе к границе показались пригорки. Т.е ландшафт перестал быть равнинным и процесс управления автомобилем начал приносить удовольствие. Итак, скоро Норвегия!
Так вот, чем ближе к цели, тем чаще встречались довольно высокие гранитные холмы. Дорога порой врезалась в них оставляя рваные края, блестящие на солнце.
В Швеции народ увлекается или лучше сказать не стесняется выставлять на обозрение различные скульптуры, которые в нашей отчизне вызвали бы бури протеста среди разных партий и течений.
В дальнейшем, по мере продвижения по маршруту, буду публиковать фотографии скульптур. Их немного, но что есть...

Итак, граница Швеции с Норвегией. Тот участок границы, где мы въезжали в страну, проходит по лесистой и каменистой местности. Очень напоминает Карелию, только кругом чисто. Естественно, нет никаких людей в форме, шлагбаумов и прочих преград. Только административные здания на той и другой сторонах.

Вот мы и в Норвегии!
Ещё в Швеции заметили обилие круговых дорожных развязок вместо привычных нам перекрёстков. Практически каждая такая развязка снабжена достопримечательностью.
Пора заправляться. Машина на последних капля отечественного бензина подкатилась к заправке. Денег у нас не было, только пластиковые карты. Все, даже автоматические заправки с удовольствием хавают VIZA и MasterCard.
В этом плане беспокоится не стоит. Иногда попадаются заправки, которые "хотят" наличные или какие то специальные клубные карты. Такое можно встретить в сельской местности. В них топливо дешевле, но добыть его у нас не получалось из за отсутствия наличных денег.
Наша первая встреча с местными платными дорогами несколько озадачила. Информация, которую мы пытались усвоить, никак не укладывалась в голове. Видимо, сказывалось недостаточное знание языка без словаря. Было понятно, что надо платить! Но где и когда?
Идея в общем понятна. В нашем случае надо было оплатить проезд в течение 3 рабочих дней на сервисной станции. Прилагалась схема, где указаны заправочные станции Esso на которых производится оплата. Мы ничего не поняли. На схеме много этих станций, но, как оказалось, не все принимают оплату за дороги. Надо искать те, что со знаком "Kr-service". Причём, если выехал из зоны действия данной конкретной платной дороги, то в другом месте не оплатить. Мы пытались так сделать на другом платном участке, не тут то было... В конце концов, оставили эту затею. Проехали "зайцем".
Такой способ оплаты встречается на оживлённых автострадах, где поток машин должен идти без задержек. На остальных платных дорогах есть автоматы для сбора монет.
Неумолимо приближался вечер. Решили остановиться на ночлег не доезжая Осло. Как найти местечко для палатки? Обратился за помощью к навигатору... "Загадал" желание - на берегу фьорда, увеличил изображение, нащёл парковки и определился с финишем маршрута. IGO (название программы) вывела на берег Bunnefjorden.
Если нет рисунка, кликни!
Предстояла первая ночёвка в купленной накануне палатке. Выбор места монтаж жилища много времени не заняли. Надули матрас на стоянке (машину пришлось оставить невдалеке) при помощи встроенного злетронасоса и инвертора. Столы с лавками присутствовали на пляже, но мы разложили свою мебель для удобства. Выпили вина, заблаговременно набранного в России в дьютике, легли спать.
Так закончился втрой день нашего путешествия. В итоге мы подобрались в плотную к Осло, где запланировали провести следующий день.
Местечко оказалось уютным. Это пляж! А в общественных местах, по закону, можно ставить палатку и отдыхать. Правда, есть ограничения по времени, но мы их не соблюдали. Честно сказать и не знали. На стоянке рядом с пляжем стояла интересная машина с водителем и пассажирами. Это просто супер! Не думал, что она в рабочем состоянии! Работает не громко и без дымно, вопреки сложившемуся стереотипу, благодаря просмотру старых фильмов типа "Золотой Телёнок".
Первую ночь мы провели на территории пляжа, недалеко от Осло. Утро показалось пасмурным, но по мере того, как мы просыпались, облака редели, и выглянуло Солнце. Т.к. это была первая ночь в палатке, то она явилась неким испытанием нашего снаряжения. Можно с уверенностью сказать, что надувной матрас, газовая плитка, кресла и столик, ну и сама палатка оказались функциональными и надёжными. Конечно, со временем приходили мысли о том, чего не хватало для большего комфорта, что было лишним и не использовалось. Постараюсь не забыть об этом сказать в конце повествования о путешествии.
На противоположном берегу виден военный корабль. Он всю ночь и утро курсировал вдоль берега. Беспокойство это не доставляло, чувствовалось, что всё под контролем. Периодически на парковку, где стоял наш автомобиль, приезжал один и тот же "товарищ" на машине с дизельным мотором, звук которого я безошибочно узнавал даже сквозь сон. И это происходило с какой то регулярностью. Утром от так же навещал нашу парковку. Обычный мужик на обычном легковом автомобиле.
Не думаю, что наблюдали за нами - это обычная работа служб безопасности, ведь рядом столица государства!
Перед отъездом немного осмотрелись. В наличии были кабинки для переодевания, туалеты, душевые кабинки, фонтанчик с питьевой водой. Столы с лавками, баки для мусора. Всё чисто и в исправном состоянии.

Ну что, в столицу!!!
Рано встать и быстро собраться у нас не получилось, да и в последствии мы этим не страдали. Поэтому, часам к 12 мы только загрузили снаряжение в машину. Первое складывание палатки оказалось несколько затруднительным, она не хотела помещаться в своём чехле... Пришлось повторно и вдумчиво осуществить укладку.
День обещал быть солнечным. Нам уже не терпелось поскорее добраться в Осло.
Для начала меня впечатлили дороги. Удивляло то, как неширокая, но хорошего качества автострада вписана в горную местность. Виадуки и развязки в горной местности в сочетании с обрывами и водной гладью фьорда, создавало впечатление нереальности происходящего. Часть автострады находилось в состоянии реконструкции.

Осло Не стану много про него писать. Живя в Питере и привыкнув к городской архитектуре, я лично не ншёл в Осло чего либо восхитительного. Зато много мелочей вовсе не архитектурного плана оказались необычными и интересными. Конечно это сами люди, трамваи, паркоматы, светофоры, автоматы для покупки билетов на остановках общественного транспорта, кладбище в центре города, небольшой базар с разной ерундой...
Такие симпатичные трамваи вызывают уважение к их пассажирам
На этом хватит про Осло. Хороший чистый город, где мы не встретили русской речи, не видели русских номеров на машинах, где всем до лампочки, откуда ты, главное, будь человеком.
До вечера мы скитались по ОСЛО. Как писал ранее, ничего особо примечательного не обнаружили. Современный европейский город, чего более... Солнце было ещё высоко, когда мы покинули границы мегаполиса. Путь лежал на Запад. Прокладка маршрута целиком была возложена на навигатор. Куда вела программа в него заложенная, туда я направлял автомобиль. Недалеко от городка Драммен повернули направо. Непривычно долго ехали по тоннелю. Это был первый такой продолжительный на нашем пути.
Не стану в мелочах описывать дорогу, тем более в памяти остались в основном значимые события.

Вторая ночёвка в Норвегии.
Уже темнело. Слева железная дорога, справа поля, леса и холмы с домиками. Поехали направо. Нашли заброшенный хутор с садом, где стоял сгоревший дом. Поставили палатку, достали виски, разогрели ужин... Офигенно! Правда, местные коровы с колокольчиками не давали спокойно посидеть. Такое чувство, что мы тусовались на их тропе. Они смотрели на нас враждебно и пытались зажевать угол палатки.
Всё обошлось. Палатка не повреждена, коровы тоже целы и счастливы. Утром нас разбудил звук колокольчиков на коровах. Они паслись... Совсем рядом была ограда, где гуляла пара животных, которые по каким то одни им ведомым причина желали выбраться наружу. При этом они неистово мычали и смотрели на нас, как на спасителей... Потом приехали два норвежских крестьянина на джипе, привезли сена этим коровам и с любопытством уставились на нас. Хорошо, мы успели умыться, одеться. Они ничего не спрашивали, только улыбались. Но мы им сказали, что туристы из России. Типа, если что, все вопросы к послу...
Мы поняли, что ночевать в палатке в этой стране не страшно и никем не осуждается, если в наглую не мозолить глаза и не сильно мешать коровам.
Так как просыпались мы обычно поздно, около 11:00, то отправлялись в путь часам к 14. Для поездки оставалось не так уж много времени. За следующий световой день мы не далеко продвинулись. Конечно, нас интересовали магазины в сельской местности, разные природные достопримечательности. Тем более, что дорога не позволяла мчаться на высокой скорости. Качество покрытия отменное, но рельеф местности создавал скрытые повороты, постоянные спуски и подъёмы. В общем, ехали в удовольствие, не спеша. Перед нами не было задачи в определённое время быть в назначенном месте. План такой: как доедем, так тому и быть.
Когда стрелка часов приближалась к 20:00, срабатывал инстинкт. Мы не сговариваясь поворачивали головы, когда проезжали съезд с дороги в надежде найти место для ночёвки. Так же ориентировались по карте и показаниям навигатора. Старались по возможности расположиться рядом с водоёмом . Таким образом очередная ночёвка была организована на берегу небольшой речки с чистой водой.
Наши привалы проходили в основном в живописных местах, но рядом с дорогой. Единственный раз, это когда коровы на нас "напали".
Дорога вела среди лесов гор и водопадов. В связи с тем, что маршрут пролегал по центральной части страны, множества фьордов не наблюдалось. Конечно роскошные озёра, извилистая дорога, симпатичные населённые пункты. Во всем чувствовалась любовь жителей к своей земле. А эти симпатичные овцы, гуляющие сами по себе!
Вода чистая и вкусная.
К сожалению, фотографии не передают переживания от воспоминаний... Надо ехать и видеть. Причём, самому, а не с экскурсией!

В этот день мы заснули можно сказать где дорога застала. Заехали на пригорок среди ущелий, выбрали ровную площадку... Утром разбудил град. Шёл он не долго, но сами понимаете, по палатке ледышками... Сон как рукой сняло. Благо, Солнце уже взошло, и день обещал быть не пасмурный. Хочу описать некоторое приключение.
Захотел я по нужде малой. Выбрался из палатки только в кожу одетый. Стою и смотрю как на меня мелкий гнус садиться. Резких движений делать опасаюсь, а от вялых никакого толку. Стою, лью и чувствую как буквально всё тело начинает "гороеть". Что делать!? Максимально увеличиваю давление и с последней каплей бросаюсь в палатку... Подсознательно чувствую, что чесаться нельзя. Свернулся в комочек, маленький такой, и не шевлелюсь. Жена в удивлении, даже умываться расхотела. Минут через 5 - 10 начал отходить. Хорошо, что не чесался, а то бы кранты. Мы с этого места так быстро снялись, что даже не сфотографировали нашу стоянку. Сушили палатку и всё остальное по пути.
Не могу сейчас сказать точно, ночевали мы ещё до Ставангера или нет, но к его окраинам подъехали вечером. Спать не хотелось, да и была надежда, что найдём местечко для ночлега на окраине города.
Несколько предупреждений о платных дорогах... Мы деньги отдавали, когда они водились. Там для местных есть возможность проехать без шлагбаума, по специальному прибору. Думаю, что и туристы могут этим проездом пользоваться. Мы не решались. Когда нет денег, то можно взять чек, нажав на соответствующую кнопку, и оплатить его в заправке ESSO. Один раз мы так и сделали, что вызвало у работников АЗС некоторое удивление и замешательство. Они сами точно не знали, как и что именно писать на бланкe квитанции о получении с нас денег за проезд. Больше мы специально оплачивать проезд никуда не заезжали. Были деньги, платили...

Немного про Ставангер.
Небольшой уютный портовый город. Люди сами создали такие условия, что хочется там остаться навсегда. Наверняка такое можно сказать про любой норвежский город... Вечером, когда только приехали, улицы были пустынны. Только из подвалов кафе доносились голоса и звуки пользования столовыми приборами. Интересным показался эдакий импровизированный парк самодельных аттракционов. Все они сделаны из бывших в употреблении промышленных изделий в основном связанных с нефтедобычей.
Смеркалось. Решили чуть отъехать из центра в сторону океана и найти место для ночлега. Проехали довольно много, но ничего путного не нашли. Решили направиться к конечной точке маршрута, а по пути устроиться на ночлег. Километров 20 проехали. Справа озеро, кемпинг с множеством байкеров. Останавливаться не стали. Обнаружили съезд к озеру, закрытый хлипким шлагбаумом без замка. Была - не была...Туда! Проехали по берегу метров 300 и оказались на хорошем таком месте рядом с озером.
Фотографировал уже утром, т.к. после установки палатки, совсем стало не светло. Не знаю, что за птица отложила яйца, но для меня непривычно видеть их в гнезде из камней. До этого нам попадалось гнездо с кладкой в земле. Обычное, из травы и веток.
В связи с тем, что от Ставангера отъехали недалеко, было принято решение вернуться и рассмотреть всё подробнее. И правильно сделали. Был солнечный день, воскресенье. Весь народ гулял на улице. Прошлым вечером нам показалось, что здесь населения почти нет, а тут на тебе... Все центральные улицы и площади заполнены людьми. Много конечно туристов, но и местных достаточно.
Парень разрешает потрогать себя за разные части тела, но за бабки конечно.
Будете в Ставангере, всё сами увидите.
Пока бродили по городу, муниципальные власти выписали нам штраф за парковку 700 NOK. Это ощутимые деньги - 3500 руб. Будьте внимательны с этим, соотечественники.
Дальше, в путь! До Прейкестолена осталось немного. Как обычно, не спеша мы выехали в нужном направлении. Проехали место ночёвки и, следуя указаниям навигатора, устремились к Лисьефьорду. До парома особых проблем не было. Хотя IGO 8 перед самым фьордом не смогла точно указать дорогу. Пришлось ориентироваться по знакам. Ведь нужно точно знать по какой дороге ехать к причалу парома.
Это был второй паром в нашем путешествии. Здесь всё просто. Дают команду, заезжаешь на свободное место по очереди и, когда паром отчаливает, расплачиваешься с кондуктором. Плата взимается за машину и за каждого человека. Не помню точно, примерно 70 NOK за переправу. Сайты паромных контор Норвегии есть. Я их находил, но особого смысла в поиске инфы с расписаниями нет, если ехать летом и не поздно ночью. Все работают.
На другом берегу есть музей с информацией и сувенирами. Возможно, особой необходимости в него заглядывать нет, но мы ознакомились.
Теперь сам Прейкестолен. Парковка возле него довольно дорогая. Не помню сколько, но рублей 900 на наши... Оплатить можно наличкой или пластиком. Можно не платить, встать на отдалении, съехав с дороги загодя. В самом начала пути дорожка выложена камнями. Потом, чем дальше, тем подъём становится сложнее. Тропа уже больше похожа на груду обвалившихся камней с красной меткой "Т". Что это означает? Может "Target", может "тудой" ...
Турист споткнулся, прилетел вертолёт со спасателями... А мы грешным делом подумали, что местного депутата везут на гору, минуя восхождение. А тропа действительно не простая (справа).
Но зато по пути такие виды можно посмотреть!!!
Всю красоту нужно смотреть глазами. Фотографии дело хорошее, но много зависит от камеры и от тараканов в голове фотографа.
Следующее повествование будет об обратной дороге. Так как плана не было, то и занесло нас по случаю сначала на Юг, а потом вокруг Ботнического залива.

Дорога назад.
Если беглым взглядом посмотреть на сеть основных дорог Норвегии, то можно заметить некоторую скудность. Неверно выразился. Скажем так, чтобы вернуться назад по другой дороге и не сделать очень большой крюк, практически невозможно. Мы постарались выбрать пусть более сложные, но неизведанные нами участки обратного пути. Тем не менее, пришлось проехать довольно много по уже знакомым дорогам. Удавалось разнообразить и удлинять маршрут, но постоянно приходилось возвращаться на основную дорогу, по которой мы проезжали, кода ехали в Ставангер и Прейкестолен.
Кажется я писал, что машину перед поездкой не готовили. Взяли из 3 -х месячного по продолжительности ремонта и практически сразу поехали. Так вот, пока она стояла без движения и ждала з\части, задние тормозные колодки приржавели к суппортам. В общем, внутренние износились напрочь. Конечно, я слышал посторонние звуки и понимал в чём дело уже в Ставангере, но наше "авось" сыграло положительную роль в путешествии. В одном из живописных городков на берегу озера, Dalen, заехали в мастерскую. Выяснили, что колодок у них в городе нет, надо ехать на склад в город Skien. Типа, подождите до завтра, привезу, поставлю. Конечно, ждать не стали, узнали все явки и пароли от мастера и сами отправились на Юг. Таким образом наше путешествие приобрело новый смысл.
Очередные остановки. В реках умывались и купались. Вода не тёплая, но приятная.
Чем дальше на Юг, тем горы ниже, климат мягче, Солнца больше... Я сравнил бы с Крымом, в горной его части. По дороге между Симферополем и Алуштой можно найти некоторое сходство.
Разный фигурки, чучела, домашняя утварь, посуда.... Блин, не перечесть! Приезжайте и смотрите, выбирайте и покупайте!
Итак, о чём я? Ах вот... Приехали на Юг в Skien. Точнее, до города осталось совсем немного. Надо заночевать. Но здесь, на Юге, с этим несколько сложнее. Всё из за того, что плотность населения гораздо выше.
Один раз пробрались на берег озера через еле заметную дорожку. Проехали через убраное поле к берегу озера. Уже темнело. Раскинули палатку, ужин и спать. Утром разбудил местный хозяин на тракторе, объяснил, что это приватная территория. Всё спокойно. Мы извинились, позавтракали и уехали.
По дороге заехали оплатить штраф. Это можно сделать в любом банке в рабочее время.
Такая по истине домашняя обстановка в банке способствует лёгкому расставанию с деньгами.
Навигатор определил то место, где должны продаваться колодки. Точные координаты мы узнали в мастерской день назад. Магазином это место не назвать. Большой склад с площадками для подъезда и разгрузки транспорта, парковки. Сам район похож на нашу промзону на окраине города, только аккуратную и чистую. Внутри есть прилавок, компьютер и продавцы. Быстро нашли, что надо и объявили цену. Прикинул, в два раза выше нашего... Решили покататься по городу и, заодно, заехать в салон, где продают машины и запчасти. Путешествуем же, а не гоняемся за деталями. Город небольшой и приятный. Тепло, Солнышко ласкает... Нашли салон, интересуемся ценами на машины б\у. Стоит точно такая же Хонда, но годом старше и стоит в три раза дороже!!! Потом зашли в отдел запчастей. Что Вы думаете? Конечно, только оригинал и стоит 1000 NOK. Естественно, вернулись назад и купили на складе. Нам разрешили воспользоваться асфальтированной площадкой для замены колодок. Сам я лет 10 - 12 проработал в автосервисе на разных должностях. Колодки заменил вовремя!
Купили мы шляпы с маскитной сеткой. На Юге стали встречаться места возле водоёмов, где полно гнуса. И что вы думаете? Нам не удалось напугать этих насекомых.
Было обидно. Всё закрыто, а лицо жжет! Долго не могли въехать в ситуацию, пока не сркылись в палатке, окуренной спиралью. Приготовили ужин на улице, а уже непосредственно его употребили в палатке. Оказалось, что ячейки сетки бывают ещё мельче. А те шляпы с сеткой, что купили, хороши от комаров. К счастью, возле фьордов, где морская вода, этой голодной братвы не наблюдалось.
Ещё раз переночевали на небольшой поляне со скошеной травой, которая находилась непосредственно за деревьями возле дороги. Захотелось посетить Кристиансанд.
Меня поразила развязка на дороге при съезде с основной магистрали в сторону города. Дело в том, что этот "виадук" встроен в гору. Там, в камне происходит съезд, поворот, разворот и т.д. Из горы выходит только две дороги с разными направлениями движения.
Город понравился. Как на южном курорте. Народ загорелый, люди в праздничных нарядах, тепло, мноко купающихся на пляже... Уезжать не хотелось!
В Кристиансанде зашли в магазин с рыбой. Ощущение такое, что она привезена из России с соответствующей наценкой.Кто силён в норвежском, может перевести и сравнить цены.
Так же цены на ягоды и крепкий алкоголь.

Едем обратно!
Билетов обратных нет, но план созрел - вокруг Ботнического залива. Из Кристиансанда через Осло к берегу залива. Вперёд!!!
Двинулись в полдень или чуть позже. Ехали по основной дороге вдоль южного побережья. Хорошее покрытие, прекрасная разметка. Только километров за 100 перед Осло появилось разделение по направлениям. Т.е. две отдельные рядом идущие дороги с движениями в разных направлениях.
Столицу проскочили затемно. На окраине заправились, перекусили и в путь. Эта ночь была единственная напряжная, когда до рассвета я не выходил из за баранки. Дорога, что шла на север от Осло, была в состоянии реконструкции. Поэтому даже разрешенной скорости развить не удавалось, и расчётное время в пути приходилось постоянно корректировать...
В итоге, заснули наскоро поставив палатку возле дороги на первой попавшейся лужайке недалеко от шведской границы. Зажарили на углях купленную курицу, которая оказалась спортивным экземпляром (резиновая и жёсткая), и заснули.
Утро было солнечное, да и день обещал быть не хуже. До шведской границы оставалась сотня км. Вперёд!
А вот и она, граница!
Дорога, которую мы выбрали, была пустынной. Ландшафт не отличался разнообразием. Горы давно сменились холмами, а холмы равнинами. Машины по дороге почти не встречались. Населённых пунктов очень мало. Один раз чуть на лису с выводком чуть не наехал. Стоят на проезжей части и смотрят... Даже не уходят!
Зная, что в Швеции несколько затруднительно ставить палатку где попало, решили заранее побеспокоится. И нашли таки площадку на берегу реки. Место это видимо общественное, но туалетов не было видно. Там же стоял трейлер с машиной и пожилой парочкой. Судя по флагу, развивающемуся над их стоянкой, они шведы. Друг другу мы не мешали, спокойно расположились и заночевали.
Не буду описывать в мелочах, только полезное, на мой взгляд. Проезжая мимо городка Umea, обратили внимание, что есть паром в Финляндию. Подумали, надо разведать ситуацию, вдруг воспользуемся случаем.
Нас смутила стоимость переправы, которая по времени занимает часа 3-5. Долго вглядывались в таблицы с ценами, прибавляли пассажиров, вычисляли возраст, размер машины... Там как то всё не просто было. Пришли к выводу, что ехать вокруг не на много дороже, зато впечатлений гораздо больше. Если нужна инфа по этой переправе, оназдесь.

Следующая остановка на пляже. Аккуратно пристроились в населённом пункте на оборудованном пляже. Там и туалет с фотографиями королевской семьи, цветы, свечки... на пляже так же есть место для костра и барбекю. Красота в общем.
Границу с Финляндией пересекали в Торнино. Если кто пробовал ночевать в этой стране дикарём в палатке, тот знает, что найти место очень трудно. Мы воспользовались опытом спать на пляжах. И в этот раз, нашли указатель и туда... Пляж на самом севере Ботнического залива. Практически не оборудован. Там уже ютились пара кемперов. Тоже дикари, но иностранные.
Скоро конец путешествия. Последняя ночь так же была проведена на пляже на выезде из городка, в котором мы долго искали опушку для палатки. Съезд с моста и налево к берегу. Там небольшой пляж с мостками и вышкой для прыжков в воду.

Подведение итогов.
Расскажу про то, что, любопытно будет знать тем, кто отважится путешествовать без отелей и кемпингов.
Жить в палатке можно. Комфорт полностью зависит от величины палатки, матраса и прочих мелочей.
Платные дороги сильно не волнуют. Никто не будет гоняться за туристом из за неоплаченного проезда.
Старайтесь пользоваться паркоматами, когда стоите на платной парковке.
В связи с тем, что озёр и рек полно, с чистой водой проблем нет.
Для помывки и стирки можно за небольшую плату воспользоваться благами цивилизации в кемпингах.
Еда. В магазинах всё есть. Стоимость необходимых продуктов аналогична нашим. Вызывает некоторое удивление, что практически нет свежей рыбы в магазинах, зато мороженая стоит недорого.
Костры на земле разжигать нельзя. Даже на камнях. Если есть мангал или барбекю, без проблем.
Парковки в посещаемых туристами местах весьма дороги. Всегда можно найти место халявное, но оно будет неблизко от цели.
Стоимость бензина тем выше, чем дальше от большого города. В нашем случае, самая высокая цена на топливо была между Осло и Ставангером.
От комаров в палатке хорошо помогают спирали. Но на улице есть гнус, который проникает даже под противомоскитную сетку. Покупайте сетку самую мелкую для лица. Они бывают разные. Но в палатку после окуривания спиралью, гнус не проникает.
Так получилось, что рыбу мы не ловили, но её там полно. Это факт! Для ловли во внутренних водоёмах необходимо покупать разрешение. Но туристов мучать не будут, если что.
Запчасти там дорогие. Мне пришлось менять колодки. Я знаю стоимость именно этих колодок в Питере. Так в Норвегии они в два раза дороже.
Один выход в инет через GPRS Megafon, поставил меня раком и вырубил связь. По возвращении оплатил долг в 2 с лишним рэ. Осторожнее с этим.
Погода. На Север дальше Ставангера мы не поднимались. Если не в горах. то тепло. На Юге - вообще жарко. Люди там коричневые от загара! Дождей почти не было, т.е. в меру.
Деньги. Мы пользовались картами VISA и MC. Проблем не возникало. С наличкой почти дело не имели, если только по мелочи...

Скандинавия 09
Норвегия на автомобиле в палатке