Ко времени окончания обеда в Музее военных преступлений возле его ворот собралась приличная толпа, состоявшая в основном из представителей именно тех наций, чьи кровавые преступления обличались экспозицией. После того как первые волны американцев и австралийцев ввалились за ограждение, вошли и мы, раскошелившись на 15000 донгов каждый.
Как и в ханойском военном музее, тут была обширно представлена трофейная военная техника, отобранная у агрессора: танки, БМП, артиллерия и авиация собрались тесной компанией. Куда больше мне запомнилась выставка "Американские фоторепортёры о войне", расположенная в корпусе сразу справа от входа. Там были очень впечатляющие кадры, некоторые из которых могут шокировать, но в целом выставка довольно правдиво отображает события. Вот, например, тело вьетконговца морпехи тащат за бронетранспортёром, а вот, наоборот, лежат убитые американцы. На соседнем стенде слегка размазанное фото лаконично подписано "Медбрат делает раненому искусственное дыхание. Не помогло". Год за годом проходит мимо, и переходя из зала в зал обращаешь внимание, как постепенно позирование бравых американцев сменяется кадрами их трупов, гигантских воронок от бомб, сожжённых лесов и разгромленных деревень.
Но это ещё полбеды, поскольку в основном здании экспозиция бьёт по голове куда сильнее - там безногие, безрукие, изувеченные вьетнамцы смотрят буквально со всех стен. Вот, скажем, стоит под стеклом пулемёт M-60, и тут же представлены жертвы, мирные крестьяне, расстрелянные между делом. А уж апофеозом всего мероприятия является часовой фильм о злодеяниях США. Мы поначалу ничего худого не заподозрили и, вызнав, что в 14.00 должен начаться сеанс, смирно сидели возле телевизора до четверти третьего, пока у нас не лопнуло терпение, после чего брат нашёл смотрителя и велел тому начинать показ.
Лучше бы он этого не делал...
"Почему?" - спросите вы. Да потому что большую часть экранного времени перед зрителем проходят сцены с участием жертв применения дефолиантов. Эта дрянь повлияла даже на здоровье тех, кто её выливал с самолётов, что уж говорить про тех, на кого её выливали. Представьте, какое жуткое зрелище являет собой человек без половины головы. То есть часть лица у него нормальная, а вторая будто съехала набок, размазавшись как облитая водой акварельная картинка; ухо где-то на уровне плеча, глаз примерно там, где полагается быть рту, и так далее.