2 декабря, день 32
Марракеш - Агадир
Под окнами гостиницы орали весь вечер и половину ночи. Да и утром, вообще-то, тоже. На всех языках мира. Как на дороге спишь. Завтрак здесь стоит 25 дирхамов, уже привычный французский батон, масло и джем. Кофе, как я уже выучила, бывает «нуар» и «оле»(похоже на сильно усеченное con leche). Почему-то никогда не бывает яиц на завтрак, одинаково во всем Марокко. На крошки от булки слетаются шустрые воробьи, кормлю их. Дима вчера вечером ел кебабы, по сути это шаурма. Они тут многих видов, ему дали только мясо в лаваше, без лишних выкрутасов.
Еще из лингвистических открытий: круассан в переводе означает «полумесяц», о чем я никогда не задумывалась, пока не прошла мимо вывески организации «красный полумесяц» - круассан руж. Про «мулин руж» - красную мельницу, это я раньше все же слышала :) Тем более, что «мулен» очень много было в Нидерладах. Вот такое практическое языкознание.
Ловим такси за 30 дирхамов до автостанции, показываем билеты, чтобы объяснить, куда именно. Везет нас очень далеко, на станцию перевозчика Supr@tours. По часам 15 минут до отправления, а автобуса не видно. Спрашиваем дядьку рядом, у него такой же номер на билете, говорит, что ждать точно здесь. Вскоре автобус все же приходит. Две испанки сели на наши места, объясняю, что билеты с номерами мест. Очень долго стоим на станции, кого-то ждем.
Дорога хорошая, слева снежные горы вдали. Опять не могу удержаться и фотографирую прямо через стекло и на ходу. На этот раз автобус намного новее и комфортнее. Наверно потому, что туристическое направление. Настроение от хорошей погоды опять улучшилось.
Приехали на пустой вокзал. Все пассажиры автобуса тут же куда-то разбежались. Жарко и пыльно. Таксист просит после торга 35 дирхамов. Начал с 50. Сразу узнал в нас русских. Отель Petit Suede, 5 мин до пляжа, цена за номер 300 дирхамов за 2-х, с завтраками. Есть терраса на крыше, диваны на этажах и балкон. И wi-fi, конечно. Дима тут же окапывается на балконе, а я прошлась до пляжа. Все встречные мужчины считают долгом поглазеть, а некоторые - и поговорить. Полицейские ходят в красивых белых униформах, есть и военные.
Город совсем туристический, обломалась с намерением посмотреть медину – не видно ее вокруг. Около одного из административных зданий небольшая кучка народу, в основном женщины, митингуют с плакатами. На них никто особого внимания не обращает. Дошла до набережной и пляжа. Много кафе, почти все места заняты, посетители в основном пенсионеры. Пляж широченный, с желто-серым песком. На горе виден форт, но не особо красивый. В воде никого нет, то есть не купаются. Океанский прибой, волна довольно большая.
Ужинать идем сначала на набережную, но Диме не нравится тут. Цены, говорит, неадекватные. Ладно, идем вглубь города. Нашли симпатичное маленькое кафе недалеко от отеля, всего три столика на улице и еще несколько внутри. Есть меню на русском (что, в принципе, не плюс). Хозяин в кафе узнал в нас русских. Правда, еще часто принимают за поляков. Похоже, что в сезон тут очень много соотечественников, местные наловчились различать. Счет за ужин получился уже на 200 дирхамов – тут все подороже. По улице бродят русские, тоже узнаю их, по внешнему виду, еще не слыша речь. Есть такой тип молодого русского мужчины на отдыхе… отличается от остальных :)
Как всегда, очень вкусный тажин с ягненком и черносливом. Еще мне нравится «марокканский» салат и мятный чай.
После ужина нашла магазинчик с полиграфическими сувенирами (книжки, открытки, плакаты) и интернет-кафе за 6 дирхамов в час, которое закрывается неожиданно рано, в 21-30.
3 декабря, день 33
Агадир
Завтрак на террасе отеля, на небе облака, но размазанные, дымкой. Это главная интрига пляжного отдыха: удастся ли загореть перед возвращением на родину? Позагорала на балконе, поскольку здесь можно слушать спокойно аудиокнигу (о феминизме, хе) и не отвлекаться постоянно на разговоры с местными (работниками по части туристок). Пошла погулять, хотела зайти пешком на гору с фортом, но не осилила. Нашла случайно кемпинг и магазин сувениров с фиксированными ценами. Там работает очень печальная девушка, наверно, ей не нравится идея фиксированных цен :) Прошлась к марине, вокруг которой все застроено бутиками.
Полюбовалась парусными яхтами. На одной сушат белье, по другой бегает маленький ребенок, на третьей мужик с трубкой сидит, весь покоцанный, обросший и небрежный – ромаааантика! Видела местных гламурных девушек в традиционной (то есть закрытой) но дорогой и стильной одежде на черном тонированом мерседесе. Расцеловываются в щечки с подружками и друзьями вполне по-европейски. То есть женщины востока угнетены не все поголовно, а, как и везде, в зависимости от урбанизации. В городе и среди богатых слоев населения женщины чувствуют себя вполне хорошо. А вот в бедных семьях в деревне все примерно так же, как и сотни лет назад.
Пошла гулять по пляжу, благо несколько километров можно идти спокойно и беспрепятственно. На пляже жизнь кипит: бегают дети, подростки играют в баскетбол, молодые семьи с маленькими детьми есть, и местные тоже, девушки кучками гуляют. По мокрому песку ходить очень удобно, плотный. Вода, правда, холодная, но не очень. Волна стихла, штиль.
Временами ко мне пристают с расспросами, но не самые красивые представители нации, вот что обидно. Вдоль побережья много строек, гремят чем-то. Загорающих и купающихся немного, в основном пляж используют как променад, для тусовки. Посетило полнейшее чувство счастья, не думала, что так полюблю океан. Гуляла по пляжу аж 3.5 часа. Дошла до запретной зоны, охранники свистят мне, чтобы разворачивалась. Не знаю уж, что там у них, наверно, военная база. Ездят бульдозеры, в океан со стройки сливают какую-то мутную воду. Природа здесь, конечно, не самая лучшая. Растительности почти нет. Слишком пыльно-индустриально.
Мужчины никак не могут не заговорить с гуляющей в одиночестве иностранкой, много диалогов сводится к такому: «Говоришь по-французски? – Нет! - Ну как же ты так!» Но бывают и интересно, например, спросили, марокканский ли у меня муж :) Один отжег по поводу моей национальности: «Русская? Да ладно! Русские все свалили давно!» «Русский сезон» здесь в более теплое время, а сейчас на курорте царят европейские пенсы. А я, значит, огребаю внимания от простаивающих полупрофессиональных мущщин. Правда, не одна я, европейским старушкам, например, дарят розочки, свернутые из листа пальмы. Не совсем бескорыстно, правда, в надежде на подаяние от размягченной вниманием дамы. Такую же тактику видела на Кубе. Правда, с кубинцами я быстрее тогда нашла общий язык и мне вертели пальмовых кузнечиков безвозмездно :)
Кстати, всегда было интересно, как люди по всему миру узнают про какие-то определенные фишки. У меня в коллекции уже много наблюдений на эту тему накопилось. Например, как в Латинской Америке так и в Азии в неблагополучных районах заборы «укрепляют» битым стеклом. Дети по всему миру одинаково играют с обручем (колесом), толкая его палкой. Сувениры везде одинаковые: цветастые одеяла из лоскутков, блокноты и фотоальбомы из пальмового листа, те же поделки на пляже за чаевые. И, главное, это все воспроизводит абсолютно одинаково в мельчайших деталях.
Зашла в пляжный Макдак на разведку, кофе 11 дирхамов, с молоком. На ужин сходили в то же место, что и вчера. Хозяин вспомнил, что в прошлый раз не принес мне заказанные пирожные. На одной из сувенирных лавок объявление на русском: «шьем из кожи на заказ». Да, явно очень популярное место у русских.
4 декабря, день 34
Агадир
Дима окончательно утвердился в том, что мы остаемся здесь, съездим только в Легзиру. Касабланка, Рабат и все такое прочее – в следующий раз. Надо, говорит, уже и на пляже поваляться :)
За звтраком кроме нас только американская семья с великовозрастным сыном. Солнце, +34С! Загораю на балконе, глазея на прохожих. Пошла на пляж чтобы побродить по сувенирным магазинам. Но там их не особо много. Только дошла до воды, дядя бежит общаться. Вода холодная сегодня. Дядя владеет английским, жалуется, что не любит американцев за то, что они националисты. Убежала от него в следующий магазин сувениров. Много керамики, красивая. Но цены не радуют. Какие-то туристы меряют кожаную куртку. По мне, так одежда здесь малость кустарно выглядит. Тем не менее, не смогла себе отказать, накупила много всего, в том числе и кожаные тапки (куда их носить?), получила от продавца в качестве подарка керамический стакан, «за интеллигентность» :)
Ужинать опять идем в то же место. Почему-то Дима, если есть возможность, всегда предпочитает делать одно и то же. Консерватор. Я же – наоборот. Но в данном случае, надо сказать, выбор кафе не велик. Но что-то в том, чтобы быть завсегдатаями есть, конечно. Узнают тебя, здороваются. Сегодня официанткой работает девушка (семейное кафе, похоже) и порции больше, а вот кофе наливают меньше. Сегодня опять футбольный матч, все смотрят, шумят. Но никто не пьет, только газировку.