Самая известная пешеходная улица Каунаса и уж точно самая красивая — Laisves aleja, настоящий бульвар под липами! Ими она столь плотно засажена, что даже всюду проникающие капли дождя, не угрожали мне во время прогулки. Место тихое, зона пешеходная, и находиться там подлинное удовольствие не только для туристов, здесь и горожане очень любят собираться, и на прогулки, и на митинги! Правда последние проходят исключительно днем, ночью же здесь тихо и жить на знаменитой аллее — одно удовольствие!
Во время активной застройки города в середине XIX века, главным акцентом Нового города должна была стать респектабельная магистраль, изначально задуманная как обсаженная деревьями улица-аллея. Во время строительства в Ковно железнодорожного туннеля, город посетил цесаревич Николай Александрович и в его честь, начавший вырисовываться бульвар, нарекли Николаевским проспектом. И только с обретением Литвой независимости, улица получила свое, ласкающее ухо каждого литовца, название — аллея Свободы.
Улица длиной в 1,7 км, соединяющая старую часть города с новой, предназначена только для пешеходов. Начало и конец аллеи точно указывают на восточное и западное направления. Если смотреть на улицу со стороны Старого города, в перспективе возвышается величественная базилика,
построенная в византийском стиле, первоначальное назначение которой сомнений ни у кого не вызывает. Это – освященный в 1895 году православный собор Ковенской (Каунасской) военной крепости, построенный по проекту архитектора Константина Лимаренко.
В ходе Первой Мировой войны оккупанты приспособили собор для совершения в нем лютеранских богослужений. В 1919 году после установления молодой Литовской Республики это церковное здание православным не вернули, а преобразовали в Окружной костел св. Архангела Михаила Литовской армии. Но храм, вместимость которого составляет 1,5 тысячи человек, использовался военными как-то вяло. Эта громадина (высота ее купола лишь на одну четверть меньше высоты купола петербургского Исаакиевского собора), никак не связанная с католической архитектурной традицией, одним своим присутствием постоянно раздражала местных патриотов. Дошло до того, что в 1931 году здание даже хотели снести, пытаясь доказать, что оно не имеет художественной ценности, и только в свете того, что в Советской России происходило тотальное разрушение церквей, со сносом решили повременить…
Как католический собор православный храм использовался до 1962 года. В 1965 году в нем оборудовали светский музей – Галерею витража и скульптуры. С обретением Литвой независимости, здание в 1991 году было вновь передано католикам, в нем разместился Окружной собор Литовской армии. А в 1994 году это строение внесли в Республиканский перечень памятников архитектуры, охраняемых государством.
Войдя внутрь, очень странно видеть непривычно голые, без богатой росписи, свойственной православным храмам, стены
и странно вдыхать особенный, чисто католический дух, который психологически, подсознательно не ожидаешь встретить в здании подобной архитектуры. Я указываю этот аспект вовсе не потому, что считаю какую-либо конфессию более или менее важной, а в связи с тем, что подсознательное порой оказывает на нас гораздо больше влияния, чем нам самим хотелось бы в этом признаться.
Стоя на высоком крыльце собора, обратите внимание на строго параллелепипедную форму лип на аллее.
Примерно на середине улицы расположен фонтан — место встреч горожан и гостей города.
Еще хочется рассказать об одном памятнике, украшающим бульвар.
Имя этого человека неотъемлемо связано со зданием, рядом с которым он установлен. Это гостиница «Метрополь» (Лайсвес алея, 68), возведенная в 1899 году по проекту архитектора Николая Андреева.
В свое время «Метрополь» был визитной карточкой города. Побывать в гостиничном ресторане стремились все. Его завсегдатаями были состоятельные люди, он пользовался популярностью и у каунасской художественной элиты. По вечерам здесь пел Даниэлюс Дольскис. Он был идолом, кумиром литовской довоенной публики. В моде в те времена были сентиментальные песни в ритме танго, песни-томления о любви уходящей и приходящей, о встречах и расставаниях. Шлягером Дольскиса, его визитной карточкой, была душещипательная «Паскутинис секмаденис», сочиненная в начале 1936 года варшавским евреем с «говорящей фамилией» Петербургский. На польском она называлась «Та остатня недзеля», т.е. «То последнее воскресенье». Как известно, песня не знает границ, и в Советской России это танго было коронным номером Вадима Козина, в русском варианте оно известно как «Утомленное солнце…».
А в наши дни память о Дольскисе увековечили в бронзе. И теперь перед «Метрополем» красуется фигура, в рост, литовского шансонье с его характерным приглашающим жестом.
Сейчас здесь расположены лучшие магазины и рестораны города. Улица, вообще, очень стильная и современная. И даже местные жители, встречающиеся на ней, отличаются неповторимым стилем и изысканным вкусом.