На четвертый день нашего водного путешествия мы вошли в Белое озеро. По нему теплоход шел долго. Озеро огромное, его берегов было почти не видно, лишь узкую темную полоску на горизонте можно было принять за сушу. К обеду мы вышли из Белого и пошли по Шексне, а затем причалили у пристани в деревне Кузино. Эта пристань действует только второй год и, похоже, что скоро станет чем-то вроде Мандрогов. Здесь уже вовсю строятся деревянные дома под русскую старину (кстати, опять-таки с крокодилами в декоре) и лодки-катамараны - очень похожие мы видели в Индонезии на острове Ява. Еще раз поудивлявшись на новый "русский" стиль, мы пошли к автобусу. Из Кузино у нас предполагалась экскурсия в Кирилло-Белозерский монастырь, до которого отсюда было чуть более 15 километров.
Кирилло-Белозерский монастырь появился на свет в самом конце 14 века. Основал его старец Кирилл - бывший настоятель Симонова монастыря, который сейчас располагается на территории Москвы. В этом монастыре он встречался и беседовал с Сергием Радонежским, и эти беседы так на него повлияли, что, когда ему стукнуло 60 лет, он со своим другом и сподвижником Ферапонтом ушел на север. Монахи дошли до Сиверского озера и как раз на его берегу поставили деревянный крест.
Но Ферапонт вскоре отправился дальше и у Бодаевского озера основал Ферапонтовский монастырь, расположенный сейчас неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря, а Кирилл остался и вскоре рядом с крестом срубил и освятил первую деревянную церковь своей новой обители - во имя Успения Богородицы.
Кирилл, как считают историки, происходил из боярского рода, был человеком грамотным, умным и образованным, а также обладал отличными организаторскими способностями. В общем, люди к нему тянулись. И через тридцать лет в обители уже жило 50 монахов, часть из которых переселилась сюда из Симонова монастыря.
Долгое время Кирилло-Белозерский монастырь вел свойственную далеко не всем монастырям политику нестяжательства. То есть, здешние монахи считали, что духовное всегда превыше материального. В итоге монастырь не покупал земель, как это делали многие другие обители, и не стремился к благополучию. Но все равно был очень известен. Например, именно сюда приезжали великий московский князь Василий Третий и его жена Елена Глинская, чтобы вымолить у Бога себе наследника. И действительно, в 1530 году у них родился сын - будущий царь Иван Грозный. В память об этом в монастыре построили храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Потом Иван Грозный тоже покровительствовал этому монастырю. Политика нестяжательства закончилась, и царь пожертвовал монастырю огромную сумму денег. Он трижды приезжал сюда, имел собственную келью и даже хотел постричься здесь в монахи. Последнее, кстати, свершилось. Буквально за несколько минут до смерти Ивана Грозного постриг в монахи именно монах Кирилло-Белозерского монастыря.
Ну, а потом, спустя уже много лет после смерти Кирилла, Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из самых больших в России. Именно его наряду с Троице-Сергиевом и Соловецким монастырями патриарх Никон назвал "Великими царскими крепостями". Кстати, свои последние годы Никон тоже провел именно в этом монастыре.
Сейчас Кирилло-Белозерский монастырь как бы разделен на несколько частей. Точнее, на эти части его поделили еще раньше: Старый город сформировался в 14-17 веках, а Новый город - во второй половине 17-ого. Старый город внутри Кирилло-Белозерского монастыря состоит из еще двух монастырей - Большого Успенского и Горнего Ивановского. И вот сейчас в Горнем Ивановском монастыре живут монахи, а в Большом Успенском создано нечто вроде музея с многочисленными экспозициями, посетив которые можно ознакомиться с иконописью и русским искусством, народными промыслами, изобразительным искусством и многим другим.
Когда мы доехали до монастыря, начался проливной дождь с сильным холодным ветром. Ходить за экскурсоводом с коляской, с зонтом и с фотоаппаратом в такую погоду удовольствие, прямо скажем, сомнительное. Поэтому мы послушали только часть экскурсии, а затем стали искать более теплые и сухие места и уединяться в них вместе с Даней.
Одним из таких мест стали бывшие монашеские кельи 17 века - длинные двухэтажные здания с небольшими крылечками, на которых были установлены скамейки.
Вот, на одном из таких крылечек мы и решили покормить Данилку. Сейчас в кельях, по всей видимости, живут трудники, потому что, завидев нас с коляской, они почему-то приняли нас за своих и, проходя мимо, просили о каких-то мелких услугах: то помочь открыть дверь, то закрыть ее за ними. Кстати, что касается келий и монашеского быта, то во времена Кирилла здесь было очень даже сурово. Я потом заходила в келью, обставленную по тому времени. Это была небольшая комнатка, в которой висела икона, перед ней стояла подставка для библии, у стены лавка для спанья - вот, в принципе, и всё.
Монахам не разрешалось иметь никаких личных вещей и еды - ели они все вместе в специальной трапезной после служб. Собираться больше, чем по двое, им тоже не разрешалось. В кельях же они только спали и молились. Как сейчас устроены современные кельи, я вам сказать, конечно, не могу. Но, по всей видимости, центральное отопление в них отсутствует. По крайней мере, в одном из внутренних двориков монастыря мы обнаружили огромную кучу угля.
Сейчас в Кирилло-Белозерском монастыре одиннадцать церквей. Но главный собор монастыря - Успенский, который был построен на месте захоронения основателя монастыря Кирилла (сама рака с его мощами находится вроде бы в соседнем храме - в церкви Кирилла), оказался на реставрации, и ломиться в него мы не стали. Вместо этого мы послушали песнопения в церкви Архангела Гавриила, а затем вышли на берег Сиверского озера и полюбовались его берегами.
Говорят, что воду в этом озере освящают два раза в год, и тот, кто искупается в нем, получит божью благодать и максимум здоровья, ибо вода в нем обладает целебными свойствами, а вдобавок еще и омолодится, так как омолаживающие свойства она тоже имеет. Но узнать, так ли это, у нас не получилось - в такую погоду на берегу озера мы не увидели ни одного купальщика.
Ну, а в завершение прогулки по монастырю я решила влезть на колокольню. Несмотря на то, что построили ее тут в 18 веке, лаз на нее оказался совсем простым. Лишь небольшой участок представлял собой узкую каменную лестницу с высокими ступенями, на всем остальном протяжении лестница была новой деревянной и широкой. В общем, буквально через пару минут, абсолютно не устав, я уже была наверху. Колоколов на этой монастырской колокольне не сохранилось, лишь в углу на той площадке, где они когда-то висели, скромно лежал их гипсовый собрат - реквизит к какому-то снимавшемуся здесь фильму. Зато с колокольни открывались замечательные виды на маковки монастырских церквей, на его стены и башни и на красивейшее даже в такую пасмурную погоду Сиверское озеро.