Голландцы говорят: “Тот, кто сидит в четырёх стенах, переживает самую трудную часть своего путешествия.” Жизнь в поисках радостных впечатлений намного проще, чем вы думаете. Вот, одно из моих последних радостных событий — путешествие в Кимрскую сказку. Итак, открываем дверь...
Кимрский краеведческий музей. Крупнейший в России музей обуви XVIII — XX веков, настоящее "башмачное царство" встречает нас весёлой ярмаркой в стиле пэчворк!
А знаете ли, какие птицы водятся в колдовских лесах Тверского края? Их можно встретить здесь. И зверушек разных...
Это диковинное место, где во всех красках раскрывается история и жизнь Кимрского района, находится в самом центре города Кимры, что на самом берегу Волги-матушки.
Кимрский краеведческий музей демонстрирует жизнь Тверской области и славного города Кимры, его обитателей ещё со времён царя Гороха. Выставочные залы оформлены искусно и живо, сотрудники здесь доброжелательные и отзывчивые.
В зале, посвящённом археологии и древнему миру, я неожиданно узнала, что в этих местах после наступления ледника 10 тысяч лет назад жили мамонты. Вот такие!
Кимрский краевед А. Суханов, внёсший колоссальную лепту в процесс изучения истории этого края, считал, что в стародавние лета в Ростово-Суздальской Руси местечко Кимры уже называлось городком, так как и упоминается в исторических летописях 1096 года.
Хоть в дошедших до нас важных документах указывается селище Кимры с середины XVI столетия, я понимаю, что территория нынешнего города и его округи были заселены гораздо раньше. И об этом свидетельствуют найденные в окрестностях Белого городка скелеты людей небольшого роста. Именно таковыми были человеческие существа, выжившие на Земле после наступления ледников.
В археологических залах музея красуются останки древних людей, раскопанных в курганных группах около деревни Плешково Кимрского района.
В Кимрах получило развитие недюжинного масштаба обувное производство. Хотя множеством промыслов занимались люди ранее на этих берегах Волги, потребность рыбаков, бурлаков, строителей барж защищать ноги от сырости сделала своё дело.
К середине XVII века обувное ремесло набирает обороты, благодаря нуждам не только местных волжан, но и столичных жителей сурового северного климата. Как ни странно, именно в Москве сапожников хороших было днём с огнём не сыскать, а в Кимрах их был избыток. И сыграли на этом кимряки. Сделали столичную знать своими первыми покупателями. Стали кимрские мастера обретать силу в новоиспечённых ремесленных артелях стольного града, да и Китай-город не обошли вниманием. Это подтверждают московские письмена 1666-1676 годов: «У Никитских ворот у вдовой попадьи Матрены жили дворцового села Кимры крестьяне Бориска Иванов, Ганка Емельянов... да с Кимр посадский человек Степка Федоров».
В другом документе мы читаем: «Да под церковью в палатке живут Кашинского уезда дворовой волости Кимры крестьяне Иванко Фролов,... Степка Васильев лет десять делают сапоги».
К концу XIX столетия всё больше покидают крестьяне свои родные деревни и осваивают трудное, но благородное башмачное дело. К тому времени более половины кимрских обывателей занималось производством обуви. По количеству занятых рабочих мест и стоимости товаров сапожное производство вышло на лидирующие рубежи среди кустарных промыслов Тверской губернии.
Кожевенная промышленность поначалу приобрела весьма рассыпчатый, точечный вид. Не сразу появились крупные фабрики. Лишь завод близ села Абрамово мог похвастаться огромным паровым котлом и сотрудниками в количестве аж 133 человек.
В четвёртом зале музея подивилась я оригинальным воспроизведением развития Кимр начала XX века.
Сапожное искусство уникального села раскрывается здесь в неповторимых произведениях скульптора И.М. Абаляева. Его работы отражают жизнь той эпохи, вносят живописный колорит в экспозицию музея. И.М. Абаляев родился в 1901 году в селе Нутрома (ныне территория Кимрского района Тверской области) в семье обыкновенного сапожника. С ранних лет ему была знакома до боли тяжелая жизнь сапожника, нехитрый быт, радости и горести. И всё это отразил скульптор в малюсеньких фигурках из дерева настолько убедительно!
В музее представлены интерьеры разных эпох и представителей разных слоёв населения, в основном 2-й половины 19 века. И они говорят о том, что народ жил здесь богато и радостно.
Обувь, посуда, одежда и фотографии начала ХХ века дают нам представление о жизни кимряков.
Здесь можно увидеть даже весьма внушительные купюры, за которые можно было купить качественную кимрскую обувь, славившуюся тогда уже на всю Россию.
В экспозиции есть и реально воссозданные картины сапожников за работой!
Ну,а мемориальный зал выдающегося советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева, родившегося в Кимрском районе — выше всяких похвал...Но его лучше увидеть своими глазами.
Приезжайте, друзья, в чудесный краеведческий музей города Кимры, открывайте новые страницы истории российской вместе со мной!