293 материалa по 53 объектам, 6 936 фотографий
- GPS
- Непал,
Кремационные гхаты Долины Теней в Пашупатинатхе. Ч.139
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
У подножья храма, на той стороне реки – две каменные платформы-гхаты для кремации членов королевской семьи – мини-Варанаси с рекой Багмати вместо Ганги. Конечно, Багмати не идет ни в какое сравнение с Гангой, в жару она пересыхает и даже страшно подумать, куда бросают так сказать «отходы производства» в этот период.
На одной платформе уже и дровишки сложены в ожидании, а возле другой пара непальцев не то купается, не то что-то ищет. Прован объясняет, что действительно, ищут, и главное — находят. Эти старатели зачерпывают ил со дна и промывают его в воде в надежде найти то, что осталось от сановных чиновников или членов их семей, и бывает, их уловом становятся золотые коронки, деньги и украшения, которые не сгорают в огне, но сбрасываются в реку. Думаю, что такой рыбалкой они занимаются только у этих гхатов в непосредственной близости к храму, чего тратить силы и время на гхаты для менее знатной и богатой публики. По реке неторопливо плывут оранжевые корзиночки с цветами, а служитель храма добавляет к ним мусор из праздничных отходов.
Вдоль правого берега Багмати построены многочисленные площадки для погребальных костров. Кремации на этих платформах являются обычной деятельностью. Пашупатинатх — излюбленное место, куда возят туристов, чтобы посмотреть на столь необычную процедуру похорон в непосредственной близости. В индуизме принято считать, что всеобъемлющая сущность бога состоит из пяти великих материальных элементов или состояний материи (эфир, воздух, огонь, вода и земля). В их понимании умерший человек присоединяется к этим стихиям путем кремации и правда, ведь в процессе сжигания есть и огонь и вода, и воздух, и земля и человек, превращающийся в эфир. Кремация, выполненная по всем затейливым ритуалам, освобождает душу и помогает подготовить ее к реинкарнации.
Река Багмати принадлежит бассейну Ганга, и каждый непалец-индуист мечтает быть кремированным на ее берегах. Левее от моста на западном берегу погребальные гхаты для непальцев победнее, но сегодня всенепальский крематорий простаивает из-за фестиваля, дымится костер только одного постамента. И только одинокий местный рабочий подбрасывает влажные пучки соломы на останки, чтобы тело сгорело полностью.
Тем временем рядом с соседним постаментом, на котором уже уложена поленница дров, появляется группа непальцев. По-видимому, они вышли из храма, где прощались с родственником. Следом за ними из храма выносят покойного, закутанного в желтое покрывало, как ковер. Прован определяет, что это тибетец, а значит, похороны пройдут по-тибетски, с пением и молитвами в храме. Тело усопшего кладут на площадку рядом с постаментом, и оно валяется (другое слово трудно подобрать) там, пока вся толпа стоит к нему спиной, решая какие-то свои задачи. На мосту и напротив скапливаются зеваки (из числа непальцев и иностранцев), чтобы понаблюдать за погребальной церемонией. Тело сгорает за 3 часа, и очень важно регулировать костер, чтобы оно сгорело по максимуму. В последний путь покойного провожают одни мужчины, и это тоже традиция. Лицо обмотано, и его не видно, да индуистам это и не нужно, прощальных поцелуев в ритуале не предусмотрено. Самая затратная часть в процедуре – дрова, и даже их остатки вылавливают из воды по окончании кремации, чтобы пустить их вторичную обработку. Срок погребения умершего экстремально короткий – одни сутки, и поэтому многие больные заранее приезжают сюда и живут в гостевых домиках в ожидании своей кончины.
/
/
Где-то я вычитала, что это место называется «Долиной Теней», и это недалеко от истины, потому что Пашупати, действительно, является для многих индуистов Непала дверью смерти. В стране это место погребения также свято, как индийский город Варанаси, куда каждый индус мечтает попасть, чтобы сделать последний вздох на ступенях гхата. Весь ужас заключается в том, что многие из непальцев влачат печальное и тоскливое существование, голодают, и единственным лучиком счастья для них становится мечта о достойной смерти. И они буквально прибывают сюда, доживают свой век на каменных полатях, чтобы потом оказаться в холодной воде. Для жителей Непала и равнинных регионов Индии этот заключительный акт покаяния считается подходящей подготовкой к таинственному путешествию на другой стороне реки. К счастью мы не увидели этих несчастных (с нашей точки зрения), лежащих в последней стадии болезни, стонущих от боли, но счастливых, потому что они закончат свои дни в святых местах Пашупати (Пашупати – это еще одно имя Шивы). Прован говорит, что когда это событие на самом деле происходит, возводится погребальный костер на одной из плоских платформ. И тогда дым от огня мертвых возносится вверх, создавая те самые тени, в Долину которых уходит тело умершего.
/
Когда тело сгорит, человеческие останки и остатки цветов, траурных гирлянд сбрасывают в воду, которая смывает все следы пребывания человека на земле, унося с собой все его грехи. Мы стоим у стены, пауза затянулась: мы думаем, что надо отдать дань местным традициям, а Прован думает, что нам интересно. Кстати, тому есть пример, пара-тройка европеоидов с огромными объективами специально перешли через мост, чтобы буквально стоя над покойником, фотографировать его.
Становится очень жарко и слава тебе господи, что прощание с этой жизнью проходит без запаха, иначе здесь и пяти минут не выдержать бы.
Окончательно добили нас дети-попрошайки, которых Прован идентифицировал как индийских. Их здесь много, чумазых, нечесаных и голодных. Как они из Индии попали сюда и где живут, неизвестно, но у некоторых уже проявляются нотки агрессии: «деньги давай!»
Конечно, нам этот аспект жизни и смерти индуистов кажется варварским, и если бы мы уже не видели аналогичные погребальные костры в индийском Варанаси, то были бы больше шокированы. Но это ведь не весь ужас, потому что в этой реке Багмати, которая потом впадает в священную Гангу, рано-поутру осуществляется пуджа с омовением, а некоторые только полощут рот. Можете себе представить, в какой воде купаются эти люди?
К сказанному можно добавить то, что индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх почти не пострадал во время землетрясения 2015 года. И в доказательство этого, небольшой видео-ролик — youtu.be/17KvUDLFeMw
Покидая это место, где умершие превращаются в прах, мы идем через поле к стоянке машины, и с интересом видим местное развлечение. Четыре длинные палки воткнуты в землю и перевязаны наверху, между ними – распорка, а на ней качели. Конструкция кажется хлипкой, но на качелях качаются и взрослые. Эти качели тоже отголосок Дашаина, о котором я уже писала — Каждый день Дашаина что-то значит, в т.ч. и кровавое побоище.
/
Дальше – сувенирные ряды с обычным набором товаров и только яркие сухие краски в ячейках лотков останавливают нас – фото вышли отличные! Да, в такой стране, с такими традициями, нужны эти яркие краски, равно как и красочная женская одежда, чтобы создать хотя бы иллюзию радости на этом свете.
/
/
Идем в молчании, каждый переживая печальные воспоминания ухода близких и весь связанный с этим наш ритуал, но Прован решительно вклинивается, говоря, что у нас остался последний сайт из нашей экскурсионной программы — Космические лучи третьего глаза Будды в Будданатхе. Ч.140
Продолжение следует...
- Адрес:
Катманду,
Пашупатинатх
Дешёвый ✈️ по направлению Катманду