Катманду

Катманду

LAT
  • 27.70663N, 85.31776E
  • Я здесь был
    Было: 162
    Хочу посетить
    3280

    293 материалa по 53 объектам,  6 936 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Hanya 463
    shanin 329
    maklai 268
    Olegon 243
     
    OlgaVar
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 20 мар 2010

    Седые крылья вездесущего дыма Пашупатинатха

     
    20 июля 2013 года||36 (23)| 50| 1003250

    В предыдущий свой приезд в Непал не нашлось времени на осмотр Катманду как хотелось бы. Поэтому впечатления о столице горной страны сложились лишь по тесным улочкам запруженного туристами Тамеля и раположенной неподалеку колоритной площади Дурбар. В этот раз хотелось наверстать упущенное и увидеть собственными глазами то, о чем так много была наслышана, — самое священное место, если верить многим источникам, откуда начинается дорога в небо.

    Таким местом для исповедующих индуизм является храм Пашупатинатх. Впрочем, это не только храм. Это и сакральное место последнего приюта для ожидающих наступления в любой момент вечности. И место погребения уже мертвых, вернее, место публичной их кремации или, проще, сожжения на виду у любопытствующих горожан и глазеющих туристов. Что же заставляет их, живых, сюда приходить...

    Комплекс Пашупатинатх
    13

    Автор: OlgaVar

    Комплекс Пашупатинатх


    Желающих приоткрыть тайну реинкарнации и прикоснуться к сакральному среди нас нашлось немного, и мы отправились вдвоем в сопровождении нашего неизменного гида по Непалу — Леночки, решившей провести своих подопечных в Пашупатинатх с черного, непарадного входа. Это давало одно преимущество – бесплатный вход в комплекс.

    Почему желание посторонних увидеть проводы в иную жизнь непальцы поставили на коммерческую основу, можно только гадать, но тем самым, как мне видится, они превратили скорбный обряд в некий театр абсурда. Ведь для того, чтобы еще живые, осознавая свою смертность, были готовы к встрече с нею без страха, вовсе не обязательно брать деньги.

    Из центра города мы прошли пешком по извилистым улочкам, не отличавшимся друг от друга ни по архитектуре, ни по санитарному состоянию. Одна такая неприметная улочка и вывела нас к веренице старинных небольших квадратных строений, увенчанных верхушками в виде колоколов. Расположенные где-то на задах комплекса, выглядели они заброшенными и немного печальными, настраивая проходящих мимо на философский лад.

    Древние храмы
    3

    Автор: OlgaVar

    Древние храмы

    Таинственный храм Пашупатинатх

    Дальше дорога стала подниматься наверх, и вскоре мы оказались на вершине какого-то холма, за которым прятался храм Пащупатинатх с отливавшей золотом медной крышей, и возник весь комплекс, окутанный дымом. Даже отсюда чувствовался его едкий запах, или это мне только чудилось.

    Храм Пашупатинатх с медно
    10

    Автор: OlgaVar

    Храм Пашупатинатх с медной крышей


    Попасть в храм, впервые упомянутый в исторических источниках 7 века, увы, нам не удастся, как предупредила Леночка. И не потому, что проникнем лазутчиками на территорию комплекса. Даже тот, кто купил билет стоимостью что-то порядка 10 долларов, не сможет посетить храм, если не является индуистом. По-видимому, доказательством приверженности индуизму является внешний облик верующего в Шиву, весьма отличающийся от облика любого туриста-европейца.

    Чтобы попасть в храм Пашу
    12

    Автор: OlgaVar

    Чтобы попасть в храм Пашупатинатх, нужно выглядеть только так


    Поэтому-то относительно современную версию храма, отстроенного в конце 17 века при короле Вирпалендре Малла, мы сможем наблюдать лишь издали, не имея права пройти через охраняемые стражником ворота на его территорию.
    Храм Пашупатинатх навсегд
    5

    Автор: OlgaVar

    Храм Пашупатинатх навсегда останется для нас тайной


    Только давящим в толпе друг друга страждущим индусам и индуистам, исчезающим в темнеющем проеме двери, суждено увидеть главную храмовую святыню – четырехглавого Шивалинга из черного камня, подаренного в 1361 году другим королем из династии Малла.

    Велико желание прикоснуть
    8

    Автор: OlgaVar

    Велико желание прикоснуться к святыням


    Место, где построен был самый первый храм Пашупатинатх, у которого стали проводить обряд кремации, выбрано не случайно, во всяком случае, так гласит древняя индуистская легенда. Как-то пастух, пасший стадо коров, заметил, что одна из его коров облюбовала холм, который постоянно изливала своим молоком. Удивился пастух и, решив разгадать загадку, попытался раскопать холм. Но излишнее любопытство, как известно, до добра не доводит. Стоило пастуху приступить к делу, чтобы осуществить задуманное, как внезапно яркий луч вырвался из-под земли и испепелил несчастного. Подхвативший пепел ветер перенес золу в реку, протекавшую рядом…

    — Мы спускаемся к реке, догоняй, или ты передумала, — послышался удалявшийся голос, отвлекший от некоторых раздумий, рожденных первыми впечатлениями от встречи с вечным…
    Нет, я не передумала идти дальше. Меня таким не смутить…

    Река жизни и смерти — Багмати

    То, что протекало внизу, называть рекой было сложно. Это была узкая, извивавшаяся змеей лента мутной воды, зеленевшей от деревьев, покрывавших высокие скалистые берега. Такой поначалу и предстала перед нами Багмати, которая считается не просто главной артерией Катманду, но священной рекой, уносящей в не менее священный Ганг не только мусор, но и тысячи прежних жизней.

    Река Багмати
    5

    Автор: OlgaVar

    Река Багмати


    Чуть дальше, протекая мимо храма Пашупатинатх, Багмати становится мрачно серой и вполне объемистой благодаря груде мешков, образующих небольшую запруду, а затем почти исчезает, обнажая зеленовато-серые полосы грязного дна.
    Загаженность измученной мусором Багмати всем известна в Непале, став уже притчей во языцах. Даже созданная общественная организация «Друзья Багмати» по очистке реки от мусора не в силах бороться со стойким пофигизмом соотечественников. О том, куда выкинуть мусор, у непальцев вопроса не возникает, и совесть не мучается. Река стерпит всё – и мертвых, им уже всё равно, и живых, не гнушающихся омыться в священных, только что принявших прах водах. Именно такой ритуал должен соблюсти ближайший родственник отправившегося в дальний, неземной путь.
    6

    Автор: OlgaVar


    Но не везде Багмати такая измученная. Свое начало река берет в 15 километрах к северо-востоку от Катманду, где она намного шире и полноводней. В отличие от многих других рек Непала её жизнь зависит не от ледниковых источников, а от количества выпадающих осадков. Самый низкий уровень воды наблюдают в Багмати с апреля по начало июня, что мы и видели этой весной. Затем начинается период муссонов, снова возвращающих к жизни задохнувшуюся от мусора реку.
    В комплекс Пашупатинатх м
    5

    Автор: OlgaVar

    В комплекс Пашупатинатх можно зайти с заднего входа

    «Дым, всё окутал дым…»

    Спустившись к обмелевшей реке и проследовав мимо площадки с королевским гхатом, законсервированным с 2001 года, когда в королевской семье случилась известная трагедия, мы оказались в толпе плотно стоявших людей, частью обмотанных белыми простынями. На их фоне оранжевое одеяние лежавшего на специальных носилках усопшего словно полыхало огнём. Вскоре настоящее пламя сольется с ним воедино и поглотит его навсегда.

    Ритуальное место для прощ
    8

    Автор: OlgaVar3

    Ритуальное место для прощания


    Услышанный рядом плач безутешной вдовы опроверг устоявшееся мнение, что индуистам совсем не присуща скорбь. Разве к смерти близких людей можно с безразличием относиться, будь ты индусом или еще каким правоверным. Они ведь никогда не вернутся из небытия….

    Помню первые впечатления от встречи с вечным в нежном возрасте, когда впервые увидела катафалк, который приняла за редкую марку машины, но особых чувств тогда не испытала — ни страха, ни волнения. Они пришли позже, в отрочестве, когда осознание того, что всё не вечно под луной и небытие коснется когда-нибудь и тебя, обожгло неокрепший мозг и хотелось стремглав бежать и бежать, чтобы только эти мысли не отравляли его. Потом, с годами, смиряешься и стараешься воспринимать смерть уже философски, особенно, когда видишь её не раз.
    ...Мы постарались поскорее миновать это место и выйти через мост на другой берег, где смешались с толпою таких же, как мы, зевак, наблюдавших за происходящим напротив.

    Для туристов удивительно
    5

    Автор: OlgaVar

    Для туристов удивительно всё — и обезьяны и традиции индуизма


    У каждого народа свои традиции в этом деле и ритуалы, но многое имеет сходство, независимо, где и как происходит. Непальский ритуал прощания одновременно сложен и прост и обязательно предусматривает омовение из кувшина водами Багмати. Здесь тут не сомневаются, что правильное исполнение ритуала и в нужной последовательности непременно скажется на достойном повторном воплощении – реинкарнации, во что так свято верят индусы.

    Не одни они, кстати. Вера в переселение душ и воплощение в новой жизни когда-то заполняла умы некоторых народов Севера, древних греков и даже наших предков — древних славян, сжигавших и развеивавших прах по реке до прихода варягов. Что-то в этом есть всех уравнивающее, и богатых, и бедных…

    Впрочем, только на первый взгляд. В укоренившейся с веками в Непале традиции не предавать кроме младенцев усопших земле постепенно сформировались обычаи, явно демонстрирующие, что и после смерти не все равны. Вернее, все равны, но кто-то равнее.

    И хотя считается, что кремирование на берегу реки Багмати – это привилегия, прижизненное разделение по кастам отразится и здесь. Одних удостоят чести быть сожженными на гхатах к северу от моста за бОльшие деньги. Другие, попроще, из низших каст, за меньшие улетят в небеса южнее, где конвейер погребальных костров горит непрерывно.

    Река Багмати в низкий сез
    5

    Автор: OlgaVar

    Река Багмати в низкий сезон


    Наступает заключительный этап с посыпанием пудрой и церемонией обноса тел несколько раз вокруг аккуратно уложенных поленниц. Их укладывают заранее определенным образом из чуть красноватых дров, специально подготовленных для этой цели. Кто-то деловито поджигает дрова, вспыхивает солома, укрывавшая оранжевое одеяние, и вот уже ощутимый носом погребальный седой дым начинает застилать всю округу.
    9

    Автор: OlgaVar


    Почему-то сразу вспомнился не Высоцкий с его «переселением душ», а слова скромной и немного грустной песни: «Дым, всё скрывает дым, где крылом седым всё окутал скорбный горький дым…».

    Реинкарнация началась… КЕМ они будут в следующей жизни...

    Реинкарнация началась
    5

    Автор: OlgaVar2

    Реинкарнация началась

    Странные обитатели Пашупатинатха

    Несколько устав от лицезрения монотонного конвейера смерти и вдыхания медленно расплывавшегося по сторонам дыма, я забрела по каким-то ступеням на широкую площадку, где краснела фигура Ганеша, слоноподобного индуистского божества мудрости и благополучия.

    По легенде таким его сделал собственный папаша – бог Шива, расположившийся по соседству с сыном, которого лишил головы в наказание. Вместо утерянной он приляпал младенцу голову на свою беду проходившего мимо слона. Может, от того Ганеш и вырос таким мудрым, как его представляют. Этот чудовищный эксперимент над собственным детищем не смог помешать приверженцам индуизма возвеличить Шиву как верховного бога, приносящего счастье, и понастроить кучу храмов в его честь.

    Папа Шива и его сын Ганеш
    5

    Автор: OlgaVar

    Папа Шива и его сын Ганеш


    За спиной послышались шорох и осторожные шлепки босых ног. Обернувшись, я увидела маленького бородатого человечка в оранжевой чалме и с торбой на веревке, такой, с какими ходят странники из древних арабских сказок.
    Сказочный странник
    9

    Автор: OlgaVar

    Сказочный странник


    Положив торбу на кирпичный пол, он важно направился в сторону божеств. Наши лица вытянулись от удивления. Если бы я не видела последовавшего за мной Рому, смотревшегося Гулливером в стране лилипутов, то восприняла бы это как сон или, на худой конец, приняла за галлюцинации, вызванные парами вездесущего дыма, доносившего свои фимиамы и сюда.
    Сказочный персонаж
    10

    Автор: OlgaVar2

    Сказочный персонаж


    Но на этом глюки не закончились. Поодаль, никого не замечая вокруг, расположился другой седобородый сказочный персонаж в черном с орнаментом халате, может, даже больше сказочный, чем первый.

    Скрестив босые ноги, он самозабвенно и несколько монотонно, нараспев, произносил какие-то мантры, вычитывая их из толстенного талмуда, лежавшего перед ним. Блестящая красная чалма с синим верхом довершала скромный наряд, делая его похожим на звездочета.

    В Пашупатинатхе водятся з
    8

    Автор: OlgaVar1

    В Пашупатинатхе водятся звездочеты и волшебники


    — Похож на звездочета, — заметил Рома. Только это он произнес, как в руках старца появились широкие палочки, которыми тот стал выбивать четкий ритм, сопровождая незатейливым аккомпанементом свои тягучие мантры.
    — А теперь на волшебника, — с этим легко было согласиться.
    – Тысяча и одна ночь, — подвели вместе итог.

    Самозванцы

    Не менее странно и колоритно выглядели и другие обитатели Пашупатинатха в оранжевых одеяниях, осторожно выглядывавшие из окон небольших храмовых построек-будочек, но в отличие от виденных на террасе смотревшиеся фальшиво.

    Экстравагантная прическа
    10

    Автор: OlgaVar1

    Экстравагантная прическа садху


    Завидев объектив фотоаппарата, они тут же укрывались в проемах или закрывали лицо рукой, не желая оставлять на память свое неповторимое изображение даром. Только денежные купюры тут же меняли суровое выражение их аляповато разукрашенных лиц на более-менее добродушное. Причем, степень добродушия зависела от номинала.
    Садху — Карабас-барабас
    12

    Автор: OlgaVar2

    Садху — Карабас-барабас


    В Непале длиннобородых седовласых старцев в ярко-оранжевых одеяниях, символизирующих отречение, с разукрашенными лицами принято называть садху – святыми людьми или странствующими йогами. Этим ничего от жизни уже не надо, ни чувственных наслаждений, ни материальных благ, ни исполнения долга. Освободившись от всего земного, они видят свою цель лишь в познании Бога. Таких, настоящих, я видела на улицах Катманду.

    Перед нами же восседали мучавшиеся от безделья крепкие мужики, некоторые явно нордической внешности. Закрадывалось сомнение в их причастности настоящим садху. Это было больше похоже на спектакль, где все — актеры, исполняющие худо-бедно заученные роли.

    Пепельный садху
    12

    Автор: OlgaVar2

    Пепельный садху


    Некоторые лица показались мне уже виденными в интернете. Так оно и оказалось. Вечером, вернувшись в отель, я села за компьютер и, набрав «Пашупатинатх», сразу получила в ответ физиономию белокурого ария с длиннющими, сплетенными в дреды волосы, ниспадающие до земли. Тут же был и его дружок, похожий на викинга, с той только разницей, что не был одет в курточку известной спортивной фирмы. А вот их сотоварища в чалме с рыжеватой бородой, чем-то похожего на оранжевого Деда Мороза, не обнаружила.
    Садху-викинг
    11

    Автор: OlgaVar1

    Садху-викинг


    Небольшие наблюдения за ними со стороны подтвердили мои догадки. Молитвам они не предавались, а лишь беззаботно болтали между собой, покуривая, как говорят, марихуану, и время от времени вскидывали пальцы вверх перед очередным любителем экзотичных лиц. которого не давит жаба поделиться с ними материальными благами.

    В комплексе я обнаружила две группы «садху», разделившие между собой территории влияния. В одной – примечательная троица, описанная выше. В другой явным лидером был интеллигентный, тоже далеко не непальской внешности мужчина, сразу учуявший мой безденежный интерес. Он демонстративно встал, закрыв своей спиной как амбразуру своих живописных друзей.

    Пришлось сменить тактику и на время удалиться, чтобы товарищи расслабились. Неожиданное мое появление из-за угла спустя какое-то время застало группу врасплох. «Интеллигент» лишь с укоризной посмотрел в кадр, потеряв дар речи от такой наглости.

    Все разные, тем и интерес
    12

    Автор: OlgaVar

    Все разные, тем и интересны

    ***
    Никаких выводов делать не буду. Решайте сами, что здесь настоящее, искреннее, а что притворство, стоило ли посещать это место и стоит ли его посетить самому, если доведется приехать в Непал. А заодно заглянуть в приют, основанный Матерью Терезой, и внести свою скромную лепту в помощь ожидающим своей очереди обездоленным.

    Но в заключение несколько слов о тех, без кого Пашупатинатх был бы не тем, чем он есть. Конечно, я о вездесущих и в сущности бескорыстных божьих созданиях — обезьянах, привыкших к постоянной суете и многолюдности. Они снуют тут и там, то вихрем проносясь перед глазами, то спокойно созерцая весь этот театр. Им одним здесь хорошо и вольготно, и даже стелющийся дым не помеха…

    Интересно, кем ОНИ были в прошлой жизни…

    11

    Автор: OlgaVar

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    39 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Катманду
    сообщить модератору
    • Leolik
      помощь
      Leolik
      в друзья
      в контакты
      С нами с 4 июн 2011
      20 июл 2013, 17:04
      удалить
      Ольга, просто шедевральная заметка. А какие интересные фотографии, абсолютно точно комментирующие Ваш рассказ.
      Массу удовольствия получила. Но обычаи у них, на наш просвещенный век, мягко говоря, странноватые!
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      20 июл 2013, 17:40
      удалить
      Leolikнаписала 20 июля в 19:04

      Ольга, просто шедевральная заметка. А какие интересные фотографии, абсолютно точно комментирующие Ваш рассказ. Массу удовольствия получила. Но обычаи у них, на наш просвещенный век, мягко говоря, странноватые!

      Спасибо, Елена, что не закидали палками :) Да, вот такие в Непале обычаи — и жизнь, и смерть, всё на виду.
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      20 июл 2013, 18:43
      удалить
      Да... Кино можно снимать — целый сценарий!...
    • maklai
      помощь
      maklai
      в друзья
      в контакты
      С нами с 8 июн 2011
      20 июл 2013, 19:03
      удалить
      Возможно, ряжеными садху.
      Любопытнейшая заметка! Здорово!
    • piksel
      помощь
      piksel
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 сен 2010
      20 июл 2013, 19:06
      удалить
      Здорово! Заметка получилась, можно сказать, о сакральном. И мысли в этом месте (даже на расстоянии при виртуальном контакте) рождаются о сакральном...
      А мне в добавок вот вспомнилась мысль А.Азимова высказанная одним из героев его романа «Неземида»:

      «Вся наша жизнь — непрерывная цепь потерь. Мы поочередно теряем свою молодость, своих родителей, свою любовь, своих друзей, здоровье и, наконец, жизнь. Стремясь избежать потерь, мы тем не менее потеряем все это, но, кроме того, лишимся покоя и самообладания.» (:
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      20 июл 2013, 19:35
      удалить
      ksushashaнаписала 20 июля в 20:43

      Да... Кино можно снимать — целый сценарий!...

      Да, я долго обдумывала эту заметку, не скрою. Разбивать на мелкие заметки не хотелось, цельность тогда теряется.
      maklaiнаписал 20 июля в 21:03

      Возможно, ряжеными садху. Любопытнейшая заметка! Здорово!

      Тогда получается, что ряженных было немеряно. Там этих обезьянок – в разы больше. Забавные создания.
      pikselнаписал 20 июля в 21:06

      … А мне в добавок вот вспомнилась мысль А.Азимова высказанная одним из героев его романа «Неземида»: «Вся наша жизнь — непрерывная цепь потерь. Мы поочередно теряем свою молодость, своих родителей, свою любовь, своих друзей, здоровье и, наконец, жизнь. Стремясь избежать потерь, мы, тем не менее, потеряем все это, но, кроме того, лишимся покоя и самообладания.»(:

      Философская мысль. Древние тоже любили пофилософствовать: «Я умираю каждый момент времени… с каждой быстротечной секундой моя жизнь увядает и её нельзя вернуть». Вообще такое место не грех посетить. Мне кажется, непальцы специально допускают всех желающих, чтобы те как раз и не теряли покой и самообладание.
    • piksel
      помощь
      piksel
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 сен 2010
      20 июл 2013, 20:03
      удалить
      OlgaVarнаписала 20 июля в 16:35


      Философская мысль. Древние тоже любили пофилософствовать: «Я умираю каждый момент времени… с каждой быстротечной секундой моя жизнь увядает и её нельзя вернуть». Вообще такое место не грех посетить. Мне кажется, непальцы специально допускают всех желающих, чтобы те как раз и не теряли покой и самообладание.


      Древние знали, что говорили...
    • tata3581
      помощь
      tata3581
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 фев 2011
      20 июл 2013, 20:42
      удалить
      Оля, очень, очень интересная заметка!!! Да, а любопытство наверно, иногда может испепелить....
    • ivankutchin
      помощь
      ivankutchin
      в друзья
      в контакты
      С нами с 18 сен 2011
      20 июл 2013, 22:06
      удалить
      Какое-то смешанное чувство. Интересно, с одной стороны, а с другой как-то все слишком уж ортодоксально. Да и реку во что превратили...
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      20 июл 2013, 22:20
      удалить
      tata3581написала 20 июля в 22:42

      Оля, очень, очень интересная заметка!!! Да, а любопытство наверно, иногда может испепелить....

      Именно этого я и хотела, чтобы было интересно читать. А уж насколько получилось, судить вам. Спасибо, Таня. А что касается любопытства – да надо с умом свое любопытство использовать. Вот мы все очень даже любопытны! Иначе бы и писать было нечего.
      ivankutchinнаписал 21 июля в 00:06

      Какое-то смешанное чувство. Интересно, с одной стороны, а с другой как-то все слишком уж ортодоксально. Да и реку во что превратили...

      Онищенко на них нет! Смотрите, Иван, на это проще. Это вам не Европа. Азия почти вся такая.
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      21 июл 2013, 12:13
      удалить
      Чего только мужики не придумают, лишь бы ничего не делать:))

      Ольга, потрясающая заметка!!!!
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      21 июл 2013, 13:40
      удалить
      Norisfoxнаписала 21 июля в 14:13

      Чего только мужики не придумают, лишь бы ничего не делать:)) Ольга, потрясающая заметка!!!!

      Есть такой момент. Единственное, что оправдывает этих бездельников, без них в Пашупатинатхе было бы совсем печально, однообразно и неуютно. Было поначалу такое неловкое чувство, будто завалился бес спросу на чужие похороны. А оказалось, что им всем всё равно, кто и зачем тут бродит. Спасибо, Лена, за последнюю фразу. Надеюсь, она искренняя.
    • chedty
      помощь
      chedty
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2012
      21 июл 2013, 15:54
      удалить
      Всегда интересно читать про то что полностью отличается от нашего традиционного образа жизни. Спасибо большое.
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      21 июл 2013, 18:32
      удалить
      chedtyнаписал 21 июля в 17:54

      Всегда интересно читать про то что полностью отличается от нашего традиционного образа жизни. Спасибо большое.

      А смотреть вживую еще интересней!
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      21 июл 2013, 19:12
      удалить
      Ольга, интересный храм, фотографии и текст. Все складывается в единую картинку. С удовольствием прочитал. И все-таки мне непонятно одно — садху это явление только из индуизма? то есть садху отрекаясь от всего передает себя в руки большого количества индуистских богов? или садху существуют и в других религиозных течениях в Индии?
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      21 июл 2013, 19:40
      удалить
      Donnicoнаписал 21 июля в 21:12

      Ольга, интересный храм, фотографии и текст. Все складывается в единую картинку. С удовольствием прочитал. И все-таки мне непонятно одно — садху это явление только из индуизма? то есть садху отрекаясь от всего передает себя в руки большого количества индуистских богов? или садху существуют и в других религиозных течениях в Индии?

      Прям как на экзамене. Да, Николай, мне тоже многое непонятно в этом индуизме, тем более, как его интерпретируют в Непале (я-то ведь там была, а не в Индии! Об Индии лучше спрашивать у Томи-Алекса). Честно говоря, у меня не было цели досконально изучить жизнь садху или разобраться в лабиринтах индуизма. Не это ведь главное. Просто рассказала и показала то, с чем сама столкнулась, и что самой показалось интересным. Так что не обессудьте за неполноту, неглубину и ненаучность рассказа. Но насколько приходилось читать, понятие садху (переводится как добродетельный человек) применяются к личностям, отрекшимся от мира сего и сосредоточенным на духовных практиках. Так что можно смело провести аналогию с черными монахами в православии. Те тоже передают себя богу и наслаждаются духовностью. Насчет того, одному или всем скопом передает себя садху, лучше, наверное, самому заглянуть в Википедию. Боюсь, могу запутать вас своими ироничными предположениями.
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      21 июл 2013, 19:46
      удалить
      Ольга, не проблема совсем, в конечном итоге я просто написал те вопросы которые возникли у меня самого. Я был несколько раз в тех краях, а пробелы остаются. Научность понятие относительное, мне гораздо более интересно ваше индивидуальное восприятие этих материй. Я насколько понимаю садху присутствует во многих течениях в Индии, но почему эти конкретные садху выбрали индуистский храм мне непонятно. возможно за неимением другого или им это не так важно. А возможно это не настоящие садху... а коммерческие, все возможно ))
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      21 июл 2013, 20:05
      удалить
      Donnicoнаписал 21 июля в 21:46

      Ольга, не проблема совсем, в конечном итоге я просто написал те вопросы которые возникли у меня самого. Я был несколько раз в тех краях, а пробелы остаются. Научность понятие относительное, мне гораздо более интересно ваше индивидуальное восприятие этих материй. Я насколько понимаю садху присутствует во многих течениях в Индии, но почему эти конкретные садху выбрали индуистский храм мне непонятно. возможно за неимением другого или им это не так важно. А возможно это не настоящие садху... а коммерческие, все возможно ))

      Всего знать, Николай, невозможно, поэтому пробелы у нас у всех есть. И ничего страшного в этом нет. Недаром Сократ говорил:"Я знаю, что ничего не знаю". Мне как-то интересней услышать ваш комментарий, ваши размышления по поводу, чем кучу вопросов, как на экзамене, на которые и сами приверженцы индуизма вряд ли ответят одинаково. Эти садхи, которых видела в Пашупатинатхе, выбрали этот храм, вернее, место напротив храма на другом берегу (!), что уже само по себе о многом говорит, по одной причине — там много денежных туристов, которых в сам храм не пускают. А то, что они приодетые самозванцы — у меня сомнений нет, как их не назови, коммерческими ли, или еще какими. Такие же ряженные сидят на площади Дурбар. А вот настоящие садху просто бродят по улицам Катманду.
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      21 июл 2013, 20:27
      удалить
      OlgaVarнаписала 21 июля в 18:05

      Всего знать, Николай, невозможно, поэтому пробелы у нас у всех есть. И ничего страшного в этом нет. Недаром Сократ говорил:"Я знаю, что ничего не знаю". Мне как-то интересней услышать ваш комментарий, ваши размышления по поводу, чем кучу вопросов, как на экзамене, на которые и сами приверженцы индуизма вряд ли ответят одинаково. Эти садхи, которых видела в Пашупатинатхе, выбрали этот храм, вернее, место напротив храма на другом берегу (!), что уже само по себе о многом говорит, по одной причине — там много денежных туристов, которых в сам храм не пускают. А то, что они приодетые самозванцы — у меня сомнений нет, как их не назови, коммерческими ли, или еще какими. Такие же ряженные сидят на площади Дурбар. А вот настоящие садху просто бродят по улицам Катманду.

      абсолютно. Мой комментарий в виде вопросов скорее был удивлением по поводу увиденного. Теперь кстати понимаю что отчасти это было вызвано наличием садху с европейскими чертами лица. уж очень сильна несостыковка между увиденным и образом садху в моем восприятии.
    • shamrovaleksey
      помощь
      shamrovaleksey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 июл 2011
      21 июл 2013, 20:33
      удалить
      Спасибо Вам за мужество и любопытство!
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      21 июл 2013, 20:53
      удалить
      Donnicoнаписал 21 июля в 22:27

      абсолютно. Мой комментарий в виде вопросов скорее был удивлением по поводу увиденного. Теперь кстати понимаю, что отчасти это было вызвано наличием садху с европейскими чертами лица. уж очень сильна несостыковка между увиденным и образом садху в моем восприятии.

      Вот в этом-то вся соль относительно этих "садху". Значит, мне не показалось, что у них не непальская внешность, действительно, скорее европеоидная. Поэтому я и позволила себе в заметке некоторое разоблачение и ироничное отношение. Я вот сейчас жалею, что худо-бедно не задала им вопрос, откуда они прибыли из своих странствий и какому богу молятся. Но судя по тому, что я видела их на фото других туристов в интернете, размещенных далеко не в 2013 году, они там окопались основательно и никуда не странствуют. Так что их всерьез принимать не следует. У меня есть пару фоток садху с улиц, как-нибудь размещу в какой-нибудь заметке, так сразу будут видны отличия. Спасибо, Николай, за дискуссию.
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      21 июл 2013, 21:21
      удалить
      shamrovalekseyнаписал 21 июля в 22:33

      Спасибо Вам за мужество и любопытство!

      С любопытством, пожалуй, соглашусь, я, как любопытная Варвара, всюду там свой нос совала, куда можно было. А вот мужество мне там не пригодилось, я к таким вещам отношусь вполне спокойно, много трупов и не таких красивых приходилось раньше видеть в силу профессии. Мне скорее мужество понадобилось в горах.
    • maklai
      помощь
      maklai
      в друзья
      в контакты
      С нами с 8 июн 2011
      21 июл 2013, 22:53
      удалить
      Тогда получается, что ряженных было немеряно. Там этих обезьянок – в разы больше. Забавные создания.

      Рискну предположить, что оно так и есть.
    • Tomi-Aleks
      помощь
      Tomi-Aleks
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 авг 2012
      22 июл 2013, 01:40
      удалить
      Прекрасно!!!!!!!!!!!!
    • alex_cherny
      помощь
      alex_cherny
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 сен 2012
      22 июл 2013, 13:52
      удалить
      OlgaVarнаписала 22 июля в 04:05

      Всего знать, Николай, невозможно, поэтому пробелы у нас у всех есть. И ничего страшного в этом нет. Недаром Сократ говорил:"Я знаю, что ничего не знаю". Мне как-то интересней услышать ваш комментарий, ваши размышления по поводу, чем кучу вопросов, как на экзамене, на которые и сами приверженцы индуизма вряд ли ответят одинаково. Эти садхи, которых видела в Пашупатинатхе, выбрали этот храм, вернее, место напротив храма на другом берегу (!), что уже само по себе о многом говорит, по одной причине — там много денежных туристов, которых в сам храм не пускают. А то, что они приодетые самозванцы — у меня сомнений нет, как их не назови, коммерческими ли, или еще какими. Такие же ряженные сидят на площади Дурбар. А вот настоящие садху просто бродят по улицам Катманду.


      А что, их не гоняют местные религиозные авторитеты, духовную власть которых они могут опорочить стяжательством?Или тем все равно?
    • alex_cherny
      помощь
      alex_cherny
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 сен 2012
      22 июл 2013, 13:53
      удалить
      замечательный текст и снимки, и покопались еще, чтобы нам на блюдечке поднести. Спасибо, очень интересно!
    • 16LARA
      помощь
      16LARA
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 авг 2012
      22 июл 2013, 18:55
      удалить
      Спасибо за интересный рассказ, всегда интересен личный взгляд. Видела также и фильм об этом месте. Теперь еще более убеждена, что это не для меня.
      И есть у меня вопрос, может быть кто-то знает. Будучи этим летом в Швейцарии,встречала многочисленные группы индусов, на вопрос почему это страна так популярна у них, гид ответила, что они получили разрешение на захоронение в реке Рейн (предполагаю что по своему этому обычаю с сожжением, как же иначе), квота на эти дела — 7 человек в год. Потом разговор перешел на другую тему и ничего более мне известно. Вопрос — в какого перепугу им дают это делать ТАМ? Вероятно потом с какой-то периодичностью приезжают на поминки — туризм такой похоронный.
      Сейчас меня осенило, а может быть это и есть причина — деньги в страну?
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      22 июл 2013, 20:30
      удалить
      Tomi-Aleksнаписал 22 июля в 03:40

      Прекрасно!!!!!!!!!!!!

      Надеюсь, Александр, эта краткая реплика относится к содержанию и, возможно, фотографиям, а не сути происходящего на гхатах. Иначе другие не поймут :)
      alex_chernyнаписал 22 июля в 15:53

      замечательный текст и снимки, и покопались еще, чтобы нам на блюдечке поднести. Спасибо, очень интересно! А что, их не гоняют местные религиозные авторитеты, духовную власть которых они могут опорочить стяжательством? Или тем все равно?

      Спасибо, про их нравы в таком деликатном деле тоже нужно знать, а как у них. Да, никто там никого не гоняет, и как таковой духовной власти по аналогии с нашей тоже не имеется, там другие порядки. Во всяком случае, такое создалось впечатление.
      16LARAнаписала 22 июля в 20:55

      Спасибо за интересный рассказ, всегда интересен личный взгляд. Видела также и фильм об этом месте. Теперь еще более убеждена, что это не для меня. И есть у меня вопрос, может быть, кто-то знает. Будучи этим летом в Швейцарии, встречала многочисленные группы индусов, на вопрос, почему это страна так популярна у них, гид ответила, что они получили разрешение на захоронение в реке Рейн (предполагаю что по своему этому обычаю с сожжением, как же иначе), квота на эти дела — 7 человек в год. Потом разговор перешел на другую тему и ничего более мне известно. Вопрос — в какого перепугу им дают это делать ТАМ? Вероятно, потом с какой-то периодичностью приезжают на поминки — туризм такой похоронный. Сейчас меня осенило, а может быть это и есть причина — деньги в страну?

      Спасибо, Лара. Действительно, может, достаточно только почитать, чтобы знать, что такое есть, а самой уже туда ни ногой. Любопытную информацию поведали. Видимо, Ганга уже не хватает. А, может, эти индусы там, в Швейцарии и проживают… Так сказать, недалеко от дома и хотят быть развеянными. Мне сложно что-то по этому поводу точное сказать, но факт любопытный.
    • Christina
      помощь
      Christina
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2009
      22 июл 2013, 21:32
      удалить
      Ольга, спасибо огромное за увлекательный рассказ.
      Именно "увлекательный", ибо меня что то прямо тянет во всякие "вонючие" места в последнее время ))
      Скажу честно, будучи в Непале, и имея возможность посетить это место, я бы обязательно пошла!

      На Мадагаскаре (я об этом напишу еще) тоже практикуют различные неоднозначные ритуалы. Даже не столько погребения, сколько эксгумации ... Я просила тур оператора о возможности посещения этого ритуала. Но, к сожалению, малагаси эксгумируют трупы своих родственников только в определенный сезон (как оказалось!), с августа по октябрь. Поэтому, жаль (( не получилось ...

      Так что, спасибо огромное за этот рассказ!
      Очень интересно.
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      22 июл 2013, 21:47
      удалить
      Christinaнаписала 22 июля в 23:32

      Ольга, спасибо огромное за увлекательный рассказ.
      Именно "увлекательный", ибо меня что то прямо тянет во всякие "вонючие" места в последнее время ))
      Скажу честно, будучи в Непале, и имея возможность посетить это место, я бы обязательно пошла!
      На Мадагаскаре (я об этом напишу еще) тоже практикуют различные неоднозначные ритуалы. Даже не столько погребения, сколько эксгумации ... Я просила тур оператора о возможности посещения этого ритуала. Но, к сожалению, малагаси эксгумируют трупы своих родственников только в определенный сезон (как оказалось!), с августа по октябрь. Поэтому, жаль (( не получилось ...Так что, спасибо огромное за этот рассказ! Очень интересно.

      Ну, вонючести там, в Пашупатинатхе, с избытком, причем откровенной, не мусорной, а жженной, я на натуральности заострять внимание не стала в заметке, чтобы не спугнуть народ дочитать до конца. Про мадагаскарские ритуалы тоже интресно будет почитать. Только, скажу тебе, Кристина, эксгумация — это дело малоприятное, пару раз сама проводила. Если сразу — то еще терпимо, а спустя какое-то время — не все, даже кому необходимо присутствовать, выдерживают. Ну, у нас-то эксгумация, понятно, для чего делается, а вот на Мадагаскаре зачем, да еще с возможным присутствием посторонних, не совсем понятно.
    • Olegon
      помощь
      Olegon
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2009
      26 июл 2013, 10:01
      удалить
      ivankutchinнаписал 20 июля в 22:06

      Интересно, с одной стороны, а с другой как-то все слишком уж ортодоксально. Да и реку во что превратили...


      река святая — в ней смывают нечисти и нечистоты, из неё же и пьют, вода же святая...
    • Tamarita
      помощь
      Tamarita
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 дек 2010
      26 июл 2013, 20:20
      удалить
      Очень интересно! Браво!
    • 16LARA
      помощь
      16LARA
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 авг 2012
      26 июл 2013, 22:19
      удалить
      Olegonнаписал 26 июля в 18:01

      река святая — в ней смывают нечисти и нечистоты, из неё же и пьют, вода же святая...


      Вы это серьезно?
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      27 июл 2013, 09:41
      удалить
      Ольга, всё уже сказали до меня. Восхищена вашим рассказом!!!
    • OlgaVar
      помощь
      OlgaVar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 мар 2010
      28 июл 2013, 11:16
      удалить
      Tamaritaнаписала 26 июля в 22:20

      Очень интересно! Браво!

      Спасибо, Tamarita. Ваши путешествия тоже впечатляют.
      Nina__Pastuhovaнаписала 27 июля в 11:41

      Ольга, всё уже сказали до меня. Восхищена вашим рассказом!!!

      Спасибо, Нина. Любое интересное и непривычное для понимания место оставляет неизгладимые впечатления в памяти.
    • Сообщение удалено.

    Наверх