• Деопатан. Храмовый комплекс Пашупатинатх.
  • Деопатан. Уличная сценка.
  • Деопатан.  Древние святилища храмового комплекса Пашупатинатх.
  • Деопатан. Храмовый комплекс Пашупатинатх и священная река Багмати.
  • Деопатан. Храмовый комплекс Пашупатинатх и священная река Багмати. Гхаты и процесс кремации.
  • Деопатан. Храмовый комплекс Пашупатинатх и священная река Багмати. Гхаты и процесс кремации.
  • Деопатан. Храмовый комплекс Пашупатинатх и священная река Багмати. Гхаты и процесс кремации.
  • Деопатан. Индийские паломники в храме Пашупатинатх.
  • Деопатан. Пикник на берегу реки Багмати..
  • Деопатан. Храмовый комплекс Пашупатинатх и священная река Багмати.  Процесс кремации.
  • Деопатан. Храмовый комплекс Пашупатинатх и священная река Багмати.  Процесс кремации.
  • Деопатан. Река Багмати выше храма Пашупатинатх.
  • Деопатан. Святые люди — садху.
  • Деопатан. Святилища Шивы на берегу реки Багмати.
  • Деопатан. Святилища Шивы на берегу реки Багмати. Лингам-йони в святилище.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан. Тибетская ступа — чортен.
  • Деопатан. Дрова и солома для ритуала кремации в храме Пашупатинатх.
  • Деопатан. Древние святилища храмового комплекса Пашупатинатх
  • Деопатан. Индуистские божества храмового комплекса Пашупатинатх.
  • Деопатан. Дорога к храму Пашупатинатх.
  • Деопатан. Лингам — символ бога Шиву.
  • Деопатан. Дорога к храму Пашупатинатх
  • Деопатан. Дорога к храму Пашупатинатх
  • Деопатан. Главные ворота храма Пашупатинатх.
  • Деопатан. Главные ворота храма Пашупатинатх. Внутри храма — священный бычок Нанди ( транспортное средство бога Шиву ).
  • Деопатан. Главные ворота храма Пашупатинатх.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан. Тибетский буддистский храм.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан. Тибетский буддистский храм.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан. Тибетская ступа-чортен на верщине холма Копан.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан. Тибетская ступа-чортен на верщине холма Копан.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан. Тибетская ступа-чортен на верщине холма Копан.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан. Тибетская ступа-чортен на верщине холма Копан. Фрагмент декора ступы.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан. Тибетская ступа-чортен на верщине холма Копан. Фрагмент декора ступы.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан. Тибетская ступа-чортен на верщине холма Копан.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан. Тибетская ступа-чортен на верщине холма Копан. Наш гид Нарайян.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан. Вид на Катманду с вершины холма Копан.
  • Катманду. Буддистский монастырь Копан. Большой молитвнный барабан.
  • Катманду. Ступа Боуднатх. Обход ступы.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх. Буддистский храм.
  • Катманду. Ступа Боуднатх. Уличная сценка.
  • Катманду. Ступа Боуднатх. Уличная сценка.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх. Вид на окрестности ступы.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх. Буддистский храм.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх. Ритуал обхода ступы.
  • Катманду. Ступа Боуднатх. Обход ступы.
  • Катманду. Ступа Боуднатх. Обход ступы.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх.
  • Катманду. Ступа Боуднатх. Главный вход на территорию ступы.
...
0
Деопатан. Дорога к храму Пашупатинатх. Катманду, Непал
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Деопатан. Дорога к храму Пашупатинатх.

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Катманду

    Катманду

    LAT
  • 27.70663N, 85.31776E
  • Я здесь был
    Было: 162
    Хочу посетить
    3280

    293 материалa по 53 объектам,  6 936 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Hanya 463
    shanin 329
    maklai 268
    Olegon 243
     
    Stas1935
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 окт 2011

    Непал. День третий. Катманду: индуистский храм Пашупатинатх

     
    12 июня 2012 года|| 12| 15581

    Непал. День третий.
    Катманду: индуистский храм Пашупатинатх, буддистский монастырь Копан, буддистская пагода Боутнатх.

    Первый день: прилет в Катманду, встреча с гидом Нарайяном, экскурсия на площадь Дурбар.
    Второй день: экскурсия в монастырь Тритен Норбутсе, посещение пагоды Сваямбунатх и площади Дурбар.

    На третий день после завтрака мы собираем вещи и выписываемся из отеля, так как на следующие две ночи нам забронирован отель около пагоды Боутнатх. Татьяна порекомендовала нам этот отель исходя из того, что пребывание в течение двух ночей в «силовом» поле пагоды Боутнатх, может дать нам новые, неизведанные дотоле, ощущения. Но это будет вечером, а сейчас мы ждем Нарайяна, чтобы посетить индуистский храм Пашупатинатх ( Пашупати — одна из многочисленных манифестаций бога Шивы ). Это очень «сильный» храм, посвященный богу Шиве, святое место и к нему стекаются паломники со всей Индии. У индуистов существует поверье, что побывавший здесь, в той жизни не превратится в низшее существо. У них ( так же как у буддистов ) факт реинкарнации, перерождения, не подвергается сомнению, и главная задача так повести себя в этой жизни, чтобы обеспечить себе счастливую жизнь после смерти.

    Храмовый комплекс находится в центре небольшого городка Деопатан и расположен на обеих берегах священной реки Багмати, которая берет начало в отрогах Гималайских гор и впадает в самую священную реку всех индуистов – Ганг. От парковки дорога к храму идет среди торговых лавочек и прилавков, где туристам предлагаются статуэтки индуистских богов и божеств, персонажей индуистской мифологии, священные маски, тханки, ручные молитвенные колеса, поющие тибетские чаши ОМ, колокольчики и множество другой атрибутики из дерева, металла и камня. Весь товар искусно подделан под старину. Для любителей экзотики и раритетов здесь «непаханое поле».

    Через несколько десятков метров открывается вид на набережную реки Багмати и культовые сооружения храмового комплекса На противоположном берегу реки вдоль набережной стоят одноэтажные постройки, вдали над ними возвышаются шпили многочисленных пагод. На набережной дымятся какие-то костры, много площадок с трехъярусными крышами над ними.

    Сама речка производит неприятное впечатление – она очень мелкая и неимоверно замусорена. По ней даже не плывут, а стоят как в болоте, полиэтиленовые пакеты, бутылки, куски обгоревшей соломы и обгорелых дров. Здесь же бродят дикие обезьяны. Эта картина усугубляется убогими строениями, в которых живут люди, необыкновенно грязными и замусоренными дворами, где в пыли копошатся дети.

    Своими глазами видел, как непалец в реке мыл посуду — тарелки, миски, кастрюли. На «моей» стороне реки группы непальцев устроили пикники на ступеньках набережной, и их не смущает вся эта антисанитария. Я не сомневаюсь в том, что любой из них спокойно помоет руки и лицо водами реки. Ведь это — СВЯЩЕННАЯ река и не надо ее бояться. То ли тысячелетия жизни в такой среде выработали у них иммунитет против всей этой заразы, то ли действительно это священная река, то ли срабатывает самовнушение, но факт остается фактом – ни воды Багмати, ни воды Ганга, ни воды другой реки, впадающей в Ганг ( любая река, впадающая в Ганг, становится священной ), не вызовут у индуистов никаких заболеваний

    «Вводная» Нарайяна по храму Пашупатинатх многое ставит на свои места. Площадки на противоположном берегу называются гхаты и предназначены для кремации умерших. Родные или родственники усопшего размещают его тело на гхате на поленьях, обкладывают дровами и соломой, и поджигают. Для этой процедуры используется только та солома и дрова, которые можно приобрести на территории храмового комплекса. После того, как труп сгорел, его останки, остатки дров и соломы сбрасываются в реку, и когда она принесет пепел и несгоревшие частицы трупа в Ганг, а тот в свою очередь вынесет все это в Мировой океан, то душа покойного достигнет рая. При этом очень важно правильно совершить обряд кремации.

    Два гхата предназначены только для членов королевской семьи и премьер-министра. При храме есть приют для пожилых и смертельно больных людей, есть специальные помещения, в которых главный родственник усопшего после его кремации в течении 30 дней проводит ритуал скорби. Очень сложный ритуал.

    Река неширокая и без напряжения видно все, что происходит на противоположном берегу, а там главное действие – на нескольких гхатах идет кремация трупов. Где-то эта процедура закончилась, и в воду с площадки сбрасывается все, что там осталось, где-то молодые люди суетятся, разжигая костер. Как я не вглядывался, но среди массы людей на той стороне реки и на небольшом мосту через реку мне не удалось увидеть ни одного европейца. Дело в том, что не только храм, но и гхаты являются священными местами и не индуисты туда не допускаются.

    На набережной, где я нахожусь, вдоль реки и выше расположено несколько десятков небольших святилищ, посвященных богу Шиве. Они имеют кубическую форму и увенчаны небольшой пагодой. Святилища строго сориентированы по странам света и в них можно попасть через арки, расположенные на четырех сторонах святилища.

    Внутри каждого святилища установлен лингам – йони. Лингам в виде закругленного сверху цилиндра – символ Шивы, его детородный орган ( фаллос ) означает мужское начало и покоится на особом пьедестале в форме круга — йони ( женский детородный орган ), которое символизирует женское начало. Таким образом, лингам-йони означает единство мужского и женского в природе и во Вселенной.

    При поклонениях лингаму его обязательно омывают жидкостью ( вода, молоко, вино ), которое с йони по специальному желобу стекает на землю, так как лингам не должен стоять в этой жидкости. Процесс омовения лингама — это особый обряд поклонения Шиве.

    Лингамы повсеместно распространены в Катманду, и их можно встретить не только в святилищах, но и в совершенно неожиданных местах. Например, лингам был установлен в нашем отеле «Манаслу». По мнению индуистов его изображение обладает особой силой, и женщины носят лингам как талисман на шее.

    Рядом с одним из святилищ расположилась необыкновенно колоритная троица старцев в ярких одеждах, с длинными бородами и разрисованными лицами. Это садху — святые люди, йоги. Они полностью отреклись от всех земных благ и посвящают себя достижению состояния освобождения от всего бренного через медитацию и познание Бога. Цвет охры в одежде и рисунках на лице символизируют отречение. Желательно дать им какую-то денежку, тем более, если они позволили себя сфотографировать. Собранные деньги они отдают храму. Нарайян сказал мне, что это не настоящие садху и деньги они присвоят себе, но я не удержался и сфотографировал их.

    Сам храм Пашупатинатх имеет четыре входа, один из которых хорошо виден с восточного берега реки, но главный вход в храм находится с противоположной стороны, и я с гидом перехожу через мостик на западный берег Багмати. Здесь много народа — это непальцы и, вероятно, паломники из Индии, которые образуют два потока – в храм и из храма. Нарайян сфотографировал меня перед входом в храм. С этого места в храме виден бычок Нанди – транспортное средство Шивы. Заглянуть внутрь храма я не смог, так как на пороге стояли полицейский и служитель храма.

    Храмовый комплекс поражает своей древностью, экзотикой ( гатхи, садху, полчища обезьян, река Багмати ), колоритными фигурами непальцев и непалок. Хочется побыть здесь подольше, но по программе мы должны посетить буддистский монастырь Копан.

    Собственно это два монастыря – мужской Копан и женский Кхачо Кхаки Линг, где живут и учатся около 500 монахов и монахинь из Тибета и Непала. Монастырь известен далеко за пределами Юго-Восточной Азии своими способами и методами (школа Гелугпа, основана в XIV веке) введения в буддизм Махаяна, он доступен европейцам и для них созданы десятидневные и месячные курсы, на которых преподают тибетские ламы.

    Кстати, один из основателей монастыря ( 1967 год ) Лама Тубтен Еше в 1984 году ушел из жизни, а через три года в Испании была найдена его инкарнация , то есть новое воплощение Тубтен Еше. Мальчика назвали Лама Озел Ринпоче. Он признавался, что до достижения возраста трех лет хорошо помнил свою прежнюю жизнь как Лама Тубтен Еше. Он рассказывал о таких деталях прошлой жизни, которые позволили установить его причастность к личности Тубтен Еше.

    Процедура поиска инкарнации отработана веками, она очень сложная и занимает порой несколько лет. Кроме высоких лам в этом процессе участвуют лучшие астрологи и толкователи снов. Обследуются сотни, если не тысячи, населенных пунктов, опрашиваются тысячи людей, пока, наконец, не будет найден тот, кого ищут. Это должен быть мальчик в возрасте до трех лети, обладающий определенными признаками. Интересно, что именно так выявляется новый Далай-лама! В тибетском буддизме власть по наследству не передается.

    В монастыре мы встретили молодую девушку из Петербурга, которая постигала здесь основы буддизма. До этого она была в Бирме, но ей не понравился буддизм Тхеравады ( хинаяна ) и она решила продолжить обучение буддизму Махаяна в монастыре Копан. Между этими формами буддизма существует принципиальная разница, но я не решаюсь говорить на эту тему, так как боюсь ошибиться и запутать читателя, но могу сказать, что Тхеравада распространен в Таиланде, Бирме и Лаосе, а Махаяна — в Тибете, Непале, Китае, Вьетнаме, Японии, Индии и Корее.

    Чудесная, ухоженная, идеально чистая территория монастыря, прекрасная цветовая гамма, декор и архитектура храмовых сооружений, какая-то первозданная тишина создают состояние радости, спокойствия и умиротворенности. Становится понятно, что в этой атмосфере душевного покоя можно плодотворно погружаться и в медитацию, и в изучение основ буддизма.

    На территории монастыря несколько храмов, большое молитвенное колесо с мантрой «Ом Мани Падме Хум», тибетская буддистская ступа-чортен. Особенно прекрасна последняя. Это настоящее произведение искусства. Ступа расположена на большой поляне, откуда открывается вид на город, а сам монастырь лежит несколько ниже этой поляны. Можно подняться по небольшой лестнице на самый верх холма Копан, и с него она выглядит необыкновенно живописно и очаровательно.
    Т
    ибетская ступа – чортен с одной стороны, символизирует собой Вселенную, с другой стороны, в экзотерическом аспекте, символизирует пять субстанций, на которые распадается тело человека после смерти. Любая ступа-чортен строится не просто так, а как хранилище каких-то реликвий буддизма или в честь каких-то буддистских событий. Кроме того, строятся они по определенным канонам, исходящим из учения Будды.

    В основании ступы лежит квадрат, который в пространстве образует куб и на нем находится несколько квадратных, сужающихся к верху уровней ( ступенек ). На последнем уровне расположен купол в форме усеченной капли воды, а его венчает конусообразный шпиль образованный 13-ю кольцами и заканчивается все это полумесяцем, в котором «лежит» шар с заостренным навершием.

    В символике Вселенной куб в основании означает землю ( твердь ), круг купола — небеса, шпиль – мировая ось и центр мира, кольца – мир, возвышающийся над миром. В символике экзотерики квадрат в основании – твердь земли, купол – вода, шпиль – огонь, полумесяц – воздух, заостренное навершие – эфир. Земля, вода, огонь, воздух, эфир – вот те пять субстанций, на которые распадается тело человека после смерти.

    Ступа на поляне являет собой классический вариант тибетского чортена, но в отличии от таких же ступ, расположенных на территории монастыря, она имеет сложный архитектурный рисунок и богато декорирована живописью, орнаментом и скульптурами. Мифические животные, птицы, существа, скульптуры Будды, сложный орнамент несут в себе определенную сакральную нагрузку. Здесь нет ни одного элемента, который бы был создан для эстетики.

    В своих статьях я неоднократно говорил, что буддистские храмы и культовые сооружения поражают меня своим декором и колором, которые создают настроение жизнерадостности и среди них особенно много красочными являются китайские и тибетские храмы.

    На территории монастыря расположен небольшой ресторан
    и здесь мы решили пообедать. Жена захотела попробовать тибетские пельмени мо-мо и тибетский чай с приправами, а я попросил Нарайяна заказать мне непальский обед. Мне принесли разнос, уставленный десятком маленьких чашечек и блюдечек, где были какие-то национальные блюда. Всего понемножку. Не знаю их названий, но все было вкусно и без особой остроты.

    Здесь мы в первый раз предложили Нарайяну отобедать вместе с нами, т.е. я оплачивал его обед. Я чувствовал себя неудобно, когда мы с женой кушали, а он сидел где-то вблизи и ждал, пока мы насытимся. Он не отказался, но из чувства деликатности заказал для себя самое дешевое блюдо. Это привело к неожиданному для меня результату – впоследствии Нарайян приводил нас на обед в рестораны с недорогой, но качественной непальской кухней.

    В 17 часов заканчивался рабочий день Нарайяна ( после Таиланда, где гид мог приехать за вами в 5 часов утра и привезти в отель в 11 часов ночи, такой регламентированный день гида кажется странным, пока не вспомнишь о том, что вечером возникает проблема со светом ) и мы из монастыря отправились в отель Padma на территории ступы Боуднатх, которая находится в черте города. Она расположена внутри жилых кварталов и Нарайян пару раз останавливал наше авто и выяснял у прохожих непальцев, как нам подъехать к ступе – настолько тесная здесь городская застройка.

    Заезжать на территорию ступы нельзя, и мы со своими вещами идем туда пешком, благо машина припарковалась недалеко от входных ворот. Пройдя в ворота, я останавливаюсь пораженный великолепием ступы Боуднатх. Ее шпиль высоко возносится над окружающими домами, а всевидящие глаза Будды магнетизируют почище, чем у ступы Сваямбунатх. Может быть это объясняется тем, что ступа Боуднатх, согласно непальской легенде, более древняя, чем Сваямбунатх и была построена во времена Будды Кашьяпы, предшественника Будды Шакьямуни ( Будда настоящего ).

    Ступа опирается на восьмиугольное основание и имеет несколько уровней ( ступеней ), по которым можно обходить вокруг ступы. Ее высота 36 метров и в диаметре она имеет 100 метров. Это самая большая ступа в Непале и одна из высоких ступ в мире. По всему периметру основания ступы расположены молитвенные барабаны и небольшие индуистские храмы, а со шпиля вниз спускаются многочисленные разноцветные флажки Лунг-та, что придает ступе нарядный и праздничный вид.

    Вокруг ступы идет очень широкий обход, с внешней стороны которого находятся трехэтажные дома, где на первых этажах расположены торговые лавки, храмы, мастерские по изготовлению тханок и т.д. В одном из таких домов размещается наш отель.

    Обход ( дорожка, круговая улица ) ступы является необходимым архитектурным элементом в буддистском храмовом комплексе. Ступа есть материальное воплощение Будды и всякий, кто входит с ней в контакт ( видит, обходит, совершает подношения ) приобретает духовную заслугу, освобождается от страданий. Буддисты разнообразными способами стараются выразить свое уважение Будде, в том числе и трехкратным обходом ступы или храма по часовой стрелке. Если при этом загадать желание, то оно исполнится.

    После заселения в отель Нарайян отбывает домой, а мы идем гулять. Народу очень много, но европейцев среди них нет, мы единственные представители фарангов. Паломники совершают обход вокруг ступы по обходной дорожке, кто-то это делает по ступеням пагоды. Здесь я впервые увидел ручные молитвенные барабаны. От движения кисти руки они крутятся и выполняют ту же функцию, что и большие молитвенные колеса. Кто-то просто прогуливается вокруг ступы, кто-то отдыхает на расположенных вдоль обхода лавочках. Здесь гораздо больше народа, чем мы видели около ступы Сваямбунатх и четко выражена обходная дорожка.

    Мы возвращаемся в отель, чтобы поужинать и снова идем на прогулку вокруг ступы. Делать в номере отеля нечего, так как свет выключен до 22-х часов. В номере холодно, не работает телевизор, душ, сплит-система. В окружающих ступу домах не светится ни одно окно, благо на небе Луна и мы можем гулять при ее свете. Кроме нас здесь еще несколько десятков человек и среди них мы вычисляем наших соотечественников. Это две девушки – одна работает в Катманду программистом, а вторая осваивает методику изготовления тханок, чтобы на этой основе организовать свой бизнес в Москве.

    Наконец дают свет, и мы возвращаемся в отель. Увы, сплит-система не работает, горячей воды то же нет и мы вынуждены ложиться спать, не снимая верхней одежды. Через два дня мы поймем, что это были «цветочки», а «ягодки» нас ожидали в Нагаркоте, куда мы попадем на 5-й день.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    65 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Катманду
    сообщить модератору
      Наверх