Исторически сложилось так, что город Катманду — это даже и не город, а огромная городская агломерация, состоящая из слившихся городов и поселков. Практически вся долина Катманду сейчас застроена и объединена в единое сельско-городское поселение с условными границами между отдельными районами и населенными пунктами.
Площадь Дурбар и Королевский дворец
Центральная часть Катманду делится на кварталы — толы, образованные вокруг какой-нибудь площади. А сами площади создаются как бы сами собой — на пересечении главных дорог.
В самом центре Старого города в Катманду лежит площадь с крупнейшим в городе скоплением величественных храмов, огромных старинных дворцов, буддистских ступ и колоритных индуистских святилищ. На современных картах эту площадь обозначают как площадь Дурбар (Durbar Square, “Дворцовая площадь”). Но сами непальцы раньше ее северо-восточная часть называли Хануман Дхока, а южную — Басантапур.
На площади Хануман Дхока находится главный вход в Королевский дворец — сейчас его называют Старым дворцом (в 1896 году короли династии Шах переселились из него в новый дворец). Раньше во дворце было около 40 внутренних дворов, но до наших дней сохранилось всего около 10. А туристов вообще пустают только в первые два. При попытке ненароком проникнуть в один из других дворов вооруженный винтовкой охранник (по традиции в королевской гвардии служат только гуркхи) вежливо, но настойчиво попросит удалиться.
Во дворах можно спокойно ходить и фотографировать (или фотографироваться «на фоне» - это для туристов привычнее). Но во внутренних помещениях дворца, превращенных в музей королевской семьи (портреты, фотографии, награды, регалии, личные вещи монархов и тому подобные реликвии) фотографировать категорически запрещено. На входе фотоаппараты отнимают, а внутри в каждом зале охранники, которые только и делают, что следят за посетителями — чтобы они не дай Бог что-нибудь не сфотографировали. Хотя фотографировать-то особо и нечего. Коридоры (и залы) полутемные, экспонаты невыразительные — даже развернуться толклом нельзя, не точто фотографировать. Короче, здесь лишний раз убеждаешься, что дворец снаружи выглядит значительно интереснее, чем внутри. Все же короли строили дворцы не для собственного удобства, а для того, чтобы произвести впечатление на окружающих (в этом отношении непальские дворцы удивительно похожи на первые дачи новые русских в Подмосковье — не живут для себя, а «пускают пыль в глаза» окружающим).
Ступа Сваямбунатх
В 3 км к западу от центра Катманду — то ли в городе, то ли уже за его пределами (это с какой стороны посмотреть — с формальной административной точки зрения, или с точки зрения пешеходной доступности) на холме возвышется ступа, включенная ЮНЕСКО в список мирового наследия. Дойти до нее можно и напрямик через густую сеть улочек — достаточно правильно определить направление. В любом случае дорога вскоре должна вывести на священную реку Багмати. Река, возможно, и священная — с сакральной индуистской точки зрения — но на взгляд европейца она больше напоминает широкую сточную канаву. По берегам устроили мусорные свалки (прямо в самом центре города), а вода в реке больше напоминает канализационные столки.
С берега реки (независимо от места, на которое выходишь) ступа Сваямбуднатх уже прекрасно видна — она стоит на вершине 77-метрового холма. И к ней можно идти уже прямо по азимуту, не проскочишь мимо.
Согласно легенде, пролетая над озером, Манджушри, Бодхисаттва Мудрости, заметил прекрасный цветок лотоса. Очарованный цветком Бодхисаттва решил осушить озеро и своим волшебным мечом рассек холмы так, что вода стала стекать на юг в ущелье Чобхар. Цветок оказался на вершине холма посреди плодородной равнины. Позже вокруг священного цветка построили ступу Сваямбунатх (в переводе «Возникший из ниоткуда цветок лотоса»).
Вообще Сваямбуднатх — буддистская ступа. Но в Непале — преимущественно индуистском государстве — все буддистские священные места по совместительству еще и индуистские. У любой ступы всегда есть индуистские святилища, храмы и жертвенники.
На вершине холма, подняться на который можно только пешком по 365 ступеням (по числу дней в году), отбиваясь от надоедливых обезьян, построили большую белую ступу и нарисовали на ней огромные глаза — с четырех сторон (впрочем, почему-то не совсем точно по сторонам света, а с ошибкой на 60 градусов). Вокруг ступы расположены тибетские буддистские монастыри и храмы (в одном из них — огромная статуя Будды), а также многочисленные индуистские святилища и жертвенники, на которых постоянно чтото сжигают. Поэтому ступа обычно окутана дымом и облеплена паломниками. Но подняться сюда в любом случае стоит. От основания ступы открывается прекрасный вид на застроенную 2-3-этажными кирпичными домами долину Катманды - единственная возможность увидеть город с высоты птичьего полета.
Бюджет
Виза. Виза на границе. Транзит 1 день — 5$. 15 дней — 25$, 30 дней — 40$, 90 дней — 100$, доп день — 2$.
Транспорт. Пешком по старому городу в Катманду — бесплатно.
Питание. Манты «мо-мо» - 25 руий/порция. Жареный вегетарианский рис — 80 рупий. Чай с лимоном и имбирем — 10 рупий. Кока-кола 1 литр — 95 рупий, 250 мл. - 25 рупий. Самса (пирожок с мясом) — 7 рупий. Пирожок с картошкой (и кари) — 2 рупии. Рис с кари — 50 рупий. Риск с кари и жареной лапшой в придорожной столовой — 150 рупий. Яблоки 1 кг — 150 рупий. Арахисовое масло 325 гр. - 175 рупий. Печенье 400 гр — 60 рупий. Арахис 400 гр. - 80 рупий.
Ночлег. Гестхаус «Pigrims» - 10$/сутки за 2-местный номер.
Достопримечательности. Вход на площадь старого Королевского дворца (Durbar Square) – 300 рупий. Вход в музей Трибхувана — 250 рупий (фотоаппараты нав входе отнимают — фотографировать внури запрещено). Вход на территорию ступы Сваямбунатх — 200 рупий.