Не знаю, как в других городах, а на Вятке есть прекрасная традиция: в Пасху любой желающий может подняться на колокольню и ударить в колокол. Я давненько заглядывался на колокольню Трифонового монастыря и, наконец, решил воплотить мечту в реальность.
Тем апрельским утром у подножия колокольни собралась небольшая очередь из желающих совершить восхождение, но нас туда не пустили под предлогом того, что на верху ведутся какие-то ремонтные работы.
Сначала я расстроился, а потом решил — значит не судьба или мое время для восхождения еще не пришло. Уверенный в том, что рано или поздно подвернется более удобный повод вознестись над горожанами, я с удовольствием слушал праздничный перезвон, стоя на земле, и тихо завидовал тем счастливчикам, на которых запрет почему-то не распросстранялся — среди колоколов мелькали чьи-то головы.
1.
Я не ошибся, повод, действительно, не заставил себя долго ждать, и это случилось совсем скоро, в день проводов Великорецкого Крестного хода на реку Великую.
Мало того, нам удалось побывать сразу на двух колокольнях и слушать звон колоколов не с земли, а непосредственно наверху, наблюдая за работой звонарей воочию.
Мне повезло проводить крестоходцев, как бы паря над их головами, иногда опускаясь на землю, а за тем снова уносясь в поднебесье.
2.
Не буду вдаваться в подробности, каким чудом мне удалось здесь оказаться. Замечу только, ничего случайного в нашей жизни не бывает, и, если что-то с вами происходит, значит на это есть свои очень важные причины.
Порой бывает трудно сразу разобраться в истинном смысле происходящего, а иногда понимание к нам приходит лишь через годы.
3.
Встретились рано утром у подножия колокольни. Народ уже заполонил весь монастырский двор и продолжал стекаться со всех сторон.
Надо сказать, что колокольня Трифонового монастыря — это единственное сооружение, которое было полностью разрушено в советское время и восстановлено лишь в 1998 году. Остальные монастырские постройки каким-то чудом уцелели практически полностью, за исключением лишь деревянной часовни над святым источником да церковной ограды.
4.
С колокольни открывается прекрасный вид на город, но ее высота все равно не достаточна, чтобы обозревать окрестности, действительно, сверху. Все дело в том, что монастырь расположен в самой низкой точке, под горой у реки, поэтому над нами все равно возвышаются еще более высокие здания, такие, как например, колокольня Спасского собора.
На сегодняшний день Спасская колокольня является самым высоким зданием города, на нее мы поднимемся как-нибудь в другой раз.
5.
С южной стороны открывается прекрасный вид на улицу Кикиморскую. В наши дни эта улица зовется совсем уж по-издевательски, большевики ее переименовали в Водопроводную (хорошо, что не в Канализационную).
Еще совсем недавно эта часть города представляла собой небольшой и уютный уголок старой Вятки. Круто под гору спускалась извилистая Кикиморская, и я очень любил здесь прогуливаться. Каменистая дорожка уводила меня в древнюю старину, куда-то в окрестности знаменитого Поленовского "Дворика".
За последние несколько лет здесь выросли элитные коттеджи, от былой деревенской улицы не осталось и следа. Старинная Трёхсвятительская церковь на фоне модных новостроек смотрится особенно одиноко.
6.
Преодолев несколько ярусов по крутым лестницам, мы оказались на самой вершине.
7.
Все свободное пространство звонницы занимают многочисленные колокола: большие висят рядами над головой, грозди малых колокольчиков устроились в оконных проемах...
8.
...и несколько огромных прямо по центру.
9.
Приходится постоянно нагибаться, чтобы не удариться головой о какой-нибудь низко висящий колокол.
Кроме этого, свободному перемещению препятствует густая и, на первый взгляд, беспорядочная веревочная паутина.
Одно неловкое движение, и о моей оплошности непременно услышит вся округа.
10.
За кажущимся хаосом скрывается строгий порядок, все тросики, шнуры и веревки тянутся к своеобразному пульту управления.
Среди всего этого хитросплетения я не сразу заметил человека, который с интересом наблюдал через оконный проем за тем, что происходит на земле далеко внизу. Это Александр — наш самый знаменитый вятский звонарь.
11.
Первое каменное сооружение ансамбля Трифонового монастыря — Успенский собор, строительство которого велось с 1684 — 1689 годы, является самым древним из дошедших до нас каменных сооружений вятского края.
12.
Пришло время спускать вниз.
Пока служба не началась, мы должны отправиться в Троицкий монастырь села Макарье. Здесь будет первая остановка паломников крестного хода на пути в село Великорецкое.
13.
Наша следующая задача — осмотреться на местности, пробежаться по пути следования крестного хода и выбрать самые удачные точки для съемки.
В Макарье мы отправились на УАЗике типа "буханка", битком набитым Нижнеивкинской минералкой, предназначенной для крестоходцев.
Ехать пришлось почти расплющенными о задние "буханочные" двери. Салон быстро наполнялся выхлопными газами, и наше тесное пространство постепенно превращалось в компактную газовую камеру.
14.
Выбравшись на свободу, отдышались и приступили к осмотру территории вокруг Троицкой церкви, затем не спеша двинулись в обратном направлении в сторону города.
Весь участок дороги от Кирова до Макарья не отличается живописными видами, скорее это прямолинейное шоссе, соединяющее город и остальное правобережье реки Вятки.
Единственное место, где стоит задержаться — это мост через Вятку, отсюда открывается неплохая панорама на город, но это не то, что нам нужно.
15.
Нами рассматривались всевозможные варианты, вплоть до того, чтобы вскарабкаться на остановочный павильон или дерево, но все идеи отметались как бредовые, невыполнимые или неудачные.
16.
Незаметно мы преодолели весь обратный путь, так и не определившись до конца с наиболее выгодным местом для съемки.
Перешли мост через Вятку и снова оказались в городе.
Вдоль дороги небольшими кучками толпился народ, собралось множество провожающих и желающих примкнуть к паломникам.
17.
Так, короткими перебежками я почти вернулся к отправной точке нашего путешествия. Остановился лишь у Раздерихинской часовни, здесь и решил ждать появления крестного хода.
18.
Всю округу заливал праздничный колокольный перезвон.
19.
Наконец, показалась первая головная колонна, а встречающие заволновались.
20.
21.
22.
23.
24.
Все, что мне оставалось делать, это бежать впереди людского потока, иногда пятясь, и фотографировать.
25.
Вокруг суетилось еще с десяток бегущих фотографов, которые старательно мешали друг другу, мельтешили в кадре, нарушая сложившуюся картинку.
Это напоминало жаркий поединок многочисленных фото-хантеров за самый удачный снимок.
26.
Местами выстраивались целые пикеты, ощетинившиеся камерами и клацающие затворами.
27.
28.
Самое интересное — это наблюдать за наблюдающими.
29.
30.
Некоторые коллеги выделывали настоящие акробатические этюды, демонстрируя чудеса ловкости. Мне пришлось проделывать примерно те же трюки ))
31.
При обычных обстоятельствах ни за что бы не удержался на таком узком основании, но сегодня во мне проснулся цирковой канатоходец, я передвигался по ограждениям не глядя под ноги.
32.
33.
Утро раннее, и кое-кто еще не проснулся.
34.
35.
Людская река росла, и ей не было видно ни конца и ни края.
36.
В этом месте мы покинули крестоходцев и прибавили ходу, чтобы, обогнав крестный ход, успеть добраться до Макарья раньше всех.
Там снова поднимемся на колокольню Троицкой церкви и уже оттуда будем наблюдать за приближением крестного хода.
37.
На этом позволю себе прерваться, чтобы продолжить работу над следующей фото-серией.
До скорой встречи!