В февральском номере "Огонька" вышла моя статья о Шад Тчуп Линге Фотографий из той поездки получилось гораздо больше, чем может вместить журнальный формат, а они представляются мне интересными, поэтому публикую их здесь. Ну и текст заодно, для тех, кто по ссылкам не ходит.
В 2004 году "Огонек" писал о небольшой общине буддистов, живущих на вершине горы Качканар в Свердловской области. Ее основал бывший военный Михаил Санников, обучавшийся в Бурятии и Монголии и получивший монашеское имя Санье Тендзин Докшит. Духовные поиски Михаила начались в юности, когда он поступал в православную семинарию. В армии, в горах на границе Афганистана и Пакистана, часто встречая свидетельства древней буддийской культуры, он понял, что "это его". Место постройки будущего монастыря указал учитель Михаила, лама Дарма Доди Жалсараев, он же дал ему название "Шад Тчуп Линг", что означает "место практики и реализации".
Теперь Шад Тчуп Линг известен далеко за пределами Урала, его посещают как интересующиеся буддизмом, так и просто туристы.
Из-за удаленности и труднодоступности строительство продвигается медленно, но постепенно будущий монастырь обретает очертания. Постройки вписаны в скальный массив и сориентированы по сторонам света.
Помимо жилых и хозяйственных помещений по всем тибетско-монгольским канонам построены две ступы, эти важные ритуальные сооружения предназначены для гармонизации пространства и приумножения благих заслуг. Сейчас в процессе строительства изваяние Будды Шакьямуни, планируется сооружение храма.
Лама Докшит неистощим на изобретения. Сам спроектировал и собрал канатный подъемник, смастерил снегоход, экспериментирует с солнечными батареями и энергией ветра. В хозяйстве имеются корова и коза, куры и ездовые собаки, которые в зимнее время являются основной тягловой силой.
Забота о живности, обогрев, добывание воды из льда требуют постоянного внимания, но значительная часть времени посвящается духовным практикам. Сейчас у ламы Докшита шесть постоянных учеников. Он не называет их монахами, так как для посвящения необходимы строгие условия, которых Шад Тчуп Линг пока не имеет.
Зимой Линг похож на полярную станцию или на космический корабль, безмолвно парящий в ледяном пространстве над миром людей. Однако цивилизация ближе, чем кажется. Некоторое время назад возникли разногласия с Качканарским ГОКом, циклопические карьеры которого находятся совсем рядом: руководство комбината считало, что монастырь строится на их земле, однако сейчас претензии вслух не высказываются. Согласно теории ламы Докшита, буддизм на Урале имеет глубокую историю, а название горы Качканар имеет корни в языке калмыков, которые кочевали в Зауралье в XVI веке.
Предыдущая заметка о монастыре: Филиал Страны Снегов