3 материалa по 2 объектам, 21 фотография
- GPS
- Россия, Хасавюрт
Старый храм
Маршрутка из Кизляра стоит всего 200 рублей. В Хасавюрте осталась старая застройка, Так что можно погулять денек по центру города. Исторический музей закрыт на ремонт. Но для меня сделали кусок исключения. Небольшая экспозиция: оружие, национальные костюмы и музыкальные инструменты
Мечети, в основном новодельные.
Повсюду реклама хиджамы. Хиджамой именуют капиллярное кровопускание, когда кровь из мелких кожных сосудов засасывается в банку, подобную тем, которые многим из нас ставили в детстве при бронхите на спину.
При проведении капиллярного кровопускания банки ставят и на спину, и на шею, и даже на голову. Выглядит это слегка жутковато, но главное ведь — вера в успех. Банки могут быть стеклянными или пластиковыми, а для разрезов используют ножи или обычное бритвенное лезвие.
В мусульманской стороне, православным верующим, иной раз приходится тяжко. Храмы в республиках северного Кавказа, обычно обнесены массивным забором, На входе — будка с ментами. Менты проверяют паспорта незнакомых заходящих граждан. Записывают данные в толстый журнал. Среди икон, можно обнаружить список безвинно убиенных.
Переодетые сотрудники всегда присутствуют и на богослужении.
Приход в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы построен в 1903 году в неовизантийском стиле, и является крупнейшим православным храмом Северного Кавказа, памятником архитектуры начала ХХ века, православной жемчужиной Дагестана. Храм находится в самом центре города Хасавюрт, является архитектурной доминантой города. Купола и кресты собора далеко видны в окрестностях города.
Прославление древней чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы совершилось в XII веке. Это произошло во время похода сына Андрея Боголюбского Мстислава на Великий Новгород. Во время осады города тучи стрел летели в то место, где находился образ Богородицы. Одна из них попала в икону. Из святого образа потекли слезы — произошло чудо. Увидев это, святитель воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы! Царице! Ты даешь нам Знамение, что этим образом молишься пред Сыном Твоим и Богом от избавления града». У нападавших по преданию помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Враг был разбит. Икона представляет собой Богоматерь с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне Ее Божественным младенцем. На иконе остался след от стрелы, над левым оком Богоматери.
Ранее на месте собора находилась деревянная церковь. Маленькая церковь не соответствовала количеству прибывавшего населения. Православное население в Хасав-Юртовском округе в начале XX века насчитывало более 90 тысяч человек. Такая объективность требовала принятия срочных мер. 29 апреля 1901 году состоялся слободской сход Хасав-Юрта, на повестке которого основным вопросом был: определить место для постройки новой церкви. В принятом решении написано: «Как одно из мест, пригодных для постройки церкви является бульвар (сейчас ул. Тотурбиева), где ныне существует временная православная церковь». Бульвар этот, который был заложен в 1875 году с деревянной церковью, все время поддерживался интеллигентной частью слободского населения.
Данный документ, как ходатайство с приложением 274 подписей крупных собственников был направлен начальнику Терской области в город Владикавказ 5 июня 1901 года. Ходатайство было удовлетворено.
История собора неразрывно связана со строительством Владикавказской железной дороги. Значение в то время слободы Хасав-Юрта как торгово-экономического центра еще больше возросло после окончания строительства железной дороги (с 1893 – по 1897 годы). С открытием движения по железной дороге Хасав-Юрт становится не только узловым центром кумыкской плоскости, но и крупным торговым центром. Это способствовало быстрому росту населения слободы, расширению торговли, промышленно-кустарного и сельскохозяйственного производства. В слободе начали интенсивно развиваться товарно-денежные отношения, усилился приток капитала извне. Эти обстоятельства создали предпосылки для развития культуры.
Постройка собора была приурочена к 300-летию династии Романовых, которое отмечалось впоследствии в 1913 году. По вопросу начала строительства существуют разные мнения. По одним сведениям, строительство было начато в августе 1901 года в быстром темпе, по другим – в 1905 году. Строительство поручили старшему инженеру строительного управления области А. Ковалеву. Проект и чертежи подготовил заместитель начальника управления И.Рябинин. По другим данным, строительством собора руководил священник Василий (Дробышев). Он же вел закон божий в мужском двухклассном и женском одноклассном слободских училищах (ныне средней школы № 4). По ходатайству атамана Терского казачьего войска он был лишен сана священника за проповедь, осуждавшую жестокость подавления восстания в Аксае в 1907 году. Он был вынужден зарабатывать себе на хлеб, изготовляя свечи, а его жена сопровождала немые фильмы, играя на клавесине.
Строился собор на благотворительные средства жителей слободы и Хасав-Юртовского округа. Камень, кирпич, керамику заготавливали на месте. Известно, что для цементно-известкового раствора собирали куриные яйца. Несмотря на сложность и тонкость внешней архитектуры, кладочные и шлифовальные работы шли быстро, но последовательно, и к январю 1903 года возвели стены.
4 января 1903 года А.Ковалев писал начальнику управления области: «Имею честь донести вашему превосходительству, что дальнейшую постройку в слободе Хасав-Юрт православного храма без осмотра комиссии я нахожу невозможной, так как возведенные стены его осели, и в нескольких местах дали трещины».
Комиссия в составе старшего инженера области А.Ковалева, начальника Хасав-Юртовского округа барона Унгери Штернбергера, старицы слободы Носонова и четырех сторожил (М.Найденов, И.Дуков, И.Маслов, И. Кузичев) 13 марта 1903 года установила: «После исследования и осмотра храма в арках малых куполов прежде существовавшие трещины заложены связками, а другие дефекты устранены. После этого, теперь опасность не намечается».
Столь быстрое реагирование на рапорт А.Ковалева Владикавказским правительством свидетельствовало о необходимости усиления религиозной пропаганды среди православного населения. Отсюда известно о причине оперативного сооружения храма.
По причине того, что документов по строительству собора очень мало, спорным остается вопрос об открытии храма. По некоторым сведениям, торжественное открытие состоялось в январе 1905 года. По другим — первое богослужение состоялось 7 сентября 1912 года. Оно было посвящено 100-летию Бородинского сражения 1812 года.
Со слов старожилов, внутреннее оформление храма было необычайно великолепным. Он имел богатое внутреннее убранство, роспись, лепнину. Храм высотой 45 метров имеет симметричную художественную архитектуру, и представляет собой купольное сооружение, которое возвышают девять куполов в честь девяти ангельских чинов.
Во время Гражданской войны в апреле 1918 году в нем случился пожар. В то время Хасав-Юрт весь лежал в руинах.
В 1939 году храм был закрыт. С 1940 по 1943 годы помещение храма использовалось под склад ГСМ. В 1943 году очередной пожар уничтожил все внутреннее убранство, росписи храма и лепнину.
После войны в 1945 году храм был возвращен верующим и в нем возобновлены богослужения.
Долгое время после открытия в храме отсутствовал пол, люди молились на земляном полу. В храме в 50-х годах совершал богослужения, почитаемый народом старец, о. Андроник – насельник, ликвидированной безбожниками, Глинской пустыни.
В настоящее время храм переживает трудные времена. Из-за оттока русскоязычного населения из города и района, значительно сократилось число прихожан. Полностью уничтожен внутренний архитектурный ансамбль собора, вся прихрамовая территория застроена. После пожара случившегося в 1918 году так и не было восстановлено внутреннее убранство храма, о котором осталась лишь противоречивая информация от прихожан. На сегодняшний день стены величественного сооружения даже не оштукатурены.
- Адрес:
Россия, Республика Дагестан, г/о Хасавюрт, г. Хасавюрт, ул. Тотурбиева, д. 121
Дешёвый ✈️ по направлению Хасавюрт