Для начала раскрою для вас значение горы Кайлас в мифологических и религиозных системах Азии, на примере буддизма:
В буддизме Ваджраяны (тантрический буддизм, распространенный в Тибете, Непале, Монголии и нек. др. регионах) распространено верование, что на горе Кайлас обитает йидам (просветленное существо символизируещее определённый буддийский метод) по имени Высшая Радость (тиб. Дэмчог, санскр. Чакрасамвара). Чакрасамвара – это излучение Будды Акшобхьи, одного из пяти Будд мудрости. Как правило, Самвара изображается с четырьмя лицами и двенадцатью руками, он синего цвета. В буддийских священных текстах Самвара появляется перед великими буддийскими учителями, чтобы передать им новые наставления.
В буддизме Хинаяны гора Кайлас – это обиталище архата Ангаджи, находящегося в состоянии вечной медитации, со свитой из пятисот Ария-пудгала. Архат Ангаджа – один из шестнадцати архатов, которых Будда Шакьямуни лично выбрал из своих учеников для защиты Дхармы. Арияпудгала – «благородный», тот, кто гарантированно станет архатом, но необязательно в этом перерождении.
В районе Кайласа множество мест, ассоциирующихся с великим буддийским проповедником Гуру Ринпоче (Падмасамбхавой). Считается, что Падмасамбхава – это один из аватаров Будды Акшобхьи. В VIII веке он прибыл в Тибет из страны Уддияны (современный северный Пакистан), чтобы проповедовать Учение Будды. Однако горные божества, лха, пытались помешать Падмасамбхаве, воплотившись в гигантского белого яка, насылающего непогоду, и огромную белую змею, превратившуюся в непроходимую горную цепь. Горная богиня превратила своё тело в две качающиеся скалы и пыталась обрушиться на Падмасамбхаву. Но, разумеется, Учитель преодолел все эти напасти.
По одной из легенд, великий йог-мистик, поэт и учитель буддизма, Миларепа Шепа Додже, живший в 11 веке, в районе Кайласа сражался со знаменитым бонским магом Наро Бён-Чангом. Сражение было ужасающим, и никто не мог добиться решающего преимущества. Наконец, маги решили, что тот из них, кто быстрее заберется на вершину Кайласа, тот и будет победителем. Воспользовавшись магическим барабаном, Наро быстро начал взбираться по склону горы, а Миларепа в это время спокойно медитировал в долине. Наконец, когда Наро был почти на вершине, Миларепа внезапно взмыл вверх, обогнав Наро. Однако Наро успел бросить горсть снега на соседнюю гору, известную как Бёнри, закрепив ее тем самым за последователями религии бон.
Итак, вот вы добрались до Посёлок Дарчен - входные ворота на пути к Кайласу и впервые увидели вашу мечту! Не забудьте купить в единственном большом супермаркете Дарчена продукты на перекус во время дневных переходов на коре. Почти всё, что есть на витринах можно купить и по пути, но стоить это будет дороже. Стоит также познакомиться с портерами, которые понесут ваши вещи по маршруту, если вы сами не хотите или не можете их тащить. При знакомстве с портерами узнайте откуда они, если местные, то избалованные, от них лучше отказаться. Берите приезжих, они работящие.
Следующим утром можно доехать на автобусе 9 километров от поселка к официальному началу коры, а можно "для чистоты эксперимента" пройти это расстояние самим. Дорога везде угадываема, натоптана тысячью ног.
Виды в начале Коры в принципе те же, что и с горки над посёлком вчера.Где-то там на юге Гималаи и священные озера Мапам-Юмцо и Ракшас-Тал.
Вдоль тропы навалены камни исписанные буддийскими мантрами. При определённой наблюдательности первой начинаешь узнавать мантру "Ом Мани Пеме Хунг".
В какой-то момент тропа сворачивает в в нижнюю долину реки Лха-лунг (она же Божественная долина). В мае река может быть покрыта льдом и снегом, в августе она представляет собой глубокий и стремительный горный поток.
Кора официально начинается от двуногой ступы (тиб. Кангньи чёртен), вокруг которой принято обходить 3 раза.
Хотел сводить всю группу на традиционное тибетское кладбище, где проводят так называемые "небесные похороны", скармливают расчленённые трупы птицам, но туда теперь не пускают. В 2015-м году какие-то французы сфотографировали разделку трупа, за это получили люлей и разбитую камеру, все остальные паломники и туристы получили запрет на посещение процесса и места.
Если идти перейти по мосту реку, то с левой стороны расположен монастырь Чуку или Ньянри (Горная Крепость), построенный в XIII в., разрушенный во время Культурной революции и восстановленный в конце 80-х годов. Находится на высоте 4810 м. слева от маршрута буддийской коры.
Здесь хранятся реликвии от махасидха Наропы. Для всех паломников монах достал раковину, которая принадлежала Наропе, и дунул в неё для блага всех живых существ. Там же хранится медный таз, в котором Наропа заваривал чай. Также в монастыре есть особенная статуя Дхармакаи (тиб. Чёку) Амитабхи, Будды Безграничного Света. Она самопроявилась в индийской долине Спити, в озере Нака, каким-то йогином была перенесена в королевство Гуге, а оттуда исчезла и появилась в районе Кайласа. Очередной король Гуге решил вернуть статую на родину и послал за ней огромное войско, но это войско не смогло отнести статую дальше чем на километр от монастыря, такая она была тяжелая. Зато какой-то пастух шел мимо монастыря, услышал голос статуи, что ему нужно вернуть её назад. Он подумал, что не сможет отнести, поскольку целая армия не смогла, но все-таки попробовал и легко вернул её в монастырь. Также считается, что это самопроявленная мраморная статуя местного горного божества Чуку Римпоче. Отличительная особенность статуи – индийские черты лица. Джайны считают, что первоначально статуя Чуку Римпоче принадлежала им, и находилась в разрушенном джайнистском храме, находившемся некогда в районе Кайласа.
Все три предмета: раковина, медный таз и статуя символизируют тело, речь и ум Наропы.
Также в монастыре хранятся 2 слоновьих бивня из шести, которые принадлежали легендарному слону с шестью бивнями, который вышел из джунглей приветствовать рождение Будды 2500 лет назад. Где оставшиеся два бивня, монах нам рассказать не смог.
13 кор вокруг гомпы этого монастыря приравниваются к одной коре вокруг Кайласа. Все участники похода обычно при получении этой информации задумываются, может ну её эту Кору, вокруг храма походим и хватит)). В пещеру Миларепы, в которой я сидел медитировал в прошлый раз, теперь тоже не пускают.
Спустившись от монастыря в долину реки, продолжаем путь в компании паломников идущих Кору простираниями и яков несущих грузы.
Можно остановиться у гостевых палаток, съесть лапши, попить колы или чаю.
Проходя мимо Западной стены Кайласа можно увидеть отпечаток ноги (footprint) Миларепы, специальный камень, на который спиной ложатся в прогибе. Зачем ложатся, нам никто не объяснил, и что за камень такой.
Дальше по пути камень Хаягривы, который помогает бороться со страхом смерти. Бу!
Следует заметить, что с этого места почти все путешественники чувствуют усталость, большинство – симптомы горной болезни. Усталость и симптомы усиливаются по мере приближения к монастырю Дрира-пхуг, конечной точки первого дня внешней коры.
Через несколько часов похода по долине реки Лха, проходя мимо всяких красивых вершин (с левой стороны расположены т.н. Вершины ТрёхБожеств Долгой Жизни (по порядку): Белая Тара (5936м), Амитаюс (6010м) и Виджая (5938м). Замыкает этот ряд гора Гэсэр из Лина (5690м), вершина которой действительно напоминает лицо человека), доходишь до гестхауса на высоте 5100 метров напротив наиболее фотографируемой Северной стены Кайласа.
Гестхаусу в лагере 5100 сильно улучшили за последние годы. Здесь предстоит самая высокая горная ночевка в поездке. Отсюда можно подняться к Северному Лицу Кайласа. Тропа довольно крутая вначале, затем уходит в долину и идёт до ледника, по которому через трещины можно подойти под саму стену горы. Но я так ни разу и не подходил за всё время.
А на противоположном склоне расположен монастырь и пещера Дрира-пхуг традиции Карма Кагью. В этой пещере медитировали: один из учеников Будды, Гуру Ринпоче и Йеше Цогьял, Миларепа, 6-й и 10-й Кармапы, Гёцангпа Гёнпо Дордже (великий лама традиции Друкпа Кагью), который собственно и открыл маршрут Коры для людей. Ну и я семь лет назад в ней Алмазный Ум доделывал)) Монахи говорят, что сам 16-й Кармапа тоже здесь бывал.
История пещеры такова. Ранее сюда приходил Гёцангпа, чтобы открыть вход во Дворец Могущества (открыть маршрут коры). Он пришел сюда со стороны нижнего края долины Дронг, и дикая самка яка внезапно появилась перед ним. Размышляя, что это может означать, он вошел в состояние медитации и получил озарение, что дикая самка яка – это проявление Самбхогакайи Дакини. Вот почему Гёцангпа дал этой долине имя — Дронг (тиб. «дикий як»). Идя по следу самки яка на восток от нижней части медитационной пещеры, он мог видеть, куда ушла самка яка. Размышляя, куда же дальше она направится, Гёцангпа забрался на валун, где остались следы от его ног, которые видны и поныне. Затем он увидел, как самка яка растворилась в камне у входа в пещеру, оставив на этом камне след от своего рога. Вот почему этому прекрасному месту было дано имя Исчезающей Самки Яка или пещеры Рога Самки Яка (тиб. Дри ра пхуг).
На этот раз я снова посидел в пещере в медитации. Пришли бабушки-паломницы, хотел им уступить место на каменном сиденье, подвинулся, мол присаживайтесь. Они подумали, что я им показываю где очередной футпринт или какой другой след реализации буддийских мастеров, и стали головами прикладываться к сиденью, которое я нагрел своей пятой точкой. Как-то неловко вышло... Ну да ладно))
Напротив монастыря видно три горы, за которыми возвышается Кайлас: (по порядку) Ваджрапани — 5750 м., Авалокитешвара — 5675 м. и Манджушри — 5835 м. Гора Авалокитешвара кажется самой высокой, поскольку находится ближе к тропе, хотя реальная высота горы ниже стоящих рядом Ваджрапани и Манджушри. Но лучше всего смотрится сам Кайлас на закате!
После нехитрого ужина нужно заставить себя поспать, назавтра ранний подъём и самая сложная часть Коры — подъём на перевал Дролма-Ла высотой 5600м!