200 километров от Дели до Харидвара мы проехали на автобусе за 6 часов. На поезде было бы быстрее, но не смогли купить билет. В эти дни Харидвар пользуется большой популярностью. Индийское правительство полагает, что пока длится Кумбх Мела, сюда приедет до 10 миллионов паломников.
Главный индуистский фестиваль Кумбх Мела проходит раз в 3 года в одном из четырёх священных городов Индии: Харидваре, Аллахабаде, Уджайне и Насике. В этот раз очередь Харидвара, небольшого города, расположенного в верховье Ганги в штате Утаранчал. Здесь ещё нет снега, как в северных штатах, но близость Гималаев уже чувствуется. По ночам прохладно, а днём моросит дождь.
Главное массовое купание в Ганге состоится на праздник Махашиваратри 12 февраля, а до тех пор проходит кавар-мела. Множество людей, в том числе из соседних штатов, приезжают в Харидвар, чтобы наполнить водой из Ганги стеклянные ёмкости, помещаемые в корзинки, закреплённые на разукрашенном цветами, лентами, блёстками и священными изображениями коромысло. Отсюда паломникам предстоит идти пешком до самого дома, даже если до него 500 километров – при этом они не могут спать дольше 4 часов в сутки и должны успеть дойти до Махашиваратри, пока вода не растеряла свою святость.
На Кумбх Мелу со всей Индии съехались садху, саньяси и всевозможные гуру. Садху – это бродячие святые, люди, посвятившие себя духовности и аскезе. У них нет семьи, детей и имущества (по крайней мере так считается). Садху постоянно перемещаются и редко проводят следующую ночь там же, где предыдущую. Исключение – Кумбх Мела. Здесь садху проведут в палаточных лагерях все четыре месяца праздника. Палаточные лагеря разбиты по акарам, религиозным школам. Каждый садху должен принадлежать к одной из таких школ, и об этом получает соответствующий документ, служащий в качестве удостоверения личности. Самыми колоритными из садху считаются наги: они принципиально не носят одежду, мажут тело пеплом, а от холода защищают себя особым только им известным рационом. Большое количество нагов в акаре укрепляет престиж школы.
Садху считаются защитниками индуистской веры, поэтому пользуются в Индии почётом и уважением. Им позволено многое. Например: не работать, разгуливать нагишом и публично курить чилом (трубку с гашишем).
Шивчанд Бхарти – садху, с которым я познакомился в лагере Джунакара, одной из старейших акар в Индии. Ему 35 лет, родом из штата Уттар Прадеш. 7 лет назад Шивчанд попал в компанию садху и сам решил стать бродячим святым. Бросил семью, отрастил дреды и теперь скитается по Индии, сопровождая своего учителя гуру махараджа (владеющего собственным храмом в городе Читракурт).
Гуру махараджи или маханты (это высокие должности в иерархии садху) – как правило, небедные люди. Бывает, что владеют «мерседесами» и загородными виллами, и не очень-то соблюдают обязательный целибат, но об этом говорить не принято, тем более на Кумбх Меле.
Кроме индийских «больших гуру» в Харидвар съехались и их западные коллеги, религиозные учителя, сделавшие себе карьеру в Европе или Америке. Например, Пилот Баба из Австрии, какая-то японская Мать или Сохам Баба (кажется из Бельгии). Последний известен ещё и тем, что принадлежит к числу агори: садху, практикующих черную магию. Об этом чуть позже, а пока стоит рассмотреть инструменты их популярности. Какие бы слухи не ходили об удивительных качествах этих «святых» учителей, постороннему человеку увидеть в них что-либо необычное затруднительно. Отсутствие чудес, которые могли бы собрать вокруг гуру толпы почитателей, компенсируется деньгами, потраченными на рекламу.
Улицы Харидвара завешены портретами прибывших на праздник «святых», да ещё таких размеров, что мог бы позавидовать даже Брежнев. Даже я, ещё до знакомства с ними, проникся невольным уважением к этим без сомнения удивительным людям, что в прочем не помешало проникнуть в мою голову крамольной мысли: а что если потратить 1000 долларов (вряд ли больше) и заказать в местной полиграфии собственный портрет с лучами вокруг головы? Много ли у меня появится почитателей? Придётся, правда, изучить Бхагават Гиту, иначе будет нечего отвечать на вопросы своих преданных. Или можно напустить на себя суровый вид и сказать что-нибудь вроде: «Ты ещё не готов. Мети пол и мой грязную посуду в моём ашраме три года, и лишь тогда я открою тебе истины!»
Наверное это преувеличение. Далеко не все садху – жулики. Но то что не все из них святые – это точно. Например, агори-садху используют весьма сомнительные практики для получения сверхъестественной силы. Вместо обычного пепла они мажут тела пеплом от сожженных человеческих трупов. Также считается, что они едят мертвых младенцев. По индийским традициям умерших младенцев не сжигают, а топят в реке или закапывают. Опытный агори по запаху может определить место подобного захоронения. Говорят, что медитирующий агори даже может «призвать» (вполне по-вампирски) ребёнка оказавшегося поблизости, потом принести его в жертву Черной Кали или Шиве-Бхайраву и призвать дух божества в собственное тело. Агори можно узнать по большому числу ожерельев из плодов рудракши, которые они надевают себе на шею. Считается, что рудракша обладает магической силой бога Шивы. Хотя сегодня подобные ожерелья носят многие – это стало частью моды в среде поддельных садху и подражающих садху иностранцев. Несмотря на их зловещую репутацию, в Индии терпимо относятся к агори. Даже обращаются к ним, как к экспертам, в случае если требуется снять порчу или сглаз.
Кстати, от сглаза почти в каждом индийском доме или лавке можно найти амулет в виде нанизанных на ниточку лайма и перцев чили. По субботам эти амулеты выкидывают и вешают новые. Именно поэтому в Индии в особенности по субботам нужно смотреть под ноги. Наступать на накопившие недельную норму порчи амулеты не рекомендуется.