293 материалa по 53 объектам, 6 936 фотографий
- GPS
- Непал,
Пашупатинатх на реке Багмати – центр духовной энергии. Ч.138
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
«Храмовый комплекс был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году. Этот «обширный индуистский храмовый участок» представляет собой «расползающуюся коллекцию храмов, ашрамов, изображений и надписей, выстроенных на протяжении веков вдоль берегов священной реки Багмати». По словам каждого религиозного посетителя, этот сайт является эмблемой духовной энергии».
Расстояние до него от центра столицы Непала всего 5 км, а вы как будто пересекли границу и оказались в Индии, так как именно здесь находится один из знаменитейших индуистских храмов в честь бога Шивы в виде божества Пашупати (владыки скота, или господина живых существ). Само слово Пашупатинатх состоит из трех санскритских слов: «pashu», означающего животное, «pati»- защитник и «nath» означает Бог. Миф о создании здесь этого храма уходит корнями в далекое прошлое, когда Шива решил сбежать из надоевшего ему дворца на вершине Кайласа. Поиски достойного места привели его в долину Катманду, и он осел там, как бог-покровитель скота. Другие боги нашли его там и пытались силой вернуть во дворец, а бог Вишну схватил за рога оленя, в которого Шива перевоплотился. Рога разлетелись на кусочки, один из которых Вишну воткнул в землю, сделав лингамом, а вокруг него возвел храм на берегу реки Багмати. Со временем храм был забыт до тех пор, пока зарытый лингам снова не был отрыт. А причиной чудесного обретения стала корова, которая поливала своим молоком определенное место на холме Мригастхали. Сметливый пастух начал рыть в этом месте и обнаружил чудо-лингам высотой 1 метр. Кстати, образ Шивы частенько изображают с ланью в руке, а его манифестацию Пашупатинатха в виде лингама с четырьмя лицами. Это легенда, но в ней намек на древность, а если серьезно, то в исторических хрониках о Пашупатинатхе есть упоминания еще в хрониках 7 века.
Оставляем машину на стоянке и выдвигаемся к монастырскому комплексу, куда ежедневно текут людские потоки из паломников со всего мира, основную массу которых все же составляют выходцы из Индии, что говорить про самих непальцев. Многие непальцы не жалеют сил и посещают этот храм рано утром, чтобы совершить пуджу (молитву).
Я уже знаю легенду о создании этого места, и вот как она выглядит из уст нашего Прована. Согласно мифологии, боги иногда маскируются под животных, птиц или людей, чтобы уйти от своей «космической работы» и насладиться земной жизнью. Однажды Шива и его жена Парвати посетили землю в виде оленей. Они добрались до лесных районов Непала и были просто загипнотизированы красотой земли. Добравшись до берега реки Багмати, они решили остаться там навечно. Тогда другие боги и святые решили вернуть мятежную парочку к их космическим обязанностям, но Шива отклонил это предложение. Не имея другого выбора, Боги решили применить силу, чтобы вернуть их обратно. Во время этой колоссальной борьбы, Шива, под видом оленя, потерял один из своих рогов. Этому рогу поклонялись как первому лингаму Непала в Пашупатинатхе. Лингам, как говорят, был спрятан Матерью-Землей и был потерян на несколько столетий, пока однажды, Kamadhenu, божество в виде коровы, не спустилось на землю, орошило почву молоком и не обнаружило потерянный лингам. Сельчане извлекли его и построили вокруг него деревянный храм, и было это в 400 г. н.э. В общем-то, одинаковая интерпретация.
.
.
Есть спрос, есть и предложение, и в данном случае это относится странствующим йогам – садху. Впервые мы их и увидели в Варанаси, и хорошо, что издалека. Здесь, в районе храма Shankaracharya Math, не успели мы пройти несколько шагов, как к нам на костылях приковылял один из таких красавцев. Не думаю, что он принадлежал к ярым последователям Шивы, сознательно умерщвляющим свою плоть с целью обогатить дух – такие, как правило, ведут уединенный образ жизни. Сдается мне, что этот дядя был чем-то типа «мы сами не местные…». Да и Прован поторопился предупредить нас, что если мы сделаем фотографию этого пилигрима, то возможно он начнет канючить «деньги давай!»
Однако вид у него устрашающий: набедренная повязка не первой свежести, желто-красное тело, на груди монисто из бус, но главное – лицо! О, лицо – это целое произведение искусства с боевой раскраской красного цвета. Собранные в пучок на затылке африканские косички игриво украшены розочками из лент, такие же розочки свешиваются с ушей и даже борода украшена чем-то.
«Тилак (тика) и бинди — ритуальные рисунки, которые в своем изначальном значении символизировали принадлежность к индуизму, причем бинди наносят только женщины. Шиваиты, то есть поклоняющиеся Шиве, и шакты, поклоняющиеся Шакти, носят трипундру — 3 горизонтальных полосы, нарисованные пеплом. Бродячие, а также некоторые оседлые садху, также используют золу из своего персонального огня — дхуни (дуни). Вайшнавы, то есть последователи культа Вишну, рисуют на лбу вертикальные полосы белым пеплом или краской, желтой куркумой или сандаловой пастой с красной куркумой в зависимости от секты».
.
Счастливо миновав эту туристическую ловушку, заглядываем за низкое кирпичное ограждение и «узнаем брата Васю» — индуистские фигуры лингама в паре с йони.
.
Благодаря многочисленным паломникам, здесь достаточно цивильно, небольшой садик ухожен, трава подстрижена, дорожки выметены.
.
С правой стороны побеленное здание с аркадой неизвестного происхождения, а с левой такое же, только из красного кирпича и с деревянной аркадой.
.
Здесь как в фильме «Белое солнце пустыни» сидит гарем восточных женщин, в ожидании окрика – «Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай…» А командир у них не товарищ Сухов, а какой-то дядька-Черномор в рыжем одеянии и в чалме.
Поворот направо и выходим на небольшую площадь, сформированную фасадами домов с парой глаз на стене и торжественной (прямо триумфальной) аркой-входом в святая-святых индуистов. На стенах и стойках какие-то плакаты с текстами на непальском языке и только один содержит крупные слова по-английски – «donation box».
.
Главный храм построен в стиле пагоды, внутри укрепленного двора. Весь комплекс разделен на две части, внутренний двор и внешний комплекс. Главный храм традиционно имеет несколько ярусов крыши с резными стропилами-распорками, а сама крыша выполнена из меди и покрыта золотом. Внутрь храма ведут четыре двери, и все они покрыты серебряными листами. Главным идолом в храме является каменный лингам с серебряным змеем. Сразу за большими арочными воротами, можно увидеть золотую статую быка Нанди, ездового животного Шивы.
.
.
.
Сама арка красочно украшена 2 фигурами по бокам (одна из них, слева – четырехрукий Ганеша синего цвета) и фигурой Шивы над вратами. Согласно индуистской мифологии Шива (один из самых почитаемых богов) обладает 11 манифестациями (воплощениями), каждая из которых узнаваема по общим атрибутам. Это — трезубец с висящим барабаном, бусы-четки из семян священного растения и средство передвижения – бык Нанди.
.
.
.
.
Определить какая манифестация Шивы изображена можно по второстепенным признакам — позам и жестам, свойственным именно ей. К этому стоит добавить, что у каждой манифестации есть еще и множество проявлений. В качестве отличительной особенности Непала, здесь Шива изображен на фоне заснеженных гор (визитной карточки Непала), а сбоку от него изображение йони и лингама.
.
Вход в сам храм сторожит вооруженный охранник, еще более строгий, чем в мечети Джамма Масджит в Дели. Мы знали, что по непальской кастовой системе иностранцы (за исключением индусов) отнесены к касте неприкасаемых, самой низшей в иерархии. Чуть выше котируются буддисты, а сливками общества являются высшие касты (брахманы и кшатрии). А самыми недосягаемыми – тагадхари, или «дважды рожденные». Формально кастовое разделение было отменено недавно, но все же, даже приняв индуизм, невозможно стать членом касты. Иностранец так и останется нечистым, именно поэтому нас и не пускают в храмы, дабы не осквернять их своим присутствием. По этой же причине простое человеческое объятие Ричарда Гира по отношению к актрисе индийского происхождения Ашварии Рай, вызвало бурю негодования индуистов и заставило его принести извинения. Более того, даже индуисты рассматриваются и допускаются к разным святилищам по-разному: сикхи, джайны, практикующие индусы западного происхождения и индусы южноазиатской диаспоры!
Повторюсь, что мы знали о категорическом запрете на посещение храма, и не собирались заходить внутрь. Однако охранник при нашем приближении уже занервничал, задергался и начал жестами отгонять нас. Ситуация очень неприятная, мимо нас проходили непальцы, снимая кожаную обувь и оставляя кожаные ремни при входе, а мы стояли в проходе, не зная что делать. В результате с трудом снимаем позолоченную …опу огромного бычка Нанди на приближении и с массой людских голов. Бычок в виде сзади очень колоритен и натурален. Впечатляет! Этот бычок выполнен из золоченой меди, но большинство верующих уверено, что этот телец целиком золотой.
.
Центральный храм Бога Шивы с двухъярусной медной крышей с золотым покрытием в виде пагоды со шпилем был построен в 17 веке для сохранения и поклонения главной святыне – каменному лингаму (вертикальному черному камню высотой в метр) с изображениями лика Шивы по 4-м сторонам света и пятым, направленным вверх. Интересен факт, что предыдущий лингам был уничтожен в 14 веке в ходе мусульманского вторжения. Оценить великолепную архитектуру храма с этой точки не удается, в редкие минуты затишья и отсутствия людей умудряемся увидеть только серебряные рельефы внутри. Желающих попасть внутрь становится все больше, звук шума и гама усиливается, толпа страждущих становится напористей. Верующие идут не с пустыми руками, они несут своим богам немудреные подношения из фруктов, сладостей и цветов. И догадываюсь, что здешний Шива-лингам (в обычных традициях индуизма) обильно поливается кокосовым молоком, обмазывается топленым маслом, и посыпается рисом. Во всяком случае, именно такую картину мы наблюдали в Индии, в доступных для посещений храмах. Представляю, какой ажиотаж здесь в дни праздников, посвященных Шиве! Тем более что этот золотой храм посещает сам король.
Шива-лингам имеет 8 рельефов в виде голов, которые разделены на две части. Смысл верхних голов понятен, а вот нижних нет, так говорит Прован. Он же детализирует свой рассказ, что изображения на каждой из граней уникально и не повторяется. Четыре лица символически представляют четыре Веды и четыре святых места в индуизме. Пятое лицо связано с самореализацией или мокшей (освобождением). В правой руке находятся четки, а левая рука держит горшок с водой. У каждого лица по частям света есть свое имя: с восточной стороны – это Татпуруша. Эта форма ассоциируется с духовностью, и она далека от суетного мира. На южной стороне Агора, лицо которой одновременно является мирным и страшным, а также самым ярким среди всех. Северная сторона обладает лицом с именем Вамадева, которое существует в двойственном варианте, будучи наполовину Шивой, наполовину Парвати. Западная сторона представляет образ с именем Садиоджат, оно известно как детская форма Шивы, и даже обладает чертами невинного ребенка. Лицо, обращенное вверх, известно как Ишаан, и оно без какой-либо формы — Nirakaar. Оно обладает силой Шивы и Шакти, что связано с мудростью, вечным знанием и мокшей.
.
.
Любое тайное место вызывает желание запечатлеть его на фото и видео и поделиться с другими, поэтому я нашла в интернете одну такую тайную съемку внутри храмового комплекса, которую человек вел скрытой камерой – отсюда и качество видео, но все же интересно увидеть, что же там внутри — youtu.be/LelPMlTc17c
Нынешний храм, посвященный Шиве, датируется 1696 годом, но его история восходит к началу пятнадцатого века. Храм был построен Бирпалендрой Малла после того, как бывшее сооружение было сильно повреждено термитами. На протяжении всей своей важной истории храм претерпел так много дополнений и ремонтов, что сейчас трудно сказать, сколько в нем осталось от первоначальной структуры.
Толкаться в дверях и быть незваным гостем на чужом балу скоро надоедает, и мы покидаем столь негостеприимное место. Мне вообще кажется, что вера и религия дело очень тонкое, интимное. Мне ближе некое уединение в храмах, я теряюсь от агрессии толпы и излишней экзальтации. У меня от этого создается ощущение постановочных ритуалов и поклонений, отнюдь не связанных с духом и духовностью.
Здесь, на западном берегу Багмати находится так называемый комплекс Panch Deval (Пять храмов), который когда-то был святым храмом, но теперь служит убежищем для обездоленных стариков, смиренно ожидающих день своей кончины.
.
С восточного берега реки главный храм можно увидеть во всей его красоте. Спускаемся к реке Багмати, чтобы, как все туристы, с другого берега посмотреть на храм, а не постоять у его ворот. Надо сказать, что на территории комплекса храм Шивы не один, здесь множество небольших ступ, храмов и каменных изваяний, некоторые из которых относятся ко 2-8 векам н.э.
.
Снаружи эти здания напоминают склепы, но на самом деле это сакральные постройки, созданные для хранения образа Шивы – лингама (фаллоса).
.
.
.
.
Еще до входа на мост для перехода на его правую (восточную) сторону, оцениваем их количество, а поскольку комплекс посвящен Шиве, то каждый из храмов, действительно, содержит каменную фаллическую скульптуру, а есть и лингамы под открытым небом. Кто-то удосужился их подсчитать, и разместил эту информацию в интернете — их здесь 108! Кстати, только здесь в храме возле самого моста мы смогли поближе разглядеть непальскую камасутру резных деревянных стропил (tundal), на которые опирается крыша пагоды.
.
.
.
Службу в Пашупатинатхе осуществляют брамины из Южной Индии, и эта традиция идет со времен династии Малла. Основанием для этого, кроме исторической давности, служит необходимость продолжения служб даже в период официального траура (длящегося год) по случаю смерти короля Непала. Таким образом, только 4 священника могут касаться священного камня. Однако время идет, и произошедшие политические изменения в стране стали основанием сомневаться в необходимости поддержания этой традиции.
Как для правоверных мусульман посещение Мекки, так и для индуистов желательно хотя бы один раз в жизни совершить паломничество к святыням в Индии. При этом считается, что оно будет неполным без посещения Пашупатинатха и омовения в водах реки Багмати. Только тогда отпускаются все грехи, и можно все начать сначала. Как бы то ни было, здесь, как и в Варанаси, молящиеся осуществляют утреннюю молитву – пудж.
Переходим мост и натыкаемся на группу йогов-садху в оранжевых одеяниях, основной задачей которых является зоркий отсев любителей пофотографировать. Почувствовав возможную денежную выгоду, они принимают замысловатые позы и с королевским величием принимают денежное вознаграждение. Их лица и тела немыслимо раскрашены, а на косматой голове такой колтун волос, что навевает на размышления о наличии там живности. Да и зачем стричь, мыть или расчесывать волосы, если они отказались от всего мирского?
Обходим живописную группу «йоги и компания», и поднимаемся на холм, откуда, действительно, открывается хороший обзор на внутренний двор храма Шивы. Идем от моста налево и на этой стороне, напротив храма Шивы, в ряд стоит шеренга 11 маленьких святилищ, которые содержат внутри ярко раскрашенные лингамы, вздымающиеся из йони.
Берега реки в этом месте обустроены лестницами, причем следуя рельефу холма, за мостом этот сход продолжен тремя платформами, а на их вершине и стоят эти 11 храмов. С правой и левой стороны моста расположены главные «привлекалочки» Пашупатинатха, и именно ради них сюда стремится столько паломников, считающих посещение этого места главным итогом своей жизни – Кремационные гхаты Долины Теней в Пашупатинатхе. Ч.139
.
.
.
Продолжение следует...
- Адрес:
Катманду,
Пашупатинатх
Дешёвый ✈️ по направлению Катманду
- 24 мая 2020, 10:05удалитьСпасибо, что читаете. С нынешним уровнем техники, я решила, что даже через запреты, не может, не найтись кого-то кто бы не выложил фото главного сокровища храма в интернете. И вот время потратила не зря, нашла и фото и его описание. Мне всегда кажется, что интересно узнать детализацию. А уж если ты там сам не можешь побывать, то вдвойне...