Продолжаю публиковать свой свежий дневник из поездки в Китай в мае 2019
Для начала раскрою для вас значение горы Кайлас в мифологических и религиозных системах Азии, на примере буддизма:
В буддизме Ваджраяны (тантрический буддизм, распространенный в Тибете, Непале, Монголии и нек. др. регионах) распространено верование, что на горе Кайлас обитает йидам (просветленное существо символизируещее определённый буддийский метод) по имени Высшая Радость (тиб. Дэмчог, санскр. Чакрасамвара). Чакрасамвара – это излучение Будды Акшобхьи, одного из пяти Будд мудрости. Как правило, Самвара изображается с четырьмя лицами и двенадцатью руками, он синего цвета. В буддийских священных текстах Самвара появляется перед великими буддийскими учителями, чтобы передать им новые наставления.
В буддизме Хинаяны гора Кайлас – это обиталище архата Ангаджи, находящегося в состоянии вечной медитации, со свитой из пятисот Ария-пудгала. Архат Ангаджа – один из шестнадцати архатов, которых Будда Шакьямуни лично выбрал из своих учеников для защиты Дхармы. Арияпудгала – «благородный», тот, кто гарантированно станет архатом, но необязательно в этом перерождении.
В районе Кайласа множество мест, ассоциирующихся с великим буддийским проповедником Гуру Ринпоче (Падмасамбхавой). Считается, что Падмасамбхава – это один из аватаров Будды Акшобхьи. В VIII веке он прибыл в Тибет из страны Уддияны (современный северный Пакистан), чтобы проповедовать Учение Будды. Однако горные божества, лха, пытались помешать Падмасамбхаве, воплотившись в гигантского белого яка, насылающего непогоду, и огромную белую змею, превратившуюся в непроходимую горную цепь. Горная богиня превратила своё тело в две качающиеся скалы и пыталась обрушиться на Падмасамбхаву. Но, разумеется, Учитель преодолел все эти напасти.
По одной из легенд, великий йог-мистик, поэт и учитель буддизма, Миларепа Шепа Додже, живший в 11 веке, в районе Кайласа сражался со знаменитым бонским магом Наро Бён-Чангом. Сражение было ужасающим, и никто не мог добиться решающего преимущества. Наконец, маги решили, что тот из них, кто быстрее заберется на вершину Кайласа, тот и будет победителем. Воспользовавшись магическим барабаном, Наро быстро начал взбираться по склону горы, а Миларепа в это время спокойно медитировал в долине. Наконец, когда Наро был почти на вершине, Миларепа внезапно взмыл вверх, обогнав Наро. Однако Наро успел бросить горсть снега на соседнюю гору, известную как Бёнри, закрепив ее тем самым за последователями религии бон.
5 мая 2019 года
День начала коры вокруг Кайласа. День начался хорошо. Был подогреваемый матрас в номере, было очень тепло и комфортно, но всё равно утром пришлось пить цитрамон. В этот раз акклиматизация как-то проходит непонятно, несмотря на то, что времени достаточно для неё. В целом самочувствие хорошее и у большинства группы тоже плюс минус нормальное.
Пришли три портера, разделили между ними груз. Стало понятно, что обошлись бы и двумя. Ибо получилось на каждого килограмм по 10. А портер в Тибете нынче дорог, 400 юань человека-день, то есть 1200 юань (200 долларов) за три дня.
На нашем автобусе нас довезли до чекпоинта, где покупаются билеты на кору. Нас пересадили вместе с портнерами в другой автобус и за 60 юань с носа довезли до ступы Кангни в местности Тарбоче.
Место откуда можно сказать официально начинается кора вокруг Кайласа. Все были радостны, готовы идти вперёд. Я рассказал о смысле коры пожелал всем хороших впечатлений и чтобы польза была обретена от ритуального обхода вокруг горы.
..На кладбище Небесных Похорон и в первый монастырь на коре Чуку Гомпа, в котором хранится больше всего реликвий, решили не заходить, потому что на преодоление расстояние до первой ночёвки сил довольно мало. Девочки попросили их не мучить.
В монастыре Чуку всего очень много. Всё очень интересное и уникальное. Здесь хранятся реликвии от махасидха Наропы. Для всех паломников монах достал раковину, которая принадлежала Наропе, и дунул в неё для блага всех живых существ. Там же хранится медный таз, в котором Наропа заваривал чай. Также в монастыре есть особенная статуя Дхармакаи (тиб. Чёку) Амитабхи, Будды Безграничного Света. Она самопроявилась в индийской долине Спити, в озере Нака, каким-то йогином была перенесена в королевство Гуге, а оттуда исчезла и появилась в районе Кайласа. Очередной король Гуге решил вернуть статую на родину и послал за ней огромное войско, но это войско не смогло отнести статую дальше чем на километр от монастыря, такая она была тяжелая. Зато какой-то пастух шел мимо монастыря, услышал голос статуи, что ему нужно вернуть её назад. Он подумал, что не сможет отнести, поскольку целая армия не смогла, но все-таки попробовал и легко вернул её в монастырь. Также считается, что это самопроявленная мраморная статуя местного горного божества Чуку Римпоче. Отличительная особенность статуи – индийские черты лица. Джайны считают, что первоначально статуя Чуку Римпоче принадлежала им, и находилась в разрушенном джайнистском храме, находившемся некогда в районе Кайласа. Все три предмета: раковина, медный таз и статуя символизируют тело, речь и ум Наропы.
Также в монастыре хранятся 2 слоновьих бивня из шести, которые принадлежали легендарному слону с шестью бивнями, который вышел из джунглей приветствовать рождение Будды 2500 лет назад. Где оставшиеся два бивня, монахи монастыря не знают. 13 кор вокруг гомпы этого монастыря приравниваются к одной коре вокруг Кайласа. Все участники похода обычно при получении этой информации задумываются, может ну её эту Кору, вокруг храма походим и хватит)). В пещеру Миларепы, в которой я сидел медитировал в прошлый раз, теперь тоже не пускают.
Пока шли по дороге вверх, я рассказывал о значении всех гор, которые мы можем увидеть во время пути. Потому что обычный турист видит во всём окружающем пространстве только формы рельефа. Человек, который разбирается в сути коры, знает её духовный смысл, может во всех горах увидеть то или иное божество, тот или иной Будда-Аспект. Там представлены Три аспекта Долгой Жизни: Тара, Амитаюс, Виджая. Плюс король Гессер, торма Гуру Ринпоче, перед Северной стеной Кайласа по бокам от него Чинрези и Ваджрапани.
....Первые дошли довольно быстро до монастыря, как мне показалось. Поскольку сейчас не сезон, вдоль дороги не было привычных палаток с чаем, с китайской лапшой. Нас заселили в guesthouse прямо при монастыре, что очень удобно — до монастыря далеко ходить не надо.
Встретил всех, кто отставал. Большая Светлана идет очень медленно, ей очень плохо. Это как раз та Света, которая с самого начала блевала в Потале. В этой поездке всё дается очень тяжело, высота её долбит очень сильно, плюс в страну не хотели пускать.
..Дождался всех, предложил сходить прогуляться до монастыря. Они попросили передышку, поэтому пошли втроём с двумя девушками над монастырем прогуляться и нашли очень интересное место. Ещё одна пещера, вернее ретритная хижина, называется "Удивительная Пещера наделённая Блаженством — Дечен Нгоцар Пхуг", видно что там сидят до сих пор в индивидуальных длительных ретритах. Видно, потому что пещера не заброшена, ухожена, рядом с пещерой стоит здоровенная статуя Будды Самантабхадры в союзе (Кунту Зангпо Яб-Юм), со всеми интересными подробностями этого союза.
.........Виды на Кайлас от пещеры впечатляют!
..Спустились к монастырю, зашли в главную пещеру, там сидят ребята из Москвы. Я с девушкой познакомился по дороге и рассказывал ей, что, где, почему и как здесь вокруг горы происходит. Потому что и у них гид оказался совершенно некомпетентный, ничего внятного им по маршруту не рассказал. Это печалит, потому что я уже не первый раз слышу подобные истории. Местные тибетские гиды становятся всё хуже и хуже, не говоря уже о знаниях русскоговорящих китайских гидов. Хотя китайские гиды работают неплохо, стараются, просто они дают информацию со своей колокольни, со своей коммунистический точки зрения.
...Рассказал в пещере о том, что медитировали в ней все, и Миларепа, и Гоцангпа, и несколько Кармап, и Гуру Римпоче. Все Великие мастера, который только могли попасть в район Кайласа медетировали в этой пещере. Рассказал об истории пещеры, о том как мастер Гоцангпа шёл вокруг Кайласа, пытаюсь найти проход через перевалы, пытаясь возобновить маршрут коры. В непогоду ему чудесным образом помогла самка яка ("дира" по-тибетски), которая привела его в эту пещеру, отметилась своими рогами в потолке пещеры и растворилась. С тех пор, этот был наверное 12-13 век, кора стала снова популярной. А пещера с тех пор называется Дира Пхуг.
Спустились вниз, немного передохнули, и всех кто мог пойти с нами снова в монастырь повели за собой. Монастырь традиции Карма Кагью, и мы удачно попали на пуджу Махакалы. Посидели, вдохновились, а потом пошли в пещеру, вместе помедитировали на 16-го Кармапу, всем очень понравилось.
..Офигенный вид, один из лучших на Кайлас, открывается именно от монастыря, на Северное лицо Кайласа. Закат был не самый красивый, но всё равно было очень и очень впечатляюще, очень мощно. Завтра у нас самый сложный день, ранний выход, договорились выходить в 5:00 утра. В гестхаусе холодно.
...Продолжение как всегда следует...