Казань постоянно входит в десятку наиболее востребованных и посещаемых туристических направлений в России. А ведь Татарстан мог стать ближней заграницей.
26 января 1920 года на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было принято решение об организации Татарской Социалистической Советской Республики и уже в конце февраля 1920 года было опубликовано положение о Татарской ССР. Предполагалось объединить районы с преобладающим татарским населением пяти губерний: Казанской, Уфимской, Самарской, Симбирской и Вятской. В результате вместо Татарской ССР была создана Татарская АССР. Впоследствии в 1922, в 1936, 1952–1953 и в 1977 рассматривалось, но не было принято предложение о преобразовании Татарской АССР в союзную республику. Наконец 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял декларацию о государственном суверенитете Татарстана, преобразовав автономную республику в «Татарскую Советскую Социалистическую Республику — Республику Татарстан». Если провозглашение произошло ранее, то республика ушла бы в автономное плавание, как это произошло со среднеазиатскими республиками и Казахстаном, когда также бывшими автономными республиками в составе РСФСР.
Столица Татарстана не могла не стать своеобразной витриной достижения татарской нации.
Известным татарам и их предкам в Казани посвящены названия улиц, различных учреждений и предприятий, установлено много памятников. Причём люди, в честь которых появились памятники различны, как по заслугам, так и по временному периоду, когда они жили. К сожалению, про часть знаменитых людей я узнал лишь после того, как побывал в Казани.
В первый вечер пребывания Казани я увидел памятник Асгату Галимзяновичичу Галимзянову (1936–2016) — человеку с неординарной и удивительной судьбой. Не его фоне постоянно фотографируются и взрослые и дети.
На следующий день я уехал в Свияжск и только через день вновь попал на улицы Казани.
Я реально обрадовался памятнику своему земляку Габдулле Тукаю (1886 — 1913).
Дело в том, что основоположник современного татарского литературного языка Габдулла Тукай прожил в городе Уральске с 9 лет до 21 года.
В квартале от сквера Тукая перед новым четырехэтажным зданием Татарского государственного гуманитарно-педагогического института был установлен 12 августа 2005 года памятник основоположнику татарской профессиональной музыки Салиху Замалетдиновичу Сайдашеву (1900–1954).
В другую сторону от сквера Габдуллы Тукая, если идти от него вдоль озера Кабан, расположен парк Тысячелетия.
Здесь обнаружился памятник Кул Гали́ (настоящее имя — Мухаммад-хаджи Гали ибн Мирхуджа) — булгарского средневекового поэта.
Жил он примерно в XII–XIII веке и погиб во время монгольского нашествия. Произведения поэта были написаны на старотатарском языке, который в дальнейшем послужил прототипом языка казанских татар.
По другую сторону озера Кабан от парка Тысячелетия находится белоснежный памятник известному российскому мусульманскому богослов и просветителю Шигабутдину Марджани (Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, 1818–1889).
После возращения из Болгара мы решили прогуляться по ночной Казани. Вот тогда обнаружили памятник Рудольфу Хаметовичу Нуриеву (1938 -1993).
А вот памятник Мусе Джалилю (1906–1944) мы увидели в последний день своего пребывания в Казани возле входа в Казанский Кремль.
Но не только памятниками известным личностям славна Казань. В различных местах города расположены куклы в национальных одеждах, с которыми так нравится фотографироваться туристам, словно приобщаясь к национальному татарскому антуражу.
Татарская национальная одежда формировалась на протяжении многих веков. Одними из атрибутов является рубаха и жилетка,
с которыми обычно носятся шаровары и ичиги.
Обычным головным убором татар являлась тюбетейка,
но порой носились и другие головные уборы, как у этой парочки воинов,
которых мы встретили на улице Баумана в первый же день пребывания в Казани.
Более солидного человека-манекена мы увидели возле интересного памятника местным Ромео и Джульетте .
Вышивка как элемент традиционной культуры была наиболее любима татарскими мастерицами. Золотое шитье получило широкое распространение среди татар с конца XVIII века. Прежде всего, это связано с «каляпушным промыслом», основной продукцией которого были вышитые золотом бархатные калфаки (татарский девичий и женский головной убор), тюбетейки и обувь.
Халаты часто были праздничной одеждой как для мужчин, так и для женщин.
Богатые татары и представители духовенства иногда шили свои халаты из парчи или других дорогих тканей.
Заканчивая рассказ про татарский колорит Казани, можно вспомнить по этому поводу шуточную песню:
«Тут и здесь мои друзья:
Все татары, кроме Я».
А в праздничных халатах можно сфотографироваться в разных местах, в том числе в музеях чая и чак-чака.