Затрагивая тему русского севера, непременно всплывают в памяти Соловецкие острова, у всех на слуху Соловецкий монастырь и другие соловецкие страницы из российской истории.
Я был удивлен, когда я обнаружил на карте Вятского края наши собственные Соловки, а точнее — село Соловецкое. Село это как бы спряталось в стороне от дорог и других проезжих путей, оставаясь в сторонке от большинства пытливых исследователей и других любопытствующих путешественников.
1.
Справочники и путеводители также обошли стороной это село, скрывая недостаток информации за многозначительным молчанием. Естественно, мне захотелось обязательно здесь побывать и все увидеть собственными глазами.
В Чудиново дорога делает резкий поворот в сторону и вновь уводит нас от берегов реки Великой куда-то в леса, почти в обратном направлении. Обжитые места сразу заканчиваются, если не считать жалких остатков деревень, раскиданных вдоль дороги.
2.
Покосившиеся живописные избушки когда-то мне казались чем-то необычным и диковинным. Гармонично вписываясь в окружающие пейзажи, сливаясь с дикой природой, они всегда представляли для меня большой творческий интерес и прекрасную художественную натуру.
3.
В последнее время развалюх, даже вдоль основных магистралей, стало пугающе много, а если свернуть в сторонку, то вместо деревенских пасторалей перед вами предстанет повсеместные запустение и разруха.
4.
Здесь умирать больше нечему, местные колхозы давно захирели или развалились. Небольшие деревни полностью исчезли, поля затянул молодой лес, а более крупные селения со стороны кажутся уже совсем нежилыми. Деревенский уют и тепло уходят из этих мест и непонятно, остались ли живые люди в этих почерневших от времени хибарах.
5.
Еще целы остановочные павильоны вдоль дороги, в приличном состоянии памятники воинам ВОВ. Ощущение такое, будто на войну ушло все население, и никто из них назад не вернулся. Очень скоро бетонные солдаты останутся в полном одиночестве, а потом и вовсе зарастут, затеряются среди бескрайних лесов.
6.
Один из таких монументов установлен в деревне Коробовщина — это самая удаленная на нашем маршруте точка. В Коробовщине дорога делает еще один крутой поворот в направлении "федералки", и начинается обратный отсчет до сближения с трассой, но до нее еще очень далеко.
От невеселых размышлений отвлекает красота природы и прекрасная весенняя погода. Наконец, показалось село Соловецкое, точнее остатки былой роскоши.
Посреди поля красуется благоустроенная жилплощадь, правда, без стен и крыши, но с отдельными апартаментами.
7.
Село Соловецкое на вид небольшое, оно растянулось вдоль дороги, которую пересекают еще три-четыре улицы. Возникло оно не так давно, в 70-х годах 19-го века или чуть ранее. Нет здесь больших старинных домов или гигантских лип и тополей. Возможно, что-то и осталось примечательное, но я не заметил, потому что все мое внимание сразу же привлек удивительно красивый храм.
8.
Огромный, из красного кирпича, он чем-то мне напомнил живую Голову Пушкинского витязя, с которой бился Руслан
Остальные приземистые избы почтительно держатся на расстоянии, они как бы ни при чем.
9.
Пытаясь вычислить более точную дату возникновения села, сравнил три карты с разницей в сто лет. На карте, составленной в конце 18 века, такого населенного пункта нет и в помине.
На месте современного Соловецкого был густой лес, зато вокруг отмечено множество починков и заимок, названных по фамилиям первых переселенцев.
С тех пор местность изменилась до неузнаваемости, от прежних деревень не осталось и следа, а современные селения имеют совсем другие названия.
10.
Ничего удивительного в этом нет, ведь в эти леса переселялись целыми семьями, бросая более плодородные земли и угодья, расположенные вдоль берегов Вятки. Лес тянулся на тысячи километров до тех самых Архангельских Соловков, он так и назывался "пустотой". Состоял он в основном из гигантских корабельных сосен, которые подобно точеным исполинским столбам пытались дотянуться до неба, а по земле стелился толстый покров из мхов толщиной до 40 см. Это потом корабельные леса подверглись варварской вырубке, а на место сосновых боров пришли ели, осины да вездесущий березняк.
11.
Народ прятался в тайге не от хорошей жизни, а уходил на более бедные земли от чиновьечьего произвола, как говорится, от греха подальше. Совсем как сейчас, только нам бежать уже некуда.
При каких обстоятельствах здесь возникло село, можно только догадываться, известно лишь, что сначала была построена деревянная церковь. Она находилась рядом с современным каменным храмом, а в советские годы была разобрана. По церковным захоронениям теперь проходит дорога, а на месте церкви сохранился небольшой пустырь.
12.
Соловецкое возникло, объединив несколько ближайших деревень. Вокруг села образовался большой приход. Здесь проживало два комплекта притча: два священника, два псаломщика, диакон и просвирня, была построена школа и магазин, позднее появилась сельская библиотека.
Были даже свои ссыльные. В конце века прибыл с молодой женой учитель Г.А.Комаровских. Прибыл он не по своей воле, а в ссылку за активную работу в организации левых социалистов-революционеров.
Комаровских сыграл огромную роль в развитии села, впоследствии был ограблен советской властью и посажен в тюрьму. Был отпущен на свободу, но, не выдержав унижения и нищеты, очень скоро скончался.
Благодаря таким вот ссыльным, к началу 20-го века население Вяткой губернии было поголовно грамотным.
13.
Примерно в 1904-10 г.г. было решено построить рядом с деревянной церковью большой каменный Богородицкий храм.
Здание построено добротно, качественно, искусно. В те времена хорошие мастера ценились на вес золота, и любой мастер вкладывал в дело все свои навыки и умения и это не секрет, что сохранившиеся постройки тех лет иной раз выглядят качественнее современных.
14.
Конечно, сотня лет не прошла даром. Кое-где на стенах успели укорениться растения, и уже часть кирпичной кладки разрушается под воздействием мощных корней.
Сложно совладать с силой природы, но, как известно, человеческая деятельность может быть во много раз разрушительнее любой стихии.
15.
Без должного внимания, вездесущая жизнь мгновенно захватывает любые свободные территории. Она проникает в самые неприспособленные для этого места, уходит вглубь, прячется внутри и прекрасно уживается в кромешной темноте. На голых камнях начинают расти деревья, по микроскопическим трещинкам распространяются целые колонии насекомых, грибков и плесени. Невидимые захватчики планомерно и неутомимо укрепляют свои жизненные интересы, расширяя захваченные территории, выстраивая окружающий мир в соответствии со своими микроскопическими потребностями, разрушая при этом огромные здания и даже целые скалы.
16.
И уже побежали от окна к окну мощные трещины, сначала вывалился один кирпич, а за ним еще десяток. Прохудилась крыша, а ручейки дождевой воды добрались до самого фундамента. Пришли морозы, и вода превратилась в лед, с силой динамита она легко разрывает любое несокрушимое бетонное основание, словно лист бумаги.
17.
Находясь в Чудиново, мы без видимых оснований заторопились, хотя время позволяло гулять по селу еще долго. Что-то подтолкнуло ехать дальше, не задерживаться, мол, поспешите, а то пропустите самое важное и интересное.
Торопились мы не зря.
Не успели обойти вокруг храма, как я заметил семенящего в нашем направлении странного маленького человечка.
18.
В засаленном ватнике, весь замызганный и ощетинившийся, он больше напоминал ежика, только что вылезшего из норки. Ежик оказался человеком, он смешно морщил нос и казался сказочно чумазым на фоне белейшего снега.
Я разглядывал его небритую физиономию и никак не мог понять, откуда взялся такой чудесный южный загар в наших северных широтах? Что это — щедрый дар матушки природы, тракторная копоть или человек-ежик в самом деле проживает где-то в норке, среди корней деревьев и роет носом землю в поисках личинок и червячков?
19.
Мужичок мгновенно выбрал себе в собеседники Юлю и, не задерживаясь около меня, прямой наводкой направился в ее сторону. Без церемоний он сразу перешел к общению, а у Юли в руках мгновенно появились ручка и блокнотик.
Наш собеседник назвался Николаем, по его словам, сидел он только что дома (в норке под корнями) и грустил, душа, после вчерашнего, искала сочувствия и понимания. Николая попеременно бросало то в жар, то в холод. В какой-то момент накатил очередной приступ одиночества, к тому же замерзли ноги, а внутренний голос приказал идти на улицу. Повинуясь голосу, Николай выбрался на свет божий, тут-то он и заприметил незнакомых пришельцев, то есть нас с Юлей.
20.
Чумазость Николая оказалось природного происхождения вперемешку с бытовым. Родом он из Закарпатья, а оказался среди вятских лесов в далеком 76-м году. В те годы Соловецкое процветало, и здесь велось активное строительство малоэтажного жилья, вот и занесло молдавского хлопца в нашу глубинку. Не ожидал Николай, что встретит здесь будущую жену и обретет свою вторую Родину. Так и пустил корни в вятскую глину, вырастил дочь, и внук подрастает, а все родные за Карпаты перебрались. Теперь Николай остался один, все больше тоскует и думы думает о далекой Родине, а грусть свою все чаще крепенькой заливает.
21.
Наши пути пересеклись не зря. Вскоре Николай привел еще одного местного жителя, но уже с ключами от храма. Благодаря удивительному стечению обстоятельств, нам удалось попасть внутрь.
22.
<
У Богородицкого храма интересная судьба. Его успели возвести, но окончательно не достроили. К сожалению, проектов я не видел, но заметно, что с западной стороны планировалась пристройка теплого предела, скорее всего с колокольней.
23.
Планам этим было не суждено воплотиться в жизнь, на этом этапе стройка была заморожена, пришел 1917 год.
Богородицкий храм даже не успели освятить, и в нем никогда не проводились службы. Все советские годы церковь использовалась под склады, мастерские и другие хозяйственные нужды.
24.
Огромное помещение захламлено, разделено на этажи и клети. Перекрытия давно сгнили и кое-где обвалились. Деревянные балки и настилы держатся на честном слове. О том, чтобы забраться на второй этаж не было и речи, так что приходилось фотографировать, подпрыгивая, вскарабкавшись на горы мусора, рискуя наступить на торчащий из какой-нибудь доски ржавый гвоздь.
25.
Через дыры в потолке видны далекие своды и часть купола. Храм построен так, что он как бы увлекает зрителя и все время приглашает идти дальше, каждый раз хочется заглянуть за очередную колонну, а если это удается сделать, обнаруживаешь за аркадами следующий поворот и так далее, по окружности.
26.
Окружность больше похожа на спираль, она все время стремится приподнять нас кверху, отнять наше внимание от земли и уже не замечаешь, как оказываешься стоящим с задранной головой, сосредоточив все свое внимание где-то под куполом в недосягаемой вышине.
Кажется, что пространство здесь внутри совсем не зависит от тех законов, которыми мы привыкли руководствоваться в повседневной жизни, оно хоть и замкнутое, но несоизмеримо безграничнее и просторнее, чем представляется, когда видишь храм снаружи.
27.
Вдоль всего помещения тянутся металлические балки, по которым ездили тали, теперь все заржавело и не работает. На железных лагах провисли деревянные настилы.
28.
Большинство оконных проемов заколочено, и солнечные лучи проникают внутрь через многочисленные щели между досками, дыры или небольшие оконца под сводами, делая полумрак еще таинственнее.
29.
В брошенном алтаре все эти годы царствует совсем иное божество — бездушная машина, мертвый набор деталей, приводов и механизмов. Она воцарилась в самом центре, заняла самое почетное место, сковала холодом стены и, кажется, управляет всем, что происходит вокруг, от жуткого зрелища становится не по себе.
В больших городах мы совсем не замечаем, что давно подчиняемся и служим железным монстрам, живем и работаем в угоду их желаниям и потребностям.
30.
От многочисленного населения Соловецкого осталось всего-то человек пятьдесят, не более, да и те, что живут здесь, давно смирились со своей участью.
К сожалению, отучила советская власть людей самостоятельно жить и работать, народ по привычке ждет милости от государства и не желает взять себя в руки.
В глазах у Николая глубокая тоска, хоть в петлю лезь.
31.
Пока мы бродили по пустым залам, мужики терпеливо дожидались нас снаружи. Робкое чутье им подсказывает, что надежда на спасение все таки есть, она где-то совсем рядом, витает в воздухе эфемерная и зыбкая, должно быть связана с этим храмом. Поэтому смотрят селяне с надеждой утопающего на каждого заезжего, и для любого готовы открыть двери в свой храм, но сами туда войти почему-то не решаются.