Многие знают, что Шри-Ланка буддийская страна, что там все буддисты и президент - буддист, и ходят смотреть разные буддологические сооружения и артефакты. Однако, ещё три религии -- ислам, христианство и индуизм, представлены здесь в каждом городе своими сооружениями и последователями.
Ездить по острову и ночевать в гостиницах -- не так познавательно, как если останавливаться в гостях у местных жителей. Ночлег в буддийских монастырях был уже всеми многократно проверен (буддисты пускают на ночлег), а я решил исследовать свойства мусульманской общины.
Первым городом, куда я отправился из Коломбо, был городок Матале. В самом Коломбо свойства местных жителей пока не изучились, так как я ночевал у 57-летней тётеньки Алисон, англичанки, работавшей в местном дурдоме. Думаю, пациентов у неё предостаточно. Живя в Коломбо, поневоле сдуреешь, особенно если проживаешь вдалеке от железной дороги. Ехать час-полтора в жутких пробках в центр города на работу и обратно полтора часа или больше -- удовольствие не из высших. Сам я потратил суммарно 9 часов на свои немногочисленные добирания до тёти Алисон.
Итак, городок Матале, к северу от Канди, не очень-то туристический. В каждом городе тут имеется несколько мечетей. Узнать их местоположение несложно -- нужно спросить у любого человека с бородой и в тюбетейке. Мусульманские закусочные и магазинчики есть в любом городе, найти труда не составит. Ланкийские мусульмане (ну конечно не только мусульмане, но те в особенности) обильно обрастают бородой, в отличие от индонезийских их безбородых коллег. Итак, мечеть в Матале обнаружилась (а всего их тут штук шесть).
В мечети ланкийцы стали активно проявлять ко мне интерес, причём много было англоговорящих. Не успел я пристроиться в мечеть, как меня похитил один из её посетителей, дядька по имени Мухамед Саджад.
"Я отведу тебя к себе домой, если жена не будет против. А если она воспротивится, я поселю тебя в отель, т.к. я хозяин этого отеля", -- сказал он.
Затем он начал по телефону обрабатывать свою жену -- "Вот, путешественник, писатель из России, приведу его на ночёвку", на что жена, вероятно, отвечала -- "Нечего на ночь глядя кого попало домой таскать! Завёл себе гостиницу -- туда и веди!" Мухаммед Саджад так и сделал, и пристроил меня в гостиницу. Но пришлось подождать -- слуги хозяина около получаса старались привести номер в приличный вид, чтобы не ударить в грязь лицом перед почётным гостем хозяина. Боле-менее привели в порядок, протёрли какими-то ароматами и вписали меня, а хозяин (не дожидаясь итога) скрылся к своей строгой жене.
На следующий день я прибыл в город Канди. В поезде со мной опять возник дядя Марат (я его оправил искать вписку себе самостояльно, и он преуспел в этом). Город Канди известен среди всех стоматологов и буддистов мира тем, что в нём якобы хранится зуб Будды. Сам зуб никто не видел уже сотню лет, да и есть большие сомнения, что там есть зуб. И ещё большие сомнения, что зуб настоящий. Во всяком роде, его никому не показывают, он спрятан в десять сундучков, его охраняет сотня солдат и полицейских, а может быть и больше. Территория с "храмом зуба" окружена забором, на входе всех обыскивают, а чтобы войти в сам храм, где зуб (невидимо) присутствует, нужно ещё и деньги платить. Сам Будда в гробу ворочается, или наверное уже не ворочается, раз он в нирване находится, его совершенно не колышет, какое поклонение устроили его стоматологическому артефакту. Тем не менее, это главное "святое" место Шри-Ланки.
Центр города с зубохранилищем не представляет интереса -- зуб собрал вокруг себя продавцов, туристов, паломников, таксистов, нищих и бродяг со всей Шри-Ланки (хуже только Коломбо). Удостоверившись в туристичности места, и вновь повстречавшись и попрощавшись с дядей Маратом (он опять встретился на набережной озера!) я отправился на окраину города в поисках большой мечети, которая у меня была на карте. Скоро и обраружил её.
Большая мечеть в Канди ещё строится. Вернеее, она строится и параллельно ремонтируется, и сейчас составляет собой четырёхэтажное здание пока без отделки. Рядом ещё пара зданий -- медресе (мусульманская школа) и "офис". Я проходил мимо офиса, увидел там старца с седой бородой, что-то изучавшего в бумагах на столе. Внутри - человек сто уже, молодёжь из медресе, весёлые, разного возраста, но на вид в среднем лет по пятнадцать им. И всякие деды с бородами.
Мной, как обычно, заинтересовались. Переночевать -- нет проблем, только попросили зайти в "офис", где данные моего паспорта переписал (по-сингальски) старик с бородой, которого я уже видел. Записал в какую-то тетрадочку. После же, меня стал опекать другой старик, звали его Юсуф. Этот мудрый старик, хотя и не старый, ну лет 60-ти, стал подробно рекламировать мне вписки в разных мечетях страны. Он оказался ещё и географически подкован, и диктовал мне, куда стоит мне поехать и в какой последовательности (диктовал по буквам, как ученику в медресе), а я с удовольствием записывал. После ужина и молитвы я поставил палатку прямо в мечети, во избежание комариков, и отлично переночевал. А наутро осмотрел медресе, где учатся приехавшие из разных городов Шри-Ланки ребята.
Кстати, женских отделений в Шри-Ланкийских мечетях нету! Как и в Сирии. А в России и Индонезии - есть.
...Итак, третьим городом моего "паломничества" стала Бадудда. Ехал я туда на поезде, целый день. Со мной опять-таки ехал дядя Марат, который нашёл меня по телефону. За день (8 часов) поезд проходит около 190 километров через 45 тоннелей, поднимаясь с 500 до 1890 метров и спускаясь до 600 м. Виды красивейшие. Билет стоит меньше одного доллара, но и его не проверяют никогда, кроме момента выхода со станции. Но и там смотрят не бдительно. Виды из поезда красивейшие.
Наконец, приезжаем в Бадуллу и опять разделяемся. Поскольку уже вечереет, я уже скоро направляюсь в мечеть. Все, как и в прошлые разы, довольны, но вот для ночлега нужно взять разрешение у главного. Который очень долго молится там, в мечети. Все уже вышли, а зав.мечетью всё совершает молитву.
"Вот святой человек", -- подумал я, -- "точно захочет меня вписать!"
Наконец, зав.мечетью вышел, и собравшиеся растолковали ему мою сущность.
Оказалось, что ночевать в мечети нельзя, потому что, последовательно:
1) это очень опасно, никто не поручится за сохранность меня и моих вещей,
2) это очень холодно, я могу окоченеть в этих горах (при +20 по ночам),
3) это очень строго запрещено кем-то невидимым и недоступным.
Впрочем, я при помощи "группы поддержки" уговорил его, и начальник, поворчав, оставил меня в мечети и удалился, а местные жители и сторож мечети угостили меня съедобными веществами.
Таким образом, три раза подряд ночлег в "святых местах" удался! Спасибо мусульманской общине Шри-Ланки! Научное изучение острова продолжается.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Вот только, коллеги-путешественники, давайте не будем забывать об уважении к традициям и верованиям всех (без исключений) тех, кто так радушно принимает нас у себя в гостях!
В общем, спасибо за научное изучение Шри Ланки, так любимой мною!