Редко отдыхаю в санаториях, из-за этого трудно привыкнуть к ритму жизни в них. Особенно, если находится оздоровительное учреждение за городом и до ближайшего населённого пункта топать и топать. До обеда процедуры, а потом полдня предоставлен самому себе, многие прогуливались по территории санатория. Когда я облазил окрестности, полюбовался красками осеннего леса, надышался живительным воздухом и разыскал близлежащие пруды и родники, то стало скучно. Многим отдыхающим было проще — привычка смотреть целыми днями в зомбоящик не изменила им на отдыхе, хозяйственные женщины собирали различные травы и боярышник, самая передовая из них насобирала целый чемодан даров леса. Вязание, икебана, шахматы, карты и вечерние танцы — полный набор для дам и джентельменов, а для сугрева имелись другие средства. Только вот беда, на территории санатория магазина не было и по воскресеньям, когда автобус отправлялся на экскурсии, ряд отдыхающих сочетали познавательное с полезным и затаривались на городском базаре Хвалынска спиртным и съестным на неделю вперёд.
В одно из воскресений нас решили свозить к роднику "Святой", оказавшийся где-то в лесах в противоположном от нас конце города. Меня всегда умиляла приписка к программе экскурсий некоторых туристических фирм — экскурсия состоится при наличии определенного числа участников, как вариация — стоимость экскурсии зависит от числа пожелавших в ней участвовать. РЦ "Пещера монаха" берет пример с передовых туристов, заранее предупреждая — экскурсия состоится при наличии не менее 15 желающих участвовать и платить. Число определено скорее всего исходя из числа сидячих мест в стареньком автобусе, которых насчитывается 26.
Для определения количества желающих во всех трёх корпусах можно было записаться в списки.Система работала, пока не дала сбой именно в тот день, когда была запланирована экскурсия на родник "Святой". Видимо оголодал народ на санаторских харчах и желудок погнал людей в экскурсионный автобус. Было время между завтраком и отправкой автобуса, наиболее дальновидны сразу же после завтрака отправились к автобусу, другие позавтракав решили полчаса отдохнуть на диванчике, а когда пришли, то оказалось, что людей многовато. А ехать стоя не очень приятное занятие, да и физически все желающие влезть в автобус не могут. Иного транспорта в выходной день в "Пещере монаха" нет. И мы показали себя во всей красе — любим поругаться, особенно если есть повод. В результате дипломатических переговоров, звонков начальству и повышенного звукового фона пришли к компромиссу. Мол автобус приедет за второй партией паломников после того, как отвезёт первую. Тут начал бастовать водитель, а наберется ли нужное количество людей на второй рейс. "Чего я буду зря бензин жечь и автобус гонять!" — волновался водитель. Уговорили и его. Только автобус собрался в путь — началась новая эпопея. Мужчина с бородкой как у Ленина, сидевший на первом ряду сидений, начал возмущаться: "А почему мы на 10 минут раньше выезжаем? У меня жена еще не подошла!". Народ начал высказываться нелицеприятно и когда, после нервного и истошного крика мужчины по сотовому телефону, появилась его жена и попыталась качать права — на неё зашикали и автобус тронулся в дальнюю дорогу. Самое смешное, что любитель пунктуальности муж и его жена, а вместе с ними еще порядка десяти человек вылезли возле базара и к роднику автобус поехал полупустой.
Мне только непонятно, когда я задерживался в Хвалынске, а пешком идти не хотелось — уставал от пешего осмотра города, то спокойно вызывал такси и доезжал за 120 рублей до санатория. Поездка на казённом автобусе обходилась туда и обратно в 80 рублей. Спокойнее и комфортнее было бы объединиться двум парам и доехать до базара за 150 рублей, провести сколько нужно времени в городе, а затем опять на такси вернуться в санаторий. Деньги те же самые, если не дешевле, но видимо стадный инстинкт срабатывает.
Потеряв оголодавших на базаре, выехали за город и минут через 20 оказались в искомом месте.
В этом месте согласно преданиям с давних пор стоял поклонный крест, а к лесному роднику шли многочисленные паломники. В материале Черемшаны. По следам старообрядцев я упоминал, что в середине XIX века иргизские старообрядцы начали перебираться в леса, окружающие Хвалынск. В 1903 году возле родника старообрядцами был устроен Сергиевский скит , который подчинялся находящемуся в Хвалынске Троицкому подворью саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря. В 1904 году в скиту был построен каменный храм с деревянной колокольней. Родник, который в народе назывался "Живоносный Источник", стал считаться святым, его вода помогала болезненным людям.. В 1928 году монастырь в Хвалынске был ликвидирован, под раздачу попал скит, где была разрушена церковь. А к роднику люди продолжали ходить.
Сейчас не зарастает народная тропа к роднику, пешие и конные на железных конях о четырёх колёсах навещают эти места.
Вместо разрушенного храма построена часовня, вернулась в родные пенаты икона Сергия Радонежского.
Над родником построен деревянный сруб с небольшим поклонным крестом под крышей.
До этого как-то не приходилось видеть родники, которые не текут самотёком, а подкачиваются насосом. Нажимаешь переключатель и вода начинает бежать тонкой струйкой.С одной стороны родника крытая купальня,
с другой кабина для обливания. В кабине никому не захотелось обливаться водой, а в купальню отправились тройка отважных женщин и с ними для сопровождения мужчина, как он любил рассказывать, занимающийся моржеванием. Остальной честной народ не рискнул.Пока мы осматривали территорию вокруг родника, наш автобус отправился в дальний путь за второй партией паломников. Было довольно-таки прохладно, ходить люди устали и начали замерзать. Развлекаться фотографированием на фоне забавных зверюшек
быстро надоело. Хорошо, что нашли работающую чайную, в которой немного отогрелись. Местному же коту холод был нипочём.Тут поспела вторая волна паломников, численностью в 7 человек. Они были ужасно довольны, ехали как короли — не теснясь, да и контролёр возле родника куда-то делась и не взяла денег за билеты. Двойное счастье... Соединившиеся курортники, одни замёрзшие, другие довольные, дружной толпой уселись в автобус, в предвкушении посещения базара.
Мой же путь только начинался, сойдя с нашего автобуса на въезде в Хвалынск, я прошёл весь город вдоль Волги, иногда петляя из стороны в сторону, чтобы увидеть очередную достопримечательность. Вот тогда и созрел в голове материал: Хвальбуны яблочного края.