195 материалов по 58 объектам, 5 183 фотографии
- GPS
- Япония, Fushimi Inari Shrine, Kyoto, Japan
- inari.jp/en/
Япония — загадочная и манящая: Тайны Инари
Память подсказала, а карта подтвердила, что прямо по пути следования электрички есть станция Инари (Inari), неподалёку от которой располагается один из знаменитых храмов Киото — Фушими Инари Тайша. Его визитная карточка это тысячи П-образных ворот «тори». И хотя уже ранний вечер, и насколько далеко от станции сам храм расположен неизвестно, плюс в том, что он открыт круглосуточно. Значит выходить там и искать путь к нему. По предыдущему опыту в Японии дорога к достопримечательностям указывается хорошо.
После выхода с перона на улицу меня ждал сюрприз, первый «тори» к храму «вырастал» просто перейдя улицу! Неожиданно и приятно — съэкономлено время на поиски входа. Ворота действительно вырастают из-под земли метров на 8-9, обрезая внешний суетный мир от внутренне-сосредоточенного на храмовой территории.
А не доходя до ворот, с правой стороны, я разгядел весёлого прыгающего лиса с пучком риса в пасти — это посланник бога, «китсуня». Он и будет моим игривым проводником по неизведанным внутренним дорожкам. (Почти как у Кастанеды..., только без мескаля.) Омываю руки и вперёд к новым открытиям.
Немного не доходя до парадных ворот в храм, называемых ромон, вырастает двойник первых ворот и даёт возможность сфотографировать ромон сквозь тори:
Сам ромон постройки 16-й века очень рельефный и живописный, почти весь оранжевого цвета, по бокам сидящие статуэтки охранников со стрелами и луками в руках, а справа и слева большие лисицы смотрят на входящих оценивающим взгядом — пускать внутрь или нет?
Меня пропустили, присмотрелся к лисам получше — у одного в пасти ключ (к знаниям?), а у второго драгоценный камень (мудрости?) Что-то мои проводники пытаются мне открыть... Загадки почти как в Гарри Поттере.
Но пока ворота отворены — вхожу на территорию бога Инари. Поворачиваюсь полюбоваться ромоном с другой стороны и сделать ещё одно фото: через врата на ворота тори. Обращаю внимание на большой размер фонарей — пригодятся вечером.
За парадным входом расположена среднего размера площадь на которой располагаются несколько храмов и церемониальных помещений. После 5 вечера все религиозные лавочки, продающие аммулеты, свечки, fortune сookies, сладости и прочее, закрыты. Это хорошо, не нужно них отвлекаться, да и посетителей намного меньше чем в дневное время. И чтобы понять каков характер этого бога Инари, я иду осмотреть небольшую боковую часовенку. На дорожке к ней установленны стенды с крючочками на корорых привешены многочисленные расписные аммулетики: одни сделаны в виде деревянных пластинок с надписями-пожеланиями и рисунками (собачки, оригами, гора, колокольчик, читатель?), другие в виде многоцветного пучка тесёмок (может символ радуги?)
Видно делается так: омылся, позвонил в колокольчик часовни, помолился, хлопнул в ладоши, бросил монетку, пошёл купил аммулет, надписал на нём пожелание (или произнёс) и подвесил на стенд, чтобы бог прочёл и оно вскоре сбылось. Хотя в религиозном этикете я не большой знаток — вот уже забыл сколько раз нужно звонить в колокольчик и хлопать: 2 или 3... Но это не суть.
Для выяснения сути заглянул внутрь часовни, на алтарь. На нём парочка сосудов и несколько символов подвешенно. Выглядит всё это красиво, занавесочка с пятилистными цветочками тоже радует взгяд, и эти же цветочки на алтарной золотой чеканке — новая загадка. Другой повторяющийся символ выглядит как кубик с двумя нисподяющими зигзагами, мне напоминает гору с водопадами, может это и есть такое их обозначение и место обитания духа природы, бога Инари.
Сбоку от часовни находятся ещё несколько «под-часовенок» мал мала меньше, но у каждой есть все атрибуты для вышеописанного ритуала (у каждой монето-сборники соответствующей пропорции). Обяснительная табличка рядом с ними только иероглифами, посему разбираться что к чему нужно по символике и со своим понимаем. Пока складывается, что Инари появляется вблизи этой горы (высота 233 метра) и покровительствует выращиванию риса (а это главный продукт древней Японии!), его посланники это лисицы (китсуни), и он/она может способствовать исполнению желаний тем кто правильно попросит. Хороший урожай риса — хороший достаток в семье, а лисы помогут откопать внутрение сокровища — что ещё человеку надо.
Более-менее вырисовывается характер Инари, но неясно пока к чему же тысячи ворот? Пойду к ним — проверю.
Чтобы пройти к ним, нужно миновать третьего близнеца — тори в противоположном от входа углу площади. Там снова встречаю двух хитрых лисыц с добычей во рту — какой-то свёрток («Ворона каркнула... сыр выпал — с ним была плутовка такова.» Крылов, хайку). На лисах уже и красные переднички одеты, к ужину подготовились!
Но не тут-то было, не так сразу. Поднявшись по ступенькам вверх оказалось это ещё не тори, а ещё один храм — хайден. Всё у японцев продумано; только с третьей попытки получаешь искомое, чтобы удостовериться что действительно это ищешь.
Храм также красив, с полукруглой крышей и разноцветными орнаментами, множеством колокольчиков и фонариков. По обеим сторонам — статуи вездесущих лисов, пора к ним привыкнуть, они здесь повсюду.
И вот появились ряды тори, их называют ещё «Сенбон тори», т.е. Тысячи тори. Как я позже прочёл их насчитывается более 10,000 — внушительно.
Эти Сенбон тори часто можно увидеть в туристических гидах и на открытках Киото, такого действительно больше нигде в мире нет, а значит уникально.
Каждые тори поставлены для исполнения пожелания или в честь уже исполненного, и имеют соответственную дарственную надпись с одной стороны. В основном такие большие ворота заказывают компании и фирмы, так как их стоимость от 400 тысяч до миллиона йен.
Солнце начало садиться и его свет стал вырисовывать геометрические решётки теней, придавая сюрреалистические мотивы проходам и изгибам внутри.
Столбы ворот поставлены плотно друг к дружке и пройти между такой «стенкой» можно только если сделан проход. Так как храмовая территория холмистая, то дорожки внутри тори то поднимаются, то опускаются вниз, разветвляются и виляют в лесу.
Если выйти в проход и посмотреть на это со стороны, а не изнутри, то открывается совершенно другая и завораживающая перспектива:
В некоторых местах ряды раздваиватся и идут параллельно. Тогда над такой развилкой можно увидеть вывеску «Пожалуйста идите правильным (правым) путём». Почему в левосторонней стране порядок движения в тори меняется на право-сторонний я так и не понял... и ходил как мне нравилось.
Вообще-то днём раньше одна молодая японочка подтвердила прочитанное мною объяснение значения ворот-тори. Они строились для того, чтобы через них боги проходили к приношениям, а простым смертным нужно в принципе обходить тори сбоку. То есть тори — для богов... Но здесь и в других японских храмах в ворота-тори проходили люди нисколько не задумываясь о цели самих ворот. Как говорится: «люди как боги».
Многие проходы открывают доступ к небольшим храмам и погостам, коих оказалось множество и самых разных типов. Вот этот например представляет собой мини коллекцию тори разных размеров:
Другой сделан из камня, но тоже в виде ворот и с фонариком:
Следующий представлет из себя молитвы высеченные на каменных плитах разной формы
и их охраняет посланник Инары:
Я обратил внимание, что все символы почитания в этом месте относятся к сугубо природным — камень, вода, дерево, цветы, лисы. Инара становилась всё понятнее. Вот набрёл на ещё один пример алтаря:
Темнело всё быстрее и быстрее, немногие оставшиеся посетители покидали ряды тори, устремляясь к выходу, назад в привычный мир.
У меня оставалось совсем немного времени до тёмной ночи, чтобы разгадать последние загадки.
Найду ли свет в конце тоннеля?
Самое время для активной медитации. Оставшиеся подсказки прямо передо мной...
Несмотря на окружающую темноту, здесь много фонарей подсвечивающих тори-туннели изнутри и все храмовые строения по ходу движения и на главной площади, поэтому дорогу назад к станции нахожу без труда. Ночью цвета сгущаются и я фотографирую храмы в обратном порядке и в новом свете:
Вот этот ярко освещённый квадратный павильон похоже предназначен для медитаций, но не уверен всем ли разрешён туда доступ или только монахам:
Полюбовавшись им снаружи, прохожу к ромону — цетральный вход так же красив ночью, как и днём!
Спасибо Фушими Инари Тайша за твоё гостеприимство, проводника и мудрость. Инари мне очень понравился и запомнился целиком, а прогулка по нему оказалась ещё намного интереснее из-за комбинации светлого и тёмного времени дня. Здесь день, начавшийся знакомством с Нарой, получил достойное и равноценное продолжение.
Предыдущие дни:
Олени и гигантский Будда
Япония - загадочная и манящая: начинаем с прекрасного Киото
Энергия воды, земли и любви
Шарм Киото
Удивительная Япония
Следите за продолжением.
- Адрес:
Fushimi Inari Shrine, Kyoto, Japan
- Дополнительная информация:
Это главный храм бога Инари в синтоизме (построен в 1499); по всей Японии существует более 32,000 храмов этого божества. Популярность установки тори выросла в период Эдо (1603-1868).
Расположен в южном Киото; добираться около 10 минут (2 станции, 140 йен) на электричке от центрально ж/д вокзала, остановка одноимённая — Inari.
Территория открыта 24 часа, вход бесплатный; в японский Новый год желательно не посещать из-за 2-3 млн. японцев приезжающих сюда совершать ритуалы.
Дорожки с рядами тори протяжённостью ок.4 км виляют по холмам вокруг горы Инари, есть озеро на полпути к вершине с которой открываются виды на Киото. - Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Киото
- 8 июл 2018, 15:35удалитьВеликолепное место! Загадки умноженные на эстетику в стиле синтоизма. Тысячи огромных тори очень впечатляют, а ночные фотографии такие яркие вышли.
Очень жаль, что я туда не поехала. - 8 июл 2018, 23:59удалитьЖалеть не надо, а взять на заметку. Инари — одно из самых выразительных мест Японии.
- 9 июл 2018, 00:09удалитьТеперь уже поздно "пить Боржоми". Бери на заметку или нет, теперь у меня олени Нары вместо лисиц Инари.
- 9 июл 2018, 00:14удалить
Rainbowнаписала 9 июля в 09:09
Теперь уже поздно "пить Боржоми". Бери на заметку или нет, теперь у меня олени Нары вместо лисиц Инари.
:)))) - 9 июл 2018, 00:15удалитьОлени vs. Лисиц = 1:1
- 8 июл 2018, 23:45удалитьАлександр, великолепный материал! Необычайно красивое и интересное место!
Положу в свою копилку, чтобы иногда пересматривать! - 9 июл 2018, 00:09удалитьЯпония даже превзошла наши ожидания, захотелось ещё раз туда поехать в недалёком будущем. Те её части "старой" самобытной культуры и традиции очень нам интересны. В своё время смотрел много японских кино, включая фильмы Акиры Куросавы — они тоже имеют свою специфику. И символика, и письменность отличаются от западной.
- 9 июл 2018, 00:10удалитьИлона, там еще в ленте есть дополнительные фото.
- 9 июл 2018, 00:14удалитьДля фотографа Инара очень яркое и много-ракурсное место, при ограниченном времени я только "по верхам" успел поснимать. Но даже то что увидел это очень впечатлило, плюс решал загадку Инари по ходу продвижения.
- 9 июл 2018, 00:03удалитьСпасибо, вот и я свои впечатления записал, чтобы позже пересматривать и вспоминать. Китсуни там очень обаятельные :)
- 9 июл 2018, 23:28удалитьСаша, браво! После этой заметки мне стал гораздо более понятен синтоизм, про который я знал до сих пор только теорию. К таким материал стоит возвращаться! Полнейшее для меня открытие значимость лис в синтоизме, насколько японцы ценят их качества.
- 10 июл 2018, 03:18удалитьКоля, для меня открытием стали буддистские храмы. Я ожидал от них другого, это после многочисленных книг по дзен буддизму и особенно рассказов о нём у Ошо — про древних мастеров дзен техник. Может я отдельную заметку об этом напишу: поо ожидаеммый и реальный религиозный мир Японии насколько я его понял. Это оказалось хорошей встряской!
- 12 июл 2018, 15:54удалитьНиколай! Мы были там днем, а ваши вечерние фото просто потрясли!
Вместе с нами храмовый комплекс осматривали толпы народу, и так хотелось ( и мы это сделали) свернуть в сторонку, в тишину покоя и размышления. Лисичка Инари подмигнула нам и указала путь...
Спасибо - 12 июл 2018, 16:30удалитьАлександр! Приношу извинения за то, что обратилась неправильно по имени, это меня так фотографии впечатлили, что даже забыла поставить лайк всему рассказу.
Пишите, делитесь впечатлениями, зовите в путь-дорогу того, кто еще там не был и дарите воспоминания тем, кто был! - 13 июл 2018, 04:03удалитьВечером посетителей было немного, поэтому получилось в нескольких местах сделать фото совсем без людей. А вообще там можно весь день провести, добраться до верха горы, обойти все погосты и храмы по пути — место уникальное.
- 14 июл 2018, 00:45удалитьКак замечательно вышло, что удалось увидеть и прочувствовать и при дневном свете, и поздно вечером, и с людьми, и почти без них!
Фотографии изумительные, а ночные — просто завораживающие!
Нет слов, Саша, как хорошо! - 14 июл 2018, 03:09удалитьБлагодарю за комментарии.
Когда мало людей то намного проще фотографировать, плюс ощущения остаются другие (если очень много народу, то большая часть энергии и внимания уходит на лавирование меж людьми, теряется острота и полнота). А вот когда немножко посетителей присутствует — это хорошо, придаёт масштаб строениям, да и интересные ракурсы можно.захватить.
Вечерняя фотосъёмка мне там самому очень понравилась — тени и краски интересные. Да, словами всё и не передать.