Штат Карнатака богат на индуистские святыни. Не менее важной чем Место рождения Лорда Шивы является местность Хампи. Потому что там он женился. Женился на красавице-богине по имени Тунгабхадра. Богиня олицетворяет одноименную реку, протекающую на севере штата Карнатака в гористой местности, покрытой огромными валунами. В эпосе «Рамаяна» эта река называлась «Пампа», а «Хампи» — это англифицированный вариант "хампе" (слова на языке каннада, произошедшего от "пампа").
Сейчас под названием Хампи имеется в виду небольшая деревня на берегу реки Тунгабхадра. Мировую известность этому месту принесли руины Виджаянагара — бывшей столицы Виджаянагарской империи. Здесь сохранилось множество памятников, некогда являвшихся частью древнего города, которые теперь входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Так как деревня Хампи расположена в самом центре руин Виджаянагара (которые, к слову, занимают свыше 40 кв. км), ее часто отождествляют с самим разрушенным городом.
Поездка в Хампи — это, несомненно, самая впечатляющая экскурсия, которую можно совершить, находясь на отдыхе в Гоа. Руины древней столицы предстают здесь какими-то фантастическими декорациями, на фоне которых течет жизнь самой настоящей индийской глубинки, мало изменившаяся с тех далеких времен. Если вы когда-нибудь мечтали переместиться на машине времени лет этак на 500 назад, вам непременно нужно посетить Хампи. Можно даже представить себя русским купцом Афанасием Никитиным, который побывал здесь во время своего легендарного «Хождения за три моря» в середине XV века, задолго до того, как португалец Васко-Да-Гама причалил первым из европейцев к берегам Индии.
Великая Виджаянагарская империя на протяжении двух веков занимала весь юг Индостана «от моря до моря». Было крупнейшим средневековым именно индуистским государством Декана (Южной Индии) в эпоху господства мусульманских монархий на значительной части Индостана. Империя, занимающая в истории Индии такое же место, как Киевская Русь у восточных славян, остаётся в тени мировой (европейской) истории.
Государство возникло в ходе борьбы индусов с мусульманским Делийским султанатом в 1336 году. Имперское могущество было достигнуто в первой половине 15 века во время правления царя Деварайа II (1422—1446), который совершил завоевательные походы в Бирму и на Цейлон.
Благодаря своим правителям, империя Виджаянагара стала местом возрождения традиционной индийской архитектуры, музыки, искусства и литературы, которые были в упадке со времён мусульманского завоевания Индии. Народ любил пышные праздники. Любят они их и до сих пор. Каждую первую неделю ноября в Хампи устраивают великолепный праздник «Hampi Utsav», во время которого все руины и памятники на территории заповедника подсвечиваются в ночи, играет традиционная музыка, проходят яркие выступления. Во славу бога Шивы, конечно же.
Население одноимённой столица блистательной Виджаянагарской империи в момент рассвета насчитывало полмиллиона человек. «Город победы» был богаче древнего Рима и превосходил население средневекового Лондона в десятки раз. На его базарах торговали на вес алмазами и шелками, дворцы были украшены золотом, в храмах проводились пышные церемонии, а правители устраивали торжественные приемы.
Столица славных правителей с великолепными храмами и дворцами за два с лишним века своей истории сублимировала созидательную человеческую энергию, наполненную победами и поражениями, любовью и интригами, в создание удивительных дворцов и храмов разных индуистский течений. При этом особенно острая борьба шла за духовную монополию между поклонниками бога Шивы и бога Вишну. Борьба двух конфессий индуизма, в конце концов, явилась главной внутренней причиной падения великой империи.
Что обеспечивало строительство великолепных дворцов и храмов империи Виджаянагар? Великолепие империи и богатства её правителей обеспечивалось трудом подданных и эффективным хозяйством. Основой экономики служили ирригация, сельское хозяйство, золотые прииски и алмазные копи, которые находились примерно в двухстах километрах на восток от столицы на реке Кришна. Эти «копи Голконды», описанные, в частности, итальянцем Марко Поло, побывавшего здесь в 1296 году.
Правители покровительствовали купцам. Торговля давала коней и слонов для армии, золото, алмазы и другие драгоценные камни для казны. Так как налоги с населения удерживались низкие, их поступления в казну были обильными. Собранные средства шли на содержание армии (1/2 часть), благотворительность и дарения храмам (1/4 часть), остальные доходы откладывались в царскую сокровищницу (золотовалютные запасы государства).
Когда на Малабарском береге обосновались португальцы, Виджаянагар заключил союз с конкистадорами и стал обладателем абсолютной монополии (так им казалось) на торговлю лошадьми на юге Индостана. Португальцы поставляли пушки и мушкеты, что позволило создать сильную имперскую армию с артиллерией и кавалерией. Но в 1565 году мусульмане нанесли индуистскому государству смертельное поражение. И не бес помощи португальцев, которые «монопольно» торговали лошадьми не только с индуистами.
Империя постоянно покушалась на земли правоверных мусульман. В 16 – 17 вв. империя боролась с Бахманидским султанатом, после распада которого объединенные мусульманские княжества (коалиция четырёх небольших султанатов) объявила Виджаянагарской империи джихад. Генеральное сражение между индусами и мусульманами состоялось 23 января 1565 года. Империи имела огромно преимущество, в битве при Таликоте только одна из её армий насчитывала 200 тысяч всадников, 100 тысяч пехотинцев и 500 слонов. Но была разбита, вожди погибли, наемники бежали. Главный министр и военачальник империи Рама Райа (фактический правитель) был пленен и обезглавлен. Вместо обороны столицы царь (махараджа) со своим двором собрал сокровища и бежал на юг, свыше пятисот слонов было нагружено золотом, алмазами, серебром и драгоценными камнями. Империя рухнула, а столица была разграблена захватчиками в течение шести месяцев. Уже через несколько лет, последний житель покинул город, бывшая блистательная столица стала местом обитания тигров и полчищ обезьян.
Место рождения царя обезьян Ханумана на горе в Хампи
На удивление после разграбления практически не пострадал храм Вирупакши, который до сих пор действует и привлекает индуистов-паломников. Храм посвящён Шиве, известному здесь под именем Вирупакша — супруга местной богини Пампы. Культ Вирупакши — Пампы, однако, не прекратился даже после разрушения города мусульманами и продолжается и по сегодняшний день. В начале XIX века храм был отреставрирован, был заново расписан потолок храма и восстановлены северная и восточная входные башни (гопуры).
Продолжение как всегда следует...