После суточной тряски по лаосским дорогам, наш автобус плавно вплыл на темные улицы Ханоя. Моя мигрень усилилась до тех величин, когда английский язык начинает прятаться на задворках сознания. Я попросил парня из Манчестера организовать транспорт до ночлежки. Тот, нимало не сомневаясь, залез в первое попавшееся такси и зазвал туда же своих друзей англичан.
— Это не Таиланд и не Лаос, родной, — выговорил я ему, — здесь надо десять минут торговаться, прежде чем куда-либо лезть. А вы даже о цене не договаривались с таксистом заранее.
Испросив хлопцев, куда они едут, я выписался за ограждение автовокзала, где по моим соображениям транспорт был дешевле. Побазланив с байкером, я от усталости обозвал его желтой обезьяной, но он не обиделся, а отвез меня до геста за десятую часть цены от той, которую заплатили англичане с носа за такси.
Вписались. Мне удалось выспаться, ни смотря на пьяные оргии , продолжавшиеся повсеместно в окружающем меня пространстве. На некоторых койках дормеза, спали попарно мальчики и девочки. Некоторые так экономили 3 доллара, другие просто развлекались. Петухов не было.
Поутру, я направился к озеру, осматривая заодно и все, что попадалось. К тому же, я просто искал уединенное место для молитвы, т.к такового в нашей ночлежной клоаке не находилось. а молиться в душевой кабинке, откуда только что выпорхнула счастливая парочка было западло,
Мое внимание привлекла симпатичная пагода у дороги, в которой никого из пьяных фарангов не было и только пожилая вьетнамка наводила шмон вокруг статуи.
-Что за монумент? -вопрошал я даму
— Это наш великий вождь Ли Тхай То
— Но, судя по карте, монумент Ли, находится на другом берегу озера
— Здесь нет другого Ли Тхай То.
Я посидел немного в тиши, наслаждаясь пеньем цикад и чтением послания Римлянам. Потом пошел на другой берег и нашел другой монумент Ли тхай То, которого нет.
Ли Тхай То родился округе Кофап, в Бакзянге (ныне община Диньбанг, уезд Тышон, провинция Бакнинь). Мать происходила из рода Фам, будущий император был незаконнорождённым ребёнком — существовало несколько легенд о его рождении. Согласно официальной версии, его мать, прогуливаясь в окрестностях монастыря Тиеушон, встретилась с духом в человеческом облике, от которого она зачала ребёнка. Одна храмовая версия утверждала, что мать Ли Конг Уана понесла от семени белой обезьяны, по другой следовало, что она проживала в монастыре Тхиентам, престарелый настоятель которого случайно столкнулся с ней в темноте и таким образом девица Фам забеременела. Рождению Ли Тхай То предшествовало знамение: в павильоне монастыря Ынгтхиентам собака родила белого щенка, у которого на спине были пятна чёрной шерсти, узор которых составился в иероглифы «Сын Неба». В три года ребёнок был усыновлён буддистским наставником Ли Кхань Ваном, от которого он получил фамилию Ли.
В отрочестве он был послан на обучение в монастырь Лукто, где его наставником стал родственник Ли Кхань Вана глава буддийской сангхи Ван Хань, часто выступавший советником основателя династии Ле (980—1009) императора Ле Дай Ханя (Ле Хоан). Вскоре Ли Конг Уан поступил на службу к Ле Чунг Тонгу, одному из четырёх сыновей Ле Дай Ханя. После смерти последнего разразилась борьба за императорский престол, ставший правителем всего на три дня Ле Чунг Тонг был убит своим братом Ле Нгоа Чиеу. Летопись «Вьет Шы Лыок» сообщает: «Когда Чунг Тонг был убит Нгоа Чиеу, все высшие чиновники разбежались. Только один вуа обнимал тело и плакал». За верность Ле Нгоа Чиеу назначил Ли Конг Уана помощником воеводы столичных армий, а затем и начальником дворцовой императорской гвардии.