370 материалов по 154 объектам, 5 566 фотографий
- GPS
- Россия, Казань, Привокзальная площадь, 1
Сграффито «Казань — столица Советской Татарии»
Когда я приехал в Казань, то одним из первых украшений города увидел сграффито «Казань — столица Советской Татарии» .
Сграффи́то (итал. sgraffito), или граффи́то (итал. graffito — процарапанный), — техника изображения и разновидность декорирования, которая заключается в нанесении на основу, например кирпичную стену или поверхность керамического изделия, двух и более различных по цвету слоёв кроющего материала (цемента, штукатурки, ангоба) с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку. Сграффито следует отличать как от техники росписи, так и от мозаики. Толщина слоёв сграффито обычно не превышает 1 см, что для глаза почти незаметно. Столь малая рельефность не позволяет отнести эту технику и к рельефному изображению. Она вполне самобытна, относительно проста, не требует особых затрат и незаменима во влажном климате, если речь идёт о декорировании наружных стен зданий, где непригодны традиционные фресковые росписи.
Этот вид искусства появился в Италии и известен с эпохи Ренессанса (XIV век).
В России сграффито освоили в 1925 году на монументальном отделении московского ВХУТЕИНа.
Широкое распространение техника получила в СССР в начале 1960-х годов как ответ на принятие в 1955 году постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Вместо красивых зданий сталинской эпохи на улицах советских городов стали появляться безликие коробочки, не давали ничего ни уму ни сердцу.
Чтобы скрасить убожество зданий архитекторы начали привлекать художников-монументалистов, украшавших свободные от архитектурной пластики кирпичные и панельные фасады, торцы зданий. Правда темы сграффито строго отражали идеологию государства, прославляли трудовые подвиги рабочих, строителей, нефтяников, посвящались темам космонавтики, науки, дружбы народов.
Сграффито сошел в СССР на нет в начале 1980-х.
Павильон обеспечения пригородного сообщения вокзала Казани был возведён в 1967 году. Спустя почти 40 лет был полностью перестроен. Изначально проектировал вокзал Мунир Хасьянович Агишев, а проект перестройки выполнил Виталий Павлович Логинов.
При строительстве композицию «Казань — столица Советской Татарии» в 1967 году создали два художника.
Сергей Михайлович Бубеннов (1930-2005) в 1958 году переехал в Казань.
На протяжении своей творческой карьеры выступил автором множества мозаик, росписей, сграффито в интерьерах и на фасадах общественных зданий, став настоящим пионером монументального искусства в Казани.
Рустем Ахмедович Кильдибе́ков (тат. Рөстәм Әхмәт улы Килдебәков; 1934- 2023).
Виктор Кронидович Фёдоров (1940-2001).
Полное взаимопонимание с архитектором, большой размах и масштаб, синтез искусств, сочетание керамики, бетона, гальки и стекла, использование техники сграффито и мозаики (Бубеннов, Фёдоров) в сочетании с витражами (Кильдибеков) позволили создать этапное для Татарии произведение монументалистики,перекликающееся с работами французского художника Ф. Леже.
Огромное изображение татарской девушки со строго тонким лицом, чуть раскосыми глазами в обрамлении чёрных кос, представляется настоящим олицетворением, персонификацией республики. Её белый платок распластан по всей плоскости наружной стены здания в качестве схематичной карты Татарии — посреди традиционных цветов тут помещены изображения нефтехранилищ и вышек, обведённые красным контуром будто узоры народных вышивок. В нескольких местах платок рассекается вертикальными полосами узких окон-витражей, которые остроумно усиливают декоративную нарядность и цветовое решение работы. Калфак же на голове девушки украшен зелёными и голубыми плитками керамики, подобными самоцветам. Аллегорический образ сочетается с реальным и по низу сграффито протянулся полосой мозаичный силуэт Казани с фигурами юношей и девушек, рабочей смены страны, которые уверенно и спокойно вступают в жизнь под нежно-жёлтым солнцем, как бы организующим всё пространство стены.
. По оценкам критики, данная работа является не только наиболее ярким достижением коллективного труда художников, прибегших к оригинальной и сложной технике, но и одним из лучших завершённых произведений монументальной живописи второй половины 1960-х годов В ходе реконструкции вокзала в 2005 году здание было снесено, от него осталась лишь одна стена с сграффито, сбитым и затем созданным заново в качестве копии оригинальной версии.
По проекту 2004 года, предполагалось содрать полностью с торцевой стены знаменитое сграфитто «Казань — столица Советской Татарии», так как оно диссонирует с декоративной башенкой на крыше.
Гузель Фуадовна Валеева-Сулейманова (тат. Гүзәл Фуат кызы Вәлиева-Сөләйманова; род. 2 января 1952, Казань) — советский и российский учёный; доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан (2007).
Она считала, что прообразом девушки на панно была диктор местного телевидения по фамилии Хаматова
В день приезда, возвращаясь с улицы Баумана по улице Московская,45,, повстречали мурал «Творец», автор — Рустам Кубик (1986 г.р.).
Появился мурал в августе 2020 года на стене Института международных отношений Казанского федерального университета . На нём изображен татарский ремесленник, олицетворяющий силу и мудрость народа Татарстана.
Он стал подарком республике по случаю 100-летия со дня её образования от АНО «Россия — страна возможностей». Позже эта композиция получила неофициальное название «Творец».
Появление данного мурала стало предтечей международного фестиваля уличного искусства «Культурный код», который состоялся в Казани в 2021 году.
Вообще муралов на улицах Казани множество, узнал я об этом уже дома.
Значительную поддержку развитию уличного искусства оказал мэр Казани Ильсур Метшин, возглавивший город (ещё в должности главы администрации) в ноябре 2005 года (ранее, будучи главой администрации Нижнекамска, он поддерживал фестивали стрит-арта в этом городе). Именно при нём уличная живопись, развивавшаяся в нелегальных формах, стала приобретать легальный характер, постепенно трансформируясь в одно из направлений паблик-арта.
Власти Казани стали поддерживать проведение в городе различных фестивалей уличной культуры.
На улице Баумана, 35, нам повстречался мурал «Мона Лиза» ( авторы — Василий Цветков (Санкт-Петербург) и Азат Алеев(Казань).
Мурал «Мона Лиза» создан как элемент оформления торцовой стены двухэтажного здания, в котором разместился Музей удивительных экспонатов «Веришь или нет» корпорации развлечений «Big-Funny».
Повстречалось нам граффити, на одной из улиц пересекающих улицу Баумана,не доходя до главной пешеходной улицы Казани буквально пару кварталов.
Композицию «Казань — столица Советской Татарии» в 1967 году создали художники Сергей Бубеннов и Виктор Федоров. По мнению искусствоведа Гузель Валеевой-Сулеймановой, прообразом девушки на панно, которая символизирует Советскую Татарию, стала диктор местного телевидения по фамилии Хаматова, которая антропологически была похожа на казанскую татарку — с удлиненным овалом лица и тонкими чертами. К 1000-летию города здание пригородного вокзала перестроили, оставив лишь стену со сграффито, а само панно отреставрировали, потратив на него 20 тонн песка с цементом.
Павильон обеспечения пригородного сообщения вокзала Казани был возведён в 1967 году. Спустя почти 40 лет был полностью перестроен. Изначально проектировал вокзал Мунир Хасьянович Агишев, а проект перестройки выполнил Виталий Павлович Логинов.
Несколько муралов мы увидели во время прогулки по Старо-Татарской слободе в одном из двориков "Казанское подворье": бронзовые скульптуры и муралы.
Мурал «Сохраняя традиции».
На нем изображены руки старца в национальных одеяниях, держащие бронзовую чашу с горячим чаем.
Мурал "Ретроспектива Старо-Татарской слободы".
Мурал нанесён на глухую кирпичную стену XVII века и отображает историю слободы.
В левой части работы изображены ремесленники, кочевники, ложечники.
В центральной — Булак, разделяющий русскую и татарскую части Казани. В правой части — представители духовенства и минареты Апанаевской мечети и мечети Марджани.
Созданы муралы в 2013 году объединением Muralmedia. Авторы: эскиз — Дмитрий Кудинов, реализация — Василий LST.
Несколько необычно муралы выглядят, я сначала подумал, что размыло их временем, а оказывается в такой цветовой гамме и были они задуманы. Хотя время и стихии тоже потрудились.
Когда зашли в кафе, то и там не остались без красивых картинок.
Но это лишь малая часть муралов и граффити Казани, их насчитывается десятки, если не сотни. При этом ряд граффити, созданных в рамках различных фестивалей, уже нет. Недолговечен порой их век. Такая же ситуация, впрочем и в Саратове, где многое осталось лишь в виде фотографий былой красоты.
- Адрес:
Казань, Привокзальная площадь, 1
Дешёвый ✈️ по направлению Казань
- 21 мая, 20:16удалитьВсегда с интересом рассматриваю уличную живопись и даже пусть она отражает реалии времени. Спасибо, Виктор!
- 22 мая, 09:54удалить
iraldaнаписала 21 мая в 21:16
Всегда с интересом рассматриваю уличную живопись и даже пусть она отражает реалии времени. Спасибо, Виктор!
Пожалуйста, Ирина! Но не всем людям нравится. В Саратове целы баталии устраиваются порой из-за их размещения. - 29 мая, 16:46удалить
Hanyaнаписала 22 мая в 21:07
Помню-помню и муралы и сграффито
Первое, что видится при выходе с вокзала - 29 мая, 14:09удалитьМне тоже нравится уличное художество. Настроение поднимает.
- 29 мая, 16:45удалить
Maynurнаписала 29 мая в 15:09
Мне тоже нравится уличное художество. Настроение поднимает.
Можно по Казани только одни муралы и граффити выискивать и рассматривать...