Как древняя столица Арташат стала известна истории благодаря основателю династии
Арташесидов, так и Хор Вирап сохранился в веках благодаря деятельности основателя
Армянской Церкви Григора Лусаворича (Григория Просветителя, 257-334 гг).
История о его заточении в Хор Вирапе и духовной миссии тесно связана с историей Армянского
Царства и обращением страны в христианство.
После уничтожения в Сасанидской Персии (III в) родственный клан армянского царя Хосрова
Великого, сасаниды напали на Армению, где армия Хосрова оказала им яростное
сопротивление и нанесла поражение. Впоследствии, как повествует история некий Анак,
посланный сасанидами, вероломно убил царя Хосрова.
Анак вместе с семьёй был схвачен и обезглавлен, однако, одному из его сыновей, именно
Григору, удалось бежать в Кесарию.
Единственный наследник царя Хосрова — Трдат, получивший образование в Риме, был воспитан
при царском дворе. Он владел иностранными языками, знал искусство тактики и ведения войн,
был ярым язычником и считал первохристиан политически опасной силой.
Достигнув зрелости, Трдат был назначен императором Аврелием главой римского легиона и
в 287 году изгнал сасанидов из Армении. На обратном пути в Армению он встречает Григора,
который скрывает своё происхождение, и приглашает его в свой дворец. По доносу слуг, царь
Трдат подозревает гостя в принадлежности к христианству...
В Еризе во время языческого праздника Трдат приказывает Григору возложить венок к статуе
особо почитаемой богини Анаит. Григор отказывается совершить ритуал, объявив о своей
причастности к христианству. Разгневанный Трдат, узнав об истинном происхождении Григора
(сына Анака, убившего его отца), приказывает заточить его в Хор Вирап (название в переводе
с армянского — "глубокая яма"), темницу для преступников в Арташате.
Григор провёл в яме 13 лет в мучениях и страданиях.
После этого случая, Трдат стал жестоко преследовать христиан, убивая их без жалости.
Он приказал убить дев-христианок, бежавших из Рима и искавших в Армении убежища от
преследователей. Обвинив их в распространении христианства, а на самом деле взбешённый
отказом красавицы Рипсиме стать его любовницей, Трдат жестоко казнил 37 монахинь.
Храм Святой Рипсиме. Роковая дева
Храм Святой Гаяне. Жизнь за Христа
После этого злодейства царь Трдат лишается рассудка.
Через какое-то время, сестра Трдата, Хосровадухт увидела вещий сон, что здоровье царя будет
спасено только освобождением Григора из заточения и в полном подчинении его воле.
Звартноц - храм Небесных Ангелов
В Звартноце, при всём народе, Трдат просит прощения и отпущения грехов у Григора.
Затем принимает христианство и чудесным образом избавляется от недуга.
Далее он становится таким же ярым христианином, каким был и язычником, и почти силой стал
насаждать новую религию по своей стране. Положительно влиять на него мог только Григор.
В 301 году христианство в Армении было провозглашено государственной религией.
Языческие храмы по всей стране подверглись разорению, боги низложены, золотые статуи
бывших святынь переплавлены на монеты. Новая религия была аскетичной и не требовала
пышности, поэтому на месте бывших святилищ и помпезных храмов стали возводить церкви.
Монастырь-крепость Хор Вирап, возвышается на холме древнего Арташата и относится к VII в.,
хотя известен со времён Святого Григория Просветителя, а в найденных письменах V-VI веков,
он уже упоминается как священное место.
Монастырский комплекс состоит из главной церкви Святой Аствацацин (XVII в) и небольшой
церкви Святого Геворга (VII в), которая является самым старым сооружением. Её построил
над темницей Св. Григора в 642 году, Каполикос всех армян Нерсес III Строитель.
Церковь Св. Геворга в отличие от других армянских храмов, сориентированных с востока на
запад, имеет ось север-юг, как у храма Гарни, возведённого на месте урартского языческого
храма. Отсюда предположение, что здесь ранее находилось древнее святилище.
Гарни. Праздник Вардавар продолжается!
Анализ камней использованных в качестве строительного материала для главной церкви и
крепостных стен, позволяет предполагать о существовании здесь более древнего разрушенного
храма, возможно, храма Анаит.
Анаит — в армянской мифологии богиня плодородия и материнства, мать богини любви Астхик.
Культ персидской богини Анахиты распространился в Армении в I в. до н.э.- III в. н.э.
В эти времена армяне исповедовали ту же редигию, что персы и мидийцы, и особенно почитали
Анаит, поэтому посвящали ей множество святилищ. Анаит считалась главной языческой богиней в древнеармянском государстве. Золотые и бронзовые статуи Анаит находились в
храмах по всей Армении. Облик её напоминал греческую Афродиту, есть версия, что статуи
были изготовлены греческими мастерами.
Наряду с храмом бога Аполлона (Митра), храм богини Анаит являлся одним из наиболее
важных храмов в старом городе и был богато декорирован мраморными и медными плитками,
а сокровищница полна золота и серебра.
После принятия христианства, все статуи Анаит были уничтожены, а священный культ
поклонения богине-матери трансформировался в поклонение Пресвятой Богородице.
Исследователи считают, что на месте церкви Св. Аствацацин в Хор Вирапе стоял языческий
дохристианский храм Анаит. Среди предметов найденных во время ранних раскопок, была
обнаружена голова и части статуи Анаит. Работа по праву считается шедевром, одной из
совершенных статуй того времени. Её копия находится в Историческом музее Армении в Ереване, а оригинал хранится в Британском Музее.
Молодёжный фонд Армении ходатайствует о возвращении фрагментов статуи богини Анаит
в Армению из Британского Музея. Представители фонда призвали вернуть голову и руку
бронзовой статуи Анаит, отметив, что культурно-исторические ценности должны храниться и
выставляться в той стране, где они созданы.
Согласно информации, размещённой на официальном сайте Британского Музея, голова
бронзовой статуи богини Анаит была найдена в 1872 г. в городе Садак (современная Турция).
Голова статуи была доставлена в Константинополь, а затем в Италию, где её приобрёл
коллекционер Александро Кастелани, который позднее передал экспонат Британскому Музею.
Церковь Св. Аствацацин находится в центре территории монастыря Хор Вирап и возвышается
на вершине скалы, склоны которой выдаются из-под фундамента.
По своему архитектурному решению она представляет собой купольное здание с растянутым
сводчатым залом и двумя пристройками по обе стороны алтаря.
К церкви примыкает колокольня XVII века.
Церковь Св. Аствацацин была разрушена в XIV веке Тимуром, и реконструирована в XVII веке.
К сожалению, землетрясения 1939, 1949, 1957 годов разрушили памятник Средневековья.
Последняя реконструкция 2000-2004 года была проведена к 1700-летию принятия христианства
в Армении.
Обитель живописно расположена у подножия библейской горы Арарат,
особо везучим путешественникам в исключительно ясную погоду открывается завораживающий
вид на гору, широкую Араратскую долину и Урцкий хребет.